Саммит, дела-дрова и кулуары…

14.05.2003 00:00

Саммит, дела-дрова и кулуары…

Не успели отгреметь по всей Греции фанфары после окончания Саммита Европейского Союза на высшем уровне16-17 апреля, как новый саммит, теперь уже на уровне министров иностранных дел принимает у себя Эллада.
Саммит проходит на территории уже не континентальной Греции, а на островах Родос и Кастелоризо. Несмотря на то, что прибытие министров началось еще на минувшей неделе и проходило в легкой непринужденной атмосфере – саммит -то неофициальный, ситуация сложилась мало приятная.
Основным лейтмотивом саммита стал отношения между ЕС и США. Тема эта висела в воздухе давно, но вот война в Ираке и разница в подходах к проблеме обострили ее до невозможности.
Именно в этой ситуации Георгос Папандреу,  который известен как самый последовательный сторонник евроатлантического тандема, старается сгладить самые радикальные антиамериканские настроения,  существующие среди его европейских коллег.
Именно поэтому первой темой, которую обсуждали министры на неформальном саммите, стала проблема Ирака. Затем последовал вопрос Палестины и активизации внешней политики ЕС в регионе Ближнего Востока.
На второй день главные дипломаты стран-членов ЕС погрузились на корабль и отправились на остров Кастелоризо. Выбор места был неслучайным. Остров перешел под юрисдикцию Греции еще по договору 1947 года с Италией. Однако, на протяжении последних 50 с лишним лет, он является источником напряженности в греко-турецких отношениях. Проведение заключительного дня саммита на Кастелоризо было блестящим дипломатическим ходом Греции. На второй день саммита министры обсудили на острове вопросы безопасности в Европе и, в частности, на Балканах. А затем последовала официальная встреча министров ЕС с их коллегами из трех стран кандидатов – Болгарии, Румынии и Турции. Этим Греция еще раз напомнила Анкаре, что в Эгейском море проходит не просто граница Турции и Греции, но и граница Турции с Европейским Союзом.
Так что, все нарушения воздушного пространства  - это не просто глупая шутка над Грецией, это камень в огород ЕС.
Но все это пока официоз. На самом деле, созывать неформальный саммит министров иностранных дел ЕС понадобилось еще по одной причине. Ситуация не такая уж оптимистичная. Евросоюз переживает последние пол года период тяжелейшего испытания – на прочность. В рядах европейской семьи образовалась брешь, заботливо проделанная Вашингтоном. Все началось, когда еще в феврале Англия, Испания, Италия и Португалия выступили в поддержку военной кампании против Ирака. Кроме того, часть новичков в стане ЕС стало поддерживать США. Так сложилось проатлантическое ядро. Яростными противниками американской и соответственно критиками проамериканистов стали представители  германо-французской оси, которые выступали за повышение роли ООН и активизации собственно европейского центра силы.
На минувшей неделе окончательно оформилось и заявило о себе это проевропейское ядро ЕС – Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. Их сепаратная встреча дала возможность другим странам-членам ЕС выступить с протестом против создания узкого круга привилегированных членов Союза. Щредер с Шираком вяло отвечали, что это был вовсе «не сепаратный сговор», что так просто представляют ситуацию «атлантисты». Таким образом, в ЕС две радикальные группировки, которые сейчас активно тянут на себя лавры самых правильных в сообществе.
Кто бы в этой ситуации не выиграл, хуже всего придется ЕС, который может стать жертвой этих разборок. Вот этого и опасается главный евро-атлантический мечтатель. Папандреу отличается от атлантистов тем, что он грек-пацифист и сторонник решающей роли ООН в международных делах. Нельзя при этом сказать, что он забывает о Европе. Один из ярых сторонников углубления европейской интеграции, он торопит как никто другой разработку единой конституции ЕС и ее официальное принятие 25 странами-членами. При всем при этом, от чистого европеиста он отличается тем, что еще верит в то, что любовь между Вашингтоном и официальным Брюсселем может помочь обоим берегам Атлантики. Наверное, в эту идею уже мало кто верит не только в Брюсселе, но в Вашингтоне. А Георгос верит, он все еще стремится сохранить мир в Европейском Союзе, дружбу с Америкой и вообще мир на планете. Вещи, казалось бы, несовместимые.
И иногда я не знаю, гордиться ли нам таким министром или предложить ему пройти тест на инфантильность? Хотя, знаете, с другой стороны, над Колумбом тоже смеялись, а Коперника вообще сожгли. А они оказались правы. Так что я, как и он, буду надеяться. Надежды юношей питают.

Всеволод САМОХВАЛОВ

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 2089

ИСТОЧНИК: http://omonia.grek.ru