23.04.2003 00:00
Сомнения по поводу расширения Евросоюза
16 апреля т.г. на встрече в верхах ЕС в Афинах в эту организацию было принято 10 государств (Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония), и общее число членов достигло 25. Кроме того, обсуждалось введение поста президента ЕС, избираемого на 5-летний срок для преодоления разногласий и противоречий внутри Евросоюза.
Перспективы ЕС представляются нам далеко не такими радужными, как хотят показать лидеры Евросоюза. Есть сомнения, что расширение ЕС приведет к укреплению данной организации.
Очевидно, например, что в ЕС нет политического единства. Вопрос Ирака показал, что ЕС как единой политической силы не существует, разногласия слишком сильны и крупные страны предпочитают сами определять свою внешнюю политику. Единым государством ЕС не стало и вряд ли может стать. Расширение только осложняет эту проблему.
Точно также трудно поверить, что Президент ЕС может превратиться в реальную политическую фигуру, стоящую над национальными лидерами, например, над президентом Франции. Скорее это будет нечто вроде зитц-председателя по типу К.Аннана в ООН – почетно, но не очень важно. В этом смысле крайне сложный и неповоротливый механизм функционирования ЕС сохранится.
ЕС уже стал синонимом бюрократизма при наличии всего 15 стран-членов. Добавление еще 10 государств может только усложнить эту систему и сделать ее еще более неповоротливой, так как по всем важным вопросам придется иметь дело с 25 суверенными парламентами, в которых присутствуют очень разные политические силы. Полное согласование интересов 25 стран по всем вопросам – крайне сложная задача сама по себе, а декларируемое углубление интеграции может сделать ее только сложнее.
Скажем честно, новые члены стремятся в ЕС, чтобы получить вполне конкретные преимущества, но число стран-доноров не увеличивается. Не факт, что богатые страны будут вечно довольствоваться ролью раздатчиков субсидий. С дальнейшим увеличением числа стран-членов эта ситуация только усугубится.
Сегодня правительства 10 новых членов выполнили свой политический лозунг последних лет и вступили в ЕС. Но больше вступать некуда, красивых и ясных задач нет. Нужно развивать экономику и повышать уровень благосостояния граждан. Скоро выяснится, что в рамках ЕС это не произойдет по мановению волшебной палочки. Нужны огромные усилия и скоро появятся серьезные противоречия.
Очевидно, что многие принципиальные вопросы, например, сельскохозяйственная политика, так и не получили эффективного разрешения и до расширения ЕС. Вряд ли их решение станет теперь проще. Продукция новых членов ЕС вовсе не ожидается с нетерпением в Европе, и за долю рынка придется жестко конкурировать. Большая часть экономик мелких стран попадет (или уже попала) под иностранный контроль, что неизбежно приведет к политическим противоречиям внутри многих стран.
Наконец, есть простой вопрос оптимальных размеров любой экономической и политической системы. Вполне логично предположить, что есть пределы эффективной управляемости. 15 стран – сложно, 25 – сложнее, а что будет в случае вступления в ЕС таких достаточно крупных стран как Румыния, Турция, Болгария и т.д.?
Ясно, что еще несколько десятков миллионов граждан с весьма отличной ментальностью, обычаями и традициями не облегчат управление ЕС, не говоря уже о резком возрастании мусульманского населения ЕС, что само по себе опасно. Прием Турции – причем открытый нажим уже осуществляют США – может быть концом Европы, какой мы ее знаем.
Логично предположить, что с расширением ЕС будут нарастать и противоречия внутри этой организации, ее финансовая неустойчивость. Мы уже наблюдаем фактический отказ от жестких принципов Маастрихтского соглашения (размеры дефицитов) под давлением национальных причин. Очевидно также, что далеко не все ясно с перспективами евро как наднациональной валюты. Евро еще не прошло испытания временем и кризисами и пока даже не все страны-учредители ЕС (Великобритания) приняли общую валюту.
В виду всего вышеизложенного мы полагаем, что перспективы ЕС отнюдь не безоблачные, стремление к расширению данной организации преимущество по политическим мотивам может существенно дестабилизировать процесс европейской экономической и политической интеграции, свести на нет достижения последних десятилетий.