Йоргос Папандреу: «Инвесторам больше не надо бояться Греции»

Йоргос Папандреу: «Инвесторам больше не надо бояться Греции»

21.10.2010 00:18

Йоргос Папандреу: «Инвесторам больше не надо бояться Греции»

Греция успешно борется не только с бюджетным дефицитом, но и с дефицитом доверия со стороны мировых финансовых игроков, уверен премьер-министр страны Йоргос Папандреу. В интервью немецким журналистам греческий лидер рассказал о борьбе с кризисом и своем отношении к претензиям, которые европейцы высказывают в адрес Афин. Г-н Папандреу заявил, что Европа должна создать общий валютный фонд, ввести единые налоги на финансовые транзакции и на выброс СО2 в атмосферу.

Вопрос: Г-н премьер-министр, в годы военной диктатуры ваша семья подверглась преследованиям со стороны хунты «черных полковников» и была вынуждена эмигрировать из Греции. Когда вы испытывали более сильное отчаяние — тогда или же осенью 2009 года, когда в качестве вновь избранного премьер-министра Греции вы знакомились с состоянием государственных финансов своей страны?
— Если диктатура отнимает у тебя свободу, если под покровом ночи арестовывают твоих отца и деда, то это, конечно, драматичнее. Ты парализован чувством своей беспомощности. Сегодня другая ситуация. Я несу ответственность перед всей страной, которая находится в очень трудном положении. Страх стать изгоем рынка, страх перед большими рисками финансового кризиса — это одна из форм террора.

Вопрос: Так, бороться против анонимно действующих террористов рынка труднее, чем против хунты?
— Я не стал бы называть кого-то террористами, но террор рынка существует. В Греции воцарилась атмосфера страха. Граждане не знали, что с ними произойдет завтра. Чего им предстоит лишиться: работы, сбережений, пенсий, валюты. Грозит ли государственный дефолт. СМИ писали об этом с утра до вечера, поэтому, что касается реформ, мы действовали быстро и прозрачно, как только могли. Причем быстро не только по греческим понятиям.

Вопрос: Вы сказали однажды, что для того, чтобы добиться в Греции успеха, надо изменить местный менталитет. Но ведь это задача для нескольких поколений. Разве можно ее решить за один или два срока на посту премьера?
— Менталитет создается на базе привычных схем поведения. Мы изменяем менталитет, меняя практику жизни. Мы хотим прозрачности и соблюдения принципа «вознаграждение только за реальную работу» в системе государственной службы. Мы боремся с коррупцией и кумовством. С помощью Интернета мы хотим показать гражданам, куда направляются собранные налоги. Правосознание страдало из-за того, что у граждан создалось впечатление, что коррупция проникла повсюду, вплоть до верхних эшелонов власти. Когда в результате прозрачного управления достигается новый уровень доверия, то и сами люди проявляют большую ответственность.

— Но ответственность и солидарность — это как раз то, чего так часто не хватает в Греции.
— Возьмем Олимпийские игры 2004 года. Все утверждали, что греки не способны организовать подобные соревнования, что на добровольных началах они делать ничего не станут, что Афины — грязный город, что не избежать терактов. Но эта Олимпиада в плане организации стала одной из лучших в истории Игр. Люди не рабы своих привычек. Люди хотят перемен, и поэтому они нас и выбрали.

Вопрос: Европейские правительства предоставили Греции много денег. Можете ли вы гарантировать, что сделали они это не напрасно?
— Мы боролись с двумя разными дефицитами: финансовым и доверия. Действуя быстро и жестко, нам удалось восстановить доверие. Первые положительные сигналы уже налицо. Норвежские фонды покупают греческие государственные облигации, инвестиции в размере 2% от нашего ВВП планирует Катар, Китай приобретает терминалы в порту Пирея. Греция больше не та страна, которую надо обходить за версту, — она стала привлекательной для инвестиций.

— Многие эксперты настроены пессимистично и утверждают, что Греция вернуть своих долгов не сможет и их все равно придется рефинансировать.
— Если бы это действительно входило в наши планы, то разумнее было сделать это сразу, когда кризис только начинался. Но именно это мы и хотим предотвратить. Мы стремимся к тому, чтобы инвесторы нам доверяли.

Вопрос: Ни одно другое государство не использовало европейскую солидарность в таких масштабах. Как вы воспринимаете обидные упреки, звучащие в адрес Греции во многих странах?
— Согласен, что данный кризис имеет национальные особенности. Но тут мы имеем дело и с проблемами, которые выходят за пределы Греции. Только один пример: коррупция — проблема не только греческая, но и мировая. Что означает существование налоговых оазисов? Определенным людям они помогают грабить свои страны. С этой проблемой сталкиваются все европейские страны — одни в большей, другие в меньшей степени.

Вопрос: Скажем, многие немцы не понимают, с какой стати они должны платить за Грецию?
— Мы благодарны за проявленную по отношению к нам солидарность, но все деньги мы вернем, причем с процентами. Кроме того, эти кредиты являются инвестицией в другую, новую Грецию. Европа помогает нашей стране измениться, и это хорошо для всей Европы.

— Но Греции оказывают помощь не все члены Евросоюза. Так, от этого отказалось правительство Словакии.
— Правительства должны всегда учитывать национальные особенности своих стран — так произошло и в Словакии. Тему оказания финансовой помощи Греции тамошние политические партии использовали в предвыборной борьбе. Поэтому в будущем нам необходимы механизмы, которые работали бы на общеевропейском уровне. Я поддерживаю идею Европейского валютного фонда. Кроме того, нам нужна европейская программа экономии, причем в данном случае я бы говорил о программе экономической ответственности. Нам необходимо совместно инвестировать в образование, технологию и инфраструктуру, чтобы сделать Европу более конкурентоспособной. В моем представлении Европа должна иметь общий валютный фонд, единые налоги на финансовые транзакции и выброс СО2 в атмосферу. Таким образом, возникло бы настоящее экономическое правительство Европы.

Вопрос: Еврокомиссия вместе с министром финансов ФРГ предлагают, чтобы те страны, которые не соблюдают установленных долговых нормативов, в будущем автоматически подвергались наказаниям. Что вы думаете по этому поводу?
— Для реализации некоторых предложений необходимо видоизменить договоры о Евросоюзе. Я не возражаю. Нам необходимы более строгие правила и максимум прозрачности. Если бы некоторые из этих правил действовали уже в прошлом, то мы бы не оказались в той ситуации, в которой находимся сегодня.

— Более строгие правила, общеевропейские налоги, общий валютный фонд — для того чтобы воплотить все это в жизнь, вам сначала еще надо убедить большинство европейцев, что имеет смысл помогать Греции.
— Мы сделаем, что сможем. Европа увидит, что мы изменяемся. Но речь идет не только о Греции, но и о Европе. Атака была направлена не против нас, а против евро. Сейчас это была Греция, а завтра это может произойти и с другой страной. На примере Греции мы пытаемся доказать, что сотрудничество для Европы — путь к успеху.

Вопрос: Во многих странах усиливается и скептическое отношение к Евросоюзу. Видимо, виновата в этом и Греция?
— Очень просто показывать на других пальцем: эти плохие греки, эти плохие немцы, эти плохие испанцы... Если мы станем так делать, то для Европы все кончится катастрофой. Справиться с финансовым кризисом мы сможем только общими усилиями.

Вопрос: Если все пойдет, как намечено, как через десять лет будет выглядеть Греция?
— Сегодня потенциал Греции в рамках Европы полностью пока не использован. Гораздо больше мы можем делать, скажем, в плане развития экологичной техники и возобновляемых энергий. Солнца и ветра у нас в избытке. Их энергию мы можем использовать в традиционном для нашего сельского хозяйства производстве высококачественных морепродуктов. Сельское хозяйство Греции потеряло конкурентоспособность, в частности, и из-за субвенций ЕС. Мы перестали думать о том, что производим, сосредоточившись на мыслях о том, что можно дотировать. Нам также необходимо усилить свою судостроительную отрасль, ведь наш флот уже сегодня самый большой в мире. На высокий уровень качества мы хотим поднять нашу туристическую отрасль, сделав упор на экологическую чистоту и полезные для здоровья деликатесы Средиземноморья. Греция — это не только солнце, пляжи и анисовая водка. Все это, конечно, хорошо, но недостаточно. Греция должна стать оздоровительным spa-центром Европы. Тут кое-кто во время кризиса предлагал нам даже продать пару островов…

—… такое предложение звучало, например, из уст двух депутатов немецкого бундестага, представляющих входящие в правящую коалицию партии.
— Абсурдное предложение! Эти острова — ценность для всех европейцев, а не только для пары богачей, которые их купят. Мы собираемся превратить их в spa-острова.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 2419

ИСТОЧНИК: http://www.rbcdaily.ru/