Нефтепровод Бургас-Александруполис: как поделить трубу

17.12.2007 23:02

Нефтепровод Бургас-Александруполис: как поделить трубу

17 декабря в Москву прибыл с визитом премьер-министр Греции К. Караманлис. Основной темой переговоров, вероятно, станут условия участия Греции в двух крупнейших трубопроводных проектах на Юге Европы - газопроводе «Южный поток» и   прокладке нефтепровода Бургас-Александруполис. Участие Греции в транзите российского газа - вопрос практически решенный.  А вот переговоры о строительстве балканского нефтепровода, для чего планируется создание международного консорциума с участием России, Болгарии и Греции, идут не просто.  Вероятно, все-таки, компромиссное решение найти удастся, поскольку каждая из сторон по-своему крайне заинтересована как можно быстрее решить все юридические формальности и дать старт строительству трубопровода.

Судя по тому, как развивается ситуация вокруг проекта газопровода «Южный поток», он весьма серьезно воспринимается в Европе. Газопровод, напрямую связывающий Россию и Балканы, это обещание дополнительных доходов от транзита российского газа. Среднеевропейский транспортный тариф равен $2,4-3,2 за прокачку 1 тыс. кубометров газа на 100 км, что означает сотни миллионов долларов для бюджетов стран-транзитеров. По расчетам компании «Тройка Диалог», в среднем страны получат по $300 млн. в год.

Греция, изучив предложения российской стороны, готова присоединиться к реализации проекта «Южный поток», сообщил по итогам встречи с президентом России Владимиром  Путиным в Стамбуле в июне этого года премьер Греции К. Караманлис. По его словам, благодаря этому проекту Греция, которая является участницей прокладки нефтепровода Бургас-Александруполис, не только получит объективные экономические дивиденды, но и станет международным узлом распределения энергетических ресурсов.

Балканский нефтепровод - система протяженностью 285 км и начальной производительностью до 35 млн. т в год (с возможностью увеличения пропускной способности до 50 млн. тонн) рассчитана на транспортировку нефти в обход перегруженного и небезопасного для судоходства пролива Босфор. Она пройдет от болгарского черноморского порта Бургас до греческого города Александруполис в Средиземном море.

Межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода было подписано в Афинах 15 марта 2007 г. Три стороны договорились сформировать международную проектную компанию - консорциум, в котором 51% будет принадлежать российской стороне и по 24,5% - болгарской и греческой. Россию сейчас представляют «Газпром нефть», «Роснефть» и «Транснефть». Правительства Болгарии и Греции возьмут на себя обязательства по предоставлению «благоприятного налогового режима» для МПК, а российская компания «Транснефть», в свою очередь, гарантирует загрузку трубы. Что касается сроков запуска проекта, то в марте 2007 года вице-премьер российского правительства Сергей Нарышкин  говорил, что «по оптимистическим прогнозам, строительство нефтепровода может начаться в начале 2008 года, за год нефтепровод будет построен и в начале 2009 года заработает».

В настоящее время идут переговоры об условиях участия в будущем консорциуме «младших» партнеров, то есть Болгарии и Греции, которые требуют гарантий защиты их интересов. Вот здесь-то и возникли проблемы. В ходе последнего раунда в Афинах 29 августа 2007 г. участники продемонстрировали настораживающее отсутствие взаимопонимания. В ходе очередного раунда переговоров в Афинах по уставу будущего консорциума, который будет строить и эксплуатировать нефтепровод Бургас-Александруполис, российская делегация выдвинула ряд условий. В частности, требование связать право голоса в консорциуме с объемом поставок нефти. Получается, что болгарская и греческая стороны, у которых собственных нефтяных месторождений не имеется, поставлены перед выбором: либо участвовать в проекте без каких-либо реальных прав, либо уступить свои доли нефтяным компаниям, согласным присоединиться к проекту.

Кандидаты имеются. Готовность приобрести болгарскую долю в консорциуме еще в мае 2007 г. изъявил  Казахстан, который рассматривает балканскую трассу в обход Босфора как естественное продолжение экспортного маршрута Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) от месторождений на западе Казахстана до черноморского побережья около города Новороссийска. Однако болгарская сторона считает, что речь о продаже доли в проекте Казахстану может идти лишь после того, как нефтепровод вступит в строй, а не сейчас, когда долевое участие в не созданном пока консорциуме фактически можно приобрести за бесценок.

Вторая проблема: наполнение новой трубы. Болгарские и греческие участники переговоров высказывают разочарование российской позицией в отношении гарантий заполнения нефтепровода. Они настаивали на том, чтобы Россия обязалась обеспечить поставки необходимого объема нефти через КТК, согласившись с расширением этого маршрута до запланированной ранее величины 67 млн. т в год. В 1996 г. акционеры КТК подписали договор о расширении мощности трубы до 67 млн. т в год.  Но российское правительство больше 10 лет блокировало это решение, требуя снизить ставки по кредитам КТК и увеличить тарифы на прокачку нефти, что было невыгодно для частных акционеров.

Поэтому тревоги болгарской и греческой стороны понятны: привлечение в консорциум крупных экспортеров нефти из Каспийского региона становится решающим моментом. Именно их обязательства по прокачке определенных объемов по новому маршруту могут стать гарантией его окупаемости и рентабельности.

Надо сразу отметить, что трасса Бургас-Александруполис - не единственный вариант обхода забитого судами Босфора. Существуют серьезные планы обхода Босфора через Турцию по маршруту Самсун-Джейхан, протяженностью  в 550 км и мощностью в 50-70 млн. т в год. Проекту благоволят западные правительства, и он считается основным конкурентом российского балканского плана. Ясно, что востребованным окажется только один маршрут.

Надо сказать, что в плане перспектив наполняемости балканского нефтепровода через расширение КТК дело сдвинулось с «мертвой точки». Ситуация изменилась только после прихода «Транснефти», которая получила госпакет КТК по указу президента Путина. В сентябре 2007 г. акционеры консорциума пошли навстречу российской стороне и договорились о снижении ставок, росте тарифов и дальнейшей работе по расширению трубы. В случае же присоединения к проекту Бургас - Александропулос Казахстана вопрос отпадет сам собой. Да еще может пострадать до сих пор не вышедший на проектную мощность нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД).

В условиях столь серьезной конкурентной нефтепроводной игры в черноморско-балканском регионе можно уверенно подтверждать заинтересованность России в запуске балканского нефтепровода. Спорные моменты, касающиеся, в том числе устава консорциума, будут сняты, проблемы - решены. Не в последнюю очередь, под давлением акционеров КТК.

Для России важно как можно быстрее решить все юридические формальности и дать старт строительству трубопровода. Хотя бы потому, что напряженные политические отношения с ближайшими соседями уже сейчас ставят под вопрос надежность поставок энергоносителей в Западную Европу. Россия настолько же зависит от потребителей энергоресурсов, насколько они - от российских поставок. Такое мнение высказал 9 декабря глава МИД России Сергей Лавров, начиная свой визит на Кипр. «Россия развивает сотрудничество в энергетической сфере с партнерами, в частности, в Юго-Восточной Европе, - отметил министр. - Мы рассматриваем регион не только как важный рынок энергоресурсов, но и как один из ключевых для них транспортных коридоров». «Оптимальное решение - диверсификация путей транспортировки энергоносителей. Именно поэтому мы инициировали сооружение нефтепровода Бургас - Александруполис и газопровода «Южный поток». Это гарантирует потребителям бесперебойное получение нефти и газа», - добавил Лавров.

Игорь Томберг, к.э.н., ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, для РИА Новости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 1451

ИСТОЧНИК: http://www.rian.ru/