07.05.2010 12:07
Французские банки вложили в Грецию больше денег, чем немецкие
Крупнейшими в еврозоне держателями государственных облигаций Греции являются, наряду с греческими банками, кредитно-финансовые институты и страховые компании Франции и Германии. К тому же парижские банки имеют в Афинах дочерние структуры. Поэтому французский финансовый сектор пострадал бы от возможного банкротства Греции куда больше, чем немецкий.
BNP Paribas - крупный держатель греческий облигаций
Суммарный объем портфельных и прямых инвестиций французского финансового сектора в Грецию оценивается в 50 миллиардов евро. При этом основная часть этой суммы приходится вовсе не на греческие государственные облигации, которые находятся сейчас в центре общественного внимания.
Главным держателем таких бумаг во Франции является крупнейший в стране финансовый институт BNP Paribas, который в четверг, 6 мая, неожиданно объявил, что вложил в долговые обязательства Греции порядка 5 миллиардов евро. До сих пор считалось, что крупнейшим французским покупателем таких облигаций является второй по величине французский банк Société Générale, инвестировавший в них около 3 миллиардов евро. По данным банка Crédit Agricole, его вложения в греческие облигации достигают 850 миллионов евро. Ведущий французский страховой концерн Axa держит бумаги на 500 миллионов евро.
Учитывая 3 миллиарда евро, выданные греческим пароходствам и другим крупным компаниям в виде кредитов, BNP Paribas задействован в Греции на общую сумму в 8 миллиардов евро. Руководство банка, ссылаясь на масштабы своего бизнеса, заверяет, что такая сумма "не существенна". Для сравнения: чистая прибыль BNP Paribas в первом квартале 2010 года составила 2,28 миллиарда евро. Так что общие "греческие риски" крупнейшего французского банка сопоставимы с его вероятной годовой прибылью.
У Société Générale и Crédit Agricole - дочерние банки в Афинах
В куда более уязвимом положении находятся два его важнейших конкурента внутри страны. Дело в том, что Société Générale принадлежат 54 процента акций греческого банка Geniki, а Crédit Agricole владеет 82 процентами банка Emporiki. Именно на эти пакеты акций и приходится основная часть тех 50 миллиардов, которые были вложены в Грецию французским финансовым сектором. Поскольку греческие банки всегда активно кредитовали правительство в Афинах, покупая его облигации, возможный дефолт нанес бы по ним тяжелейший, быть может, даже смертельный удар, что обернулось бы серьезными убытками для их парижских материнских компаний.
В Германии под ударом оказались бы HRE и Commerzbank
В отличие от французских банков, немецкие кредитно-финансовые институты не имеют собственных "дочек" в Греции. Однако и они вложили многомиллиардные суммы в государственные облигации этой страны. Крупнейшим немецким кредитором правительства в Афинах является мюнхенский банк Hypo Real Estate (HRE), который к концу 2009 года держал облигации на сумму в 7,9 миллиарда евро. В 2008 году именно HRE стал главной немецкой жертвой всемирного финансового кризиса: государству пришлось экстренно закачать в этот институт, специализирующийся на крупномасштабном ипотечном кредитовании, более 100 миллиардов евро, а затем и национализировать его.
Другим крупным немецким банком, в капитал которого ради его спасения пришлось войти немецкому государству, является франкфуртский Commerzbank. В его инвестиционном портфеле к концу первого квартала нынешнего года лежали греческие облигации на сумму в 3,1 миллиарда евро. Земельный банк из Штутгарта Landesbank Baden-Württemberg держит греческие бумаги на сумму в 2 миллиарда евро. Почтовый банк Postbank, входящий в группу Deutsche Bank, приобрел в Греции облигаций на 1,3 миллиарда евро. У других немецких финансовых институтов соответствующие позиции менее крупные.
Вот и получается, что правительства в Париже и Берлине, оказывая финансовую помощь Афинам, тем самым косвенно отводят потенциальную угрозу от системообразующих банков в своих собственных странах. Причем в данном случае французских и немецких банкиров даже трудно обвинить в легкомыслии: покупая в минувшие годы греческие облигации, они исходили из того, что это - надежные бумаги солидного эмитента. Ведь до недавних пор политическая установка гласила, что страна, входящая в еврозону, не может оказаться банкротом по определению.
Андрей Гурков