10.12.2007 19:23
Греки пересаживаются на русскую броню
7 декабря мы сообщали о том, что Правительственный совет Афин принял решение о закупке у Москвы крупной партии боевых машин пехоты БМП-3 - более 415 единиц.
Родина древней Эллады не впервые покупает оружие и боевую технику у России. Практически вся ее система противовоздушной обороны состоит из российских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) - начиная от переносного ЗРК «Игла», систем ближнего и среднего радиуса действия «Оса-АКМ», «Тор-М1» и «Бук-М1-2» до комплекса дальнего радиуса действия С-300ПМУ1. Кроме того, на вооружении страны находятся российские же противотанковые ракетные комплексы «Фагот» и Корнет», а также купленные на Украине, но созданные и построенные в России, в Санкт-Петербургском ЦКБ «Алмаз» десантные корабли на воздушной подушке «Зубр»...
И все же. Решение Греции о закупке российских БМП-3 на сумму, превышающую в 1,2 млрд. евро, требует внимания и осмысления. Почему Греция выбирает именно русскую «броню»? Как на это отреагирует штаб-квартира НАТО в Брюсселе, очень ревниво относящаяся к номенклатуре и тактико-технической сочетаемости вооружений, стоящих в боевом строю армий Североатлантического союза? А главное, - какие меры, экономического и политического характера, может и предпримет Вашингтон, которому, естественно, не понравится, что Эллада опять покупает оружие у России, а не у американских фирм?
Ответ на первый вопрос, думается, очевиден - греки уже хорошо знакомы с российской боевой техникой, доверяют ей, она их ни разу серьезно не подводила в ходе тактических учений и боевой эксплуатации. А гарантия надежности - очень серьезный аргумент для такого специфического товара, каким является вооружение. Но дело не только в этом. Нельзя забывать и о таком финансово-экономическом моменте: при примерно равных боевых качествах российское оружие дешевле западного фактически на 25%. Как при покупке, так и при обслуживании. Что тоже немаловажно. Получается, что вместо четырех машин за одну и ту же цену ты можешь купить пять. Какой покупатель откажется от такого соблазнительного «бонуса».
И еще очень важный момент. Россия никогда в своей истории не объявляла экономических санкций против тех стран и фирм, которые чем-то или в чем-то ей не угодили. Как это регулярно делает, к примеру, Вашингтон. Не нравится, предположим, президент Венесуэлы Уго Чавес (заметим в скобках ради справедливости, он регулярно дает администрации США поводы для раздражения), и сразу же против Каракаса объявляются санкции. Запасные части и комплектующие к американским истребителям F-16 не поставляются, регламентные работы проводить невозможно, поднимать самолеты в небо, тренировать пилотов - тоже... Вот и вынуждена Венесуэла покупать у России Су-30 вместо прикованных к земле F-16.
Но хорошо, у Каракаса есть нефть и заработанные на ней деньги. А что делать в подобном случае Афинам? Все время подлаживаться под капризы Вашингтона? Для суверенной страны, хотя и члена Североатлантического союза, это, конечно же, недопустимо. Вот и выбирает себе Греция в партнеры по военно-техническому сотрудничеству то государство, что на многие годы вперед надежно и предсказуемо в своей внешней политике. И это тоже одна из дополнительных гарантий собственной военной безопасности.
Второй вопрос - как отреагирует на эту сделку Брюссель, для которого боевая совместимость вооружений очень важный фактор? Понятно, что на штаб-квартиру НАТО в этой ситуации большое давление окажет Вашингтон и в Брюсселе не выскажут восторгов по поводу новых приобретений Афин. 100-мм орудие, которое стоит на БМП-3, конечно же, не вписывается в натовские стандарты. Там нет таких калибров. Но Россия вместе с боевой машиной готова и может поставить к этому орудию такое количество снарядов, чтобы греческая армия не испытывала их недостатка никогда. Ни в учебном бою, ни, если придется, в реальном. Тоже самое и со спаренной с основным орудием 30-мм скорострельной пушкой, с встроенным в башню 7,62мм пулеметом ПКТ. Правда, пулемет может быть заменен на другой, тоже выпускаемый в России, но под натовский стандартный патрон 5,56мм. Это по желанию заказчика. Но главное - все оружие на БМП-3 стабилизировано в двух плоскостях, чего нет ни на одной боевой машине такого класса, которые выпускают в странах Альянса, а это - очень важное преимущество во время боевых действий.
А что касается совместимости систем управления с другими армиями НАТО, то этот вопрос решается достаточно просто. На БМП-3 можно установить связную аппаратуру, которая принята в НАТО, и все команды и сигналы будут проходить на одном, всем понятном командирском языке.
Кстати, система ПВО Греции, которая, как мы уже указывали, состоит из российских зенитно-ракетных комплексов, тоже вписана в систему управления ПВО Альянса, и никто не испытывает никаких особых трудностей при руководстве ею во время проведения совместных учений и тренировок.
И третий момент, который мы обозначили. Как к этой покупке отнесется Вашингтон? Очевидно, что без одобрения. Так же, как в Белом доме отнеслись к покупке Грецией российской системы С-300 вместо американского Patriot PAC-3. Был чудовищный нажим на тогдашнее правительство Афин и со стороны тогдашнего Госсекретаря США Мадлен Олбрайт и со стороны турецкого правительства, которому очень не нравилось, что у соседей, с которыми Анкара не поддерживает особенно дружественных отношений, появляется такой мощный и эффективный противовоздушный комплекс. Но тогда, на переломе ХХ и ХХI века, Элладе удалось отстоять свои интересы. Как это произошло, разговор отдельный, но факт остается фактом. Пусковые установки С-300ПМУ1 стоят сейчас на Крите, а антенны обнаружения и наведения на цель Греция доверила Кипру, государству суверенному, но очень близкому по всем вопросам Афинам. Можно быть уверенным, что в столице Эллады просчитали все внешнеполитические и внешнеэкономические последствия своего решения.
Кстати, первыми в районе Средиземноморья российские БМП-3 закупил именно Кипр. Немного, всего 43 машины, и произошло это в середине девяностых годов прошлого века. Машины до сих пор полностью в исправном и боеспособном состоянии, что само по себе уже гарантия надежности покупки, которую собираются осуществить Афины. А, если учесть, что за эти годы греческие военные успели так или иначе изучить все достоинства и недостатки (они, видимо, тоже существуют, как у любой «живой» техники), то надо понимать, что от своего решения ни министерство обороны, ни правительство Греции уже не откажутся.
С 17 по 19 декабря в Москве будет находиться премьер-министр Греции Костас Караманлис. И не исключено, что именно во время его визита и будет подписан новый военно-технический контракт страны НАТО с Россией.
Никита Петров, специально для РИА Новости