Греки активно выступили против реформы пенсионной системы

24.03.2008 16:17

Греки активно выступили против реформы пенсионной системы

Простое слово «Охи» в переводе с греческого означает «Нет». Плакаты с этим словом, равно как и требованиями «Руки прочь от пенсионной системы!» украшали демонстрации, которые прошли по стране. Забастовка закончилась, однако продолжение событий следует.

Элладу не удивишь забастовками, как говорил чеховский грек-кондитер Харлампий Спиридонович Дымба, в Греции все есть. Если чего-то нет, скажем, не растет заработная плата, греки протестуют. Некоторые жители страны даже находят в забастовках особую прелесть, чуть ли не рекламируя готовность соотечественников бороться за свои права по строгим правилам. Выглядят они так.

Греки – народ миролюбивый и воспитанный, забастовки никогда не сопровождаются актами насилия.

Забастовщики предупреждают о своих намерениях за 10 дней, причем большинство забастовок традиционно длится всего 24 часа. Находятся греки, которые радуются свободным от заторов улицам Афин, когда не работают водители автобусов и таксисты. Страдают лишь туристы, которые не могут выехать из города и осмотреть достопримечательности, зато какую прибыль делают в этот день столичные торговцы…  

На прошлой неделе эта идиллия разбилась вдребезги, когда депутаты парламента начали обсуждать проект пенсионной реформы. Греки приняли решение протестовать. Крупнейшие профобъединения как государственного, так и частного сектора - Всеобщая конфедерация греческих рабочих и профсоюз госслужащих, объединяющие более 2.5 миллиона человек, назначили всеобщую забастовку на 19 марта. И провели ее, уже третью по счету начиная с декабря.  

Такие вот «охи». Более десяти тысяч человек – в греческой столице и чуть меньше в Салониках - протестовали против законопроекта, который повысит пенсионный возраст для женщин с 60 до 65 лет, для работающих матерей с детьми до 18 лет – с 50 до 55, заодно содержит меры, стимулирующие желающих поработать после 65. Там же заложено сокращение самих размеров пенсий. Не впрямую, косвенно: после предусмотренного законопроектом объединения 133 пенсионных фондов в 13 более крупных, которое вызовет «усреднение», читай – снижение пенсий.  

Мало грекам не показалось: забастовали транспортники, доктора, инженеры, диспетчеры на воздушном транспорте, учителя, адвокаты, портовые рабочие, работники гостиничного бизнеса и автозаправочных станций.

Традиционно греки на протяжении последнего месяца испытывали перебои с электричеством – персонал регулярно «отключает рубильник». Только на улицах Афин скопилось 75 тысяч тонн неубранного мусора: те, кто должен его собирать и увозить, тоже бастовали. Даже журналисты отказались от подготовки текущих выпусков новостей. Миролюбие греков закончилось, забастовщики в Афинах забросали полицию камнями и зажигательными бомбами, блюстители порядка применили слезоточивый газ, в Салониках манифестанты подожгли два банка и три банкомата. Забастовки всегда доставляют неудобство, но опрос общественного мнения показал: 71 процент населения страны выступает против пенсионной реформы, 69 процентов поддерживают бастующих.  

Значит, правительство тщетно объясняло грекам необходимость заботиться о будущем. Упрощенно – так: не примем закон, значит, через 15-20 лет рухнет вся пенсионная система, в бюджете не будет денег на их выплату, население стареет, рождаемость низкая. Но поддержали правительство лишь партийные единомышленники. В парламенте Греции 300 мест, у консерваторов минимальное преимущество, 151 голосом они законопроект приняли, один из партийцев болел. 136 парламентариев отсутствовали, свою фракцию в 102 человека социалисты вывели из зала. Их лидер Георгиос Папандреу объявил: «Правительство крадет деньги у людей, это просто. Люди своим горбом заработали право на пенсии, сейчас у них самым беспардонным образом его отбирают».  

Власти и профсоюзы видят будущее по-разному. Консерваторы надеются, что все со временем «рассосется» само собой. «Борьба не закончится с принятием законопроекта, - объявил президент Всеобщей конфедерации греческих рабочих Яннис Панагопулос. – Сопротивление достигнет своего пика при попытке претворить закон в жизнь».  

Похоже, посуду склеивать не собираются.

Главное - греки напомнили о самой проблеме не только Евросоюзу, но и России. У нас за «греческим экспериментом» следят особо внимательно, наша страна тоже «немолода».

О чем в нашей беседе мне напомнил Иоаннис Николопулос, московский корреспондент журнала «Грик бизнес ревью»:  

- История эта долгая, и ответить на вопрос «Кто прав?» невозможно. Скажу так: никто не прав, потому что все следовало делать раньше, ситуация шла к подобному завершению давно. Впрочем, такое же положение – к сожалению – складывается во многих странах Европы, не только в Греции. Главная беда в том, что наши политические и социальные системы не могут предвидеть будущего. Но, конечно, тема пенсий – это самый больной вопрос, да вы в России это прекрасно знаете. Власть, конечно, желает людям лучшего, но мы видим, что из этого выходит. Так выглядят побочные действия медикаментов – и они тяжелее самой болезни. Никто не скажет, как будут развиваться события дальше, однако, считаю, что политического кризиса в Греции не произойдет. Мы привыкли к забастовкам, и нынешние акции протеста какого-то радикального эффекта не дадут. Коснется ли закон о пенсионной реформе меня? Да, как и всех моих соотечественников. Наверно, я стану жить хуже, частный журналистский фонд, который выплачивает мне пенсию, ее «срежет».  

Депутаты и правительство Греции дали ответ на вопрос «Что делать?». Мы его только ищем. По рекомендации Международной организации труда, средняя пенсия в каждой стране должна быть выше 40 процентов от зарплаты квалифицированного рабочего, занятого в энергетике или в машиностроении. У нас сейчас отношение к зарплате составляет 25-26 процентов, и лишь к 2020-му, когда Россия, по плану, должна выйти на уровень экономического развития высокоиндустриальных стран, достигнет 30 процентов.  

Однако есть специалисты, которые аргументировано доказывают: если ничего не предпринимать, уже к 2021-му Россия станет страной пенсионеров. По подсчетам института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, в 2006-ом на 1.000 работающих приходилось 580 детей и пенсионеров, а к 2020-му их будет 780. Боливар не выдержит такого груза...  

Сегодня Россия - одна из самых быстро стареющих стран на европейском континенте, у нас, по данным прошлого года, 38.7 миллиона пенсионеров, за 2006-й число работников в России снизилось на 3.6 миллиона, а количество пенсионеров выросло на 200 тысяч человек. И это – несмотря на очень короткую продолжительность жизни соотечественников. Для женщин она составляет – по разным оценкам – в среднем около семидесяти лет. Для мужчин, по разным оценкам, от 57.6 до 59.1 лет.  

Берегите мужчин? Конечно-конечно, чтобы они вышли на заслуженную пенсию и, наконец-то, смогли наслаждаться всеми благами жизни. Или – задуматься о ее смысле.

В конце прошлого года выяснилось: лишь 5 процентов жителей России надеются прожить на государственную пенсию. Большинство опрошенных, 62 процента, заявили, что не смогут свести концы с концами, если не будут привлекать дополнительных источников дохода.

Проще – продолжать работать, чего хочет после наступления счастливого пенсионного возраста 77 процентов сограждан, на 15 процентов больше, чем в 2005-ом. Заслуженный отдых – очень хорошо, но жить-то на что?  

Все знают: с нашими пенсиями надо что-то делать. Пытаться сократить их, как сделали греки, невозможно, цыган тоже пытался приучить лошадь ничего не есть. Небольшие повышения, происходящие регулярно, разве что компенсируют инфляцию, приравняем их к обычной индексации заработной платы. Время от времени общественности выкатывают пробные шары насчет повышения пенсионного возраста, после чего эта самая общественность становится на дыбы. Тем не менее, в конце минувшего года Всемирный банк в своем докладе об экономике России предложил поднять пенсионный возраст до 65 лет как для мужчин, так и для женщин, организовать лечение стариков не в больницах, а на дому. Оптимизма в докладе – ноль целых ноль десятых. Специалисты ВБ прогнозируют: к 2025-му население России сократится на 17 миллионов человек, то есть почти на 12 процентов, каждый пятый житель страны будет старше 65 лет, после обозначенной даты от 3 до 4 процентов сограждан будут нуждаться в различных видах долгосрочного ухода. Можно только представить, как вырастут расходы государства на пенсионное обеспечение, здравоохранение и уход за пожилыми людьми – и задуматься, сможет ли оно их выдержать. Ответ известен сегодня,  

Греческий – не русский, у нас «ох»» не имеет ничего общего с «нет». Именно это междометие, выражающее огорчение, мы употребляем, когда узнаем о положении дел в родной пенсионной системе. Импортным междометием восторга «вау!», мы встретили недавнюю новость: при цене нашей нефти в 108 долларов за баррель общие доходы России от экспорта нефти и газа превысят 1 миллиард долларов в день. Сегодня баррель стоит где-то около сотни «зеленых», и цена постоянно прыгает то вверх, то вниз. Значит, может, кто и объяснит, как соотносится размер наших ежемесячных пенсий с ежедневным нефтяным миллиардом. Греки, у которых все же «не все есть» и нефть отсутствует, обязаны завидовать нашим пенсионерам…  

Закончу словами Иоанниса Николопулоса, не имеющими никакого отношения к размерам пенсий: «Дай нам Бог здоровья, тогда мы сможем дольше жить и дольше работать. Именно этого я желаю всем нам и читателям вашей газеты».

Виктор Грибачев

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 1911

ИСТОЧНИК: http://www.stoletie.ru/