17.02.2004 00:00
Афины просят Лондон вернуть фрагменты Парфенона
Премьер-министр Греции Костас Симитис предложил британскому премьер-министру Тони Блэру предоставить Греции на время проведения Олимпийских игр фрагменты Парфенона, вывезенные англичанами 200 лет тому назад.
Биография Акрополя складывалась из жестоких потрясений: за три тысячи лет существования его сжигали, взрывали, расстреливали. А еще - растаскивали: кто по камушку, а кто и целыми фрагментами. В 80-х годах XVIII столетия французский посол в Турции, владевшей тогда Грецией, предписывал своему агенту "похищать в Афинах и вокруг Афин все, что можно похитить". Одно из наиболее известных похищений богатств Акрополя совершил британский посол при султанском дворе Томас Брюс, известный впоследствии как лорд Эльджин. Получив от турок разрешение взять с Акрополя "некоторые обломки камней с надписями и фигурами", он за два года вывез в Англию 12 фигур с фронтонов Парфенона, 15 каменных прямоугольных плит, 56 плит фриза, кариатиду из Эрехтейона и другие фрагменты. Вскоре все это великолепие оказалось в Британском музее в Лондоне. Так европейцы впервые познакомились с подлинными греческими скульптурами. Но Акрополю был нанесен непоправимый ущерб, вызвавший негодование многих известных людей того времени. Наиболее язвительно откликнулся на этот "культурный подвиг" лорд Байрон.
Обретя в 1830 году независимость, греки не раз ставили перед правительством Англии вопрос о возврате увезенных сокровищ, надеясь на добрую волю властей дружественного государства. В ответ - или дипломатическое молчание, или недвусмысленный отказ. Убежденной поборницей идеи возврата так называемых "мраморов Эльджина", возобновившей переговоры по этой проблеме, была министр культуры Греции, всемирно известная певица Мелина Меркури (ныне покойная). В интервью, которое "Известия" взяли у нее еще в 1990 году, она говорила, что "возврат скульптур Парфенона из Лондона - не просто требование греческого правительства или греческого народа, продиктованное чувством горечи. Возврат фрагментов для обновления мраморного украшения памятника - требование самого памятника. Ведь фриз и другие фрагменты Парфенона - его неотъемлемые составляющие части".
Сегодня эта проблема приобретает особое звучание в связи с предстоящими Олимпийскими играми, когда миллионы глаз будут прикованы к Афинам. Можно представить, какое облегчение испытают люди со всех уголков земли, когда увидят, что национальная святыня Эллады вернулась туда, где находилась в течение многих столетий.
Что же предлагает Греция в виде разумного компромисса? В октябре минувшего года, встречаясь с британским премьером Тони Блэром, премьер-министр Греции Костас Симитис так сформулировал задачу: вернуть родине фриз Парфенона на время проведения Олимпийских игр 2004 года. При этом он добавил, что вопрос должен быть улажен как можно скорее. Министр культуры Греции Эвангелос Венизелос конкретизировал этот путь, представив его в форме многолетнего заимствования, без разрешения вопроса о собственности.
В самом деле, разве не противоестественно, что одна часть бессмертного памятника находится в Афинах, а другие - в Лондоне? Можно ли представить часть стены Колизея в Риме, а другую где-то в другом месте? Или подобное же раздвоение храма Покрова на площади перед Кремлем?
Сейчас завершается возведение в Афинах Нового музея Акрополя, где в отдельном зале будет выставлен фриз Парфенона. Предполагается, что это станет совместной инициативой Нового музея Акрополя и Британского музея. Со своей стороны, Греция обязуется в порядке обмена периодически организовывать выставки греческих древностей в залах Британского музея в Лондоне.
Обращение Греции рассчитано на отзывчивость английского народа и его уважение к великим человеческим ценностям. Что касается разногласий истории с юриспруденцией, то греческое правительство сознательно не делает на них акцент, надеясь со временем найти согласие и здесь. Главное, как подчеркивает в своих заявлениях и обращениях греческий министр культуры, это перейти в подобных ситуациях, а их в мире немало, на современные представления о защите мирового культурного наследия.
Показательно, что процесс возвращения культурных ценностей на их родину уже пошел. Та же Великобритания вернула некоторые вывезенные реликвии отдельным государствам Африки. О решении отправить из Палермо в Грецию мраморный осколок ступни богини Убеждения объявила Италия.
Тема возвращения фрагментов Парфенона широко обсуждается в английской печати. Месяц назад известная спортсменка Теса Сандерсон заявила газете "Санди таймс": "Скульптуры должны быть возвращены тем, кому они принадлежат, - в Грецию. Это было бы жестом доброй воли, особенно сейчас, так как этот год - олимпийский". Та же "Санди таймс" опубликовала показательную цифру: идея возвращения скульптур Парфенона сегодня находит поддержку у 90% персонала британских музеев.
Раздаются и предложения о референдуме в Великобритании на эту тему. Но, как шутят англичане, авторы этой идеи боятся, что референдум не принесет им желаемого результата.
Российская художественная общественность и все любители греческой культуры в России также одобрительно относятся и к этой инициативе, и к сдвигам в ее осуществлении. В Москве создан Российский комитет поддержки инициативы возвращения фрагментов Парфенона из Британского музея в музей Акрополя в год Олимпийских игр. Председатель комитета - известный российский скульптор академик Николай Никогосян. В декларации комитета, в частности, подчеркивается: мы расцениваем возвращение фрагментов как проявление чуткости в восприятии явлений культуры. Фазиль Искандер считает, что "какие бы отклонения от нормы ни бывали, национальные святыни всегда должны быть у того народа, которому они принадлежат". С ним согласен Зураб Церетели: "Возврат шедевров Парфенона был бы актом справедливости".
• Георгий МЕЛИКЯНЦ