16.02.2004 00:00
Греция пошла на рекорд. Экономический
Спортивная волна понесла экономику Греции вверх. Во имя олимпийского движения сюда направляются огромные финансовые ресурсы как из национального, так и из общеевропейского бюджета. За счет олимпийских денег строятся стадионы, а заодно решаются застарелые проблемы транспортной и дорожной инфраструктуры. Но вряд ли это радикально изменит общую ситуацию: репутация страны у инвесторов не ахти.
Греция оказалась лидером в ЕС по темпам экономического роста. По данным Министерства экономики страны, рост ВВП за 2003 год составил 4.7% - наилучший показатель для Греции за последние 25 лет. Все решили бюджетные инвестиции в развитие спортивной и транспортной инфраструктуры страны, которая станет местом проведения Олимпийских игр в августе этого года. Именно они, а также помощь по линии Евросоюза выводят страну в лидеры ЕС по темпам экономического роста.
Начиная с середины прошлого десятилетия Греция стала крупным получателем европейских трансферов, помогающих стране преодолеть отставание от европейских стандартов. До недавних пор самая бедная страна в ЕС, Греция сегодня, после 7 лет уверенного экономического роста (в среднем 3-4% ВВП в год), стремительно сокращает отставание от своих богатых партнеров. В 2003 году она переместилась уже на второе место с конца (после Португалии) по уровню благосостояния населения. Сегодня реальные доходы населения страны составляют 73.5% среднеевропейского уровня.
За два с половиной года подготовки к Играм из государственной и европейской казны на строительство только стадионов и других спортивных объектов было израсходовано более 4.3 млрд. евро. А на текущий год правительство страны приняло рекордную инвестиционную программу стоимостью 9.25 млрд. евро (5.6% ВВП).
Однако, помимо возведения спортивных объектов, приходится решать и старые проблемы. Правительство сегодня тратит миллиарды евро на достройку столичного метро, новые железные дороги, порты, современные транспортные автомагистрали и столичные развязки. Еще несколько лет назад передвижение по улицам столичного мегаполиса было занятием весьма проблематичным - узкие улицы, отсутствие развязок и скоростных магистралей. За два десятка лет удалось построить всего одну ветку метро. Путешествие по стране на машине доставляло также немало проблем. Исключение: платная магистраль Афины-Салоники - единственный в стране автобан европейского уровня. Греция до сих пор считается в Евросоюзе страной с самыми плохими и неудобными автодорогами.
В процессе подготовки к Олимпиаде, а также на деньги, получаемые по линии ЕС в рамках программы выравнивания экономических потенциалов членов Европейского союза, ситуацию с транспортной инфраструктурой удалось несколько поправить. Ветку метро, соединяющую Афины с портовым Пиреем, почти достроили, в мегаполисе наконец появилась современная сеть транспортных развязок, соединяющая весь полуостров. Кроме того, благодаря низким процентным ставкам и налоговым послаблениям страна переживает настоящий строительный бум - рост ипотечного кредитования, по данным Центробанка Греции, в прошлом году увеличился на 17%.
"Не секрет, что инвестиционный и строительный бум в Греции - результат европейских трансферов и олимпийской инвестиционной программы правительства, - говорит Томос Пакер, эксперт по Балканам Центра исследования мировых рынков (WMRC). - Однако увеличение инвестиционной активности государства до сих пор достигалось за счет дефицитного бюджета. В этом году увеличение бюджетного дефицита до 1.4% ВВП стало также возможным благодаря коллапсу европейского Пакта стабильности. Однако олимпийский запал в экономике может закончиться вместе с прекращением "золотого" бюджетного дождя".
После Олимпиады на очереди решение других задач - социальных проблем, сокращения огромного госдолга и достижения бюджетной сбалансированности. Бюджет на 2005 год планируется уже строго профицитным - необходимо выполнять финансовые стандарты Брюсселя. Правительству не удалось добиться сокращения государственного долга (в 2003 году - 101.7% ВВП) в период активного роста, придется заняться этой проблемой в более сложных условиях. Уже в следующем году специалисты WMRC ожидают начала снижения темпов экономического роста.
Михаил ХМЕЛЕВ