Трубопроводный узел Азия-Европа все более запутывается

04.12.2007 17:22

Трубопроводный узел Азия-Европа все более запутывается

И не друг, и не враг

Пуск трубопровода Турция-Греция не слишком ущемляет интересы Москвы как стратегического поставщика газа в Западную Европу и при этом заметно ослабляет позиции другого нероссийского газотранспортного проекта - "Набукко".

В середине ноября в турецкой Ипсале был торжественно открыт газопровод между Турцией и Грецией. На церемонии присутствовали турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган, его греческий коллега Костас Караманлис, президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Cтроить трубу начали в июле 2005 года, а соответствующее межправительственное соглашение Анкара и Афины подписали еще в феврале 2003−го. Маршрут протяженностью 285 км, часть которого проходит по дну Мраморного моря, соединил город Караджабей близ Бурсы (северная Турция) с Комотини на северо-востоке Греции (см. карту). Проект обошелся его участникам, турецкой компании Вotas и греческой Depa, в 300 млн долларов.

Турецко-греческий маршрут (Turkey-Greece Interconnection, TGI) стал первым этапом проекта строительства газопровода Турция-Греция-Италия, трехстороннее соглашение по которому было подписано этим летом. Трубу Караджабей-Комотини планируется продлить до греческого порта Ставролименас и далее до порта Отранто на юго-востоке Италии, для чего по дну Адриатического моря будет проложен 217−километровый газопровод "Посейдон". Строительство греко-итальянского участка (Interconnection Greece-Italy, IGI) должно начаться в будущем году и завершиться в 2010−м. А к 2012 году пропускная способность турецко-греко-итальянской трубы должна возрасти до 11,6 млрд кубометров, из которых 3,6 млрд будут предназначены для греков, 8 млрд - для итальянцев.

Из целого ряда планируемых экспортных газовых маршрутов в Европу (см. таблицу) проект Караджабей-Комотини был реализован раньше других. С его запуском газ каспийского региона впервые начал поступать европейским потребителям в обход России.

Одобрено Вашингтоном
Противовесом российскому влиянию призваны служить газовые маршруты, проходящие через территорию Турции. Кроме TGI речь идет о широко разрекламированном проекте "Набукко" для транспортировки в Европу газа Каспия и Персидского залива. Эта труба пропускной способностью до 31 млрд кубометров в год должна пройти из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию.

Неудивительно, что проект TGI активно поддержали Евросоюз и Вашингтон, обеспокоенные усилением энергетической зависимости Европы от России. Сегодня четвертая часть газового импорта ЕС приходится на поставки из нашей страны, а в будущем эта доля, видимо, еще более возрастет. Как известно, этим летом "Газпром" и итальянская Eni подписали меморандум о строительстве по дну Черного моря до Болгарии газопровода "Южный поток" мощностью 30 млрд кубометров, южная ветка которого должна вести в Италию, северная - в Румынию, Венгрию и Австрию.

На первом этапе по новому маршруту будет транспортироваться 250 млн кубометров газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз, добыча на котором началась в декабре прошлого года (этот газ уже поступает в газораспределительную систему Турции по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзрум). Газ, покупаемый у Азербайджана по цене 120 долларов за тысячу кубометров, Турция будет продавать Греции по 149 долларов. Тем самым Анкара, которая до сих пор импортировала газ для собственных нужд, получила возможность зарабатывать на транзите.

Заложенная в проект TGI цена азербайджанского газа значительно ниже той, по которой Западная Европа сегодня покупает голубое топливо у России (в среднем 235 долларов за тысячу кубометров). Тем не менее из-за небольшой пропускной способности турецко-греческая труба, даже с учетом ее продления до Италии, вряд ли сможет составить серьезную конкуренцию поставкам "Газпрома". Италия, один из крупнейших потребителей углеводородов в Европе, по-видимому, не откажется ни от российского, ни от азербайджанского газа. К тому же проекты TGI и "Южный поток" изначально ориентированы на разные источники сырья.

Конец "Набукко"
А вот перспективы проекта "Набукко", позиции которого пошатнулись после заключения договоренностей по "Южному потоку", теперь представляются и вовсе призрачными. Хотя Ильхам Алиев недавно и заявил, что его страна будет поставлять газ в Европу сразу по двум маршрутам - TGI и "Набукко", существуют серьезные сомнения в том, что у Азербайджана в обозримой перспективе появятся объемы сырья, необходимые для реализации обоих транспортных проектов.

К 2011 году на Шах-Денизе планируется добывать 8,6 млрд кубометров газа в год. В дальнейшем, в рамках второй стадии разработки месторождения, добыча должна возрасти до 16 млрд кубометров (эти планы подтверждаются недавним сообщением оператора Шах-Дениза, британской ВР, об обнаружении на месторождении нового газоносного пласта). Тем не менее трудно представить, что через четыре-пять лет Азербайджан сможет в одиночку загрузить два экспортных трубопровода общей мощностью свыше 40 млрд кубометров и при этом обеспечить собственные потребности в газе, которые уже сегодня составляют около 14 млрд кубометров.

Понимая это, участники нероссийских газотранспортных проектов хотят заручиться другими источниками поставок. В июле этого года был подписан турецко-иранский меморандум о разработке турецкими компаниями иранского газового месторождения Южный Парс и строительстве газопровода для транспортировки добываемого газа в Европу. В соответствии с договоренностями через Турцию может транспортироваться в общей сложности 30 млрд кубометров газа из Ирана и Туркмении, которых в принципе хватило бы для заполнения газопровода "Набукко".

Однако действительность, возможно, окажется не столь радужной. Расчет на поставки иранского (как и иракского) газа может не оправдаться из-за политических проблем этого региона. Что касается Туркменистана, то эта страна только что продемонстрировала приверженность российскому направлению экспорта своего сырья. Напомним, в ходе ноябрьских российско-туркменских межправительственных переговоров туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов призвал Москву ускорить строительство Прикаспийского газопровода, по которому туркменский газ через территорию Казахстана будет поставляться в Россию. Одновременно Туркменистан готовится начать поставки голубого топлива в Китай. Поскольку официальные данные о газовых ресурсах Туркменистана отсутствуют, возникают сомнения в том, что страна будет в состоянии обеспечить необходимые объемы экспорта еще и в западном направлении. Казахстан, как известно, также не торопится с гарантиями поставок своего сырья в Европу в обход России. Хотя Транскаспийский проект, предполагающий экспорт казахского и туркменского газа в Европу через Азербайджан, формально Ашхабадом и Астаной не отвергнут, о его актуальности сегодня говорить едва ли приходится.

Таким образом, если говорить о двух газовых маршрутах в обход России - "Набукко" и турецко-греко-итальянском, то шансы последнего сегодня выглядят предпочтительнее. Понятно, что найти 30 млрд кубометров нероссийского газа для "Набукко" значительно сложнее, чем 12 млрд для TGI–IGI. К тому же последний проект находится на гораздо более продвинутой стадии: в то время как участники "Набукко" увязли в переговорах, поставки по турецко-греческой трубе уже начались. При этом часть греко-итальянского участка (от Комотини до Неа-Месимврии) уже существует. Для реализации же "Набукко" кроме прокладки самого маршрута придется еще увеличивать мощность трубы Баку-Тбилиси-Эрзрум, которая сегодня составляет лишь 16 млрд кубометров. Кроме того, из-за большой протяженности "Набукко" (3300 км) затраты грузоотправителей на транспортировку по этой трубе окажутся значительно выше, чем при прокачке через TGI, что неизбежно отразится на конечной цене газа для потребителей. Наконец, стоимость "Набукко" (6,14 млрд долларов) в несколько раз превышает стоимость турецко-греко-итальянской трубы. Все эти обстоятельства недавно побудили генсека секретариата Энергетической хартии Евросоюза Андре Мернье назвать "Набукко" мертворожденным ребенком.

Не исключено, что проект TGI–IGI задумывался в качестве страховочного варианта как раз на случай проблем с "Набукко". Судя по всему, это "дитя" может оказаться более жизнеспособным, хотя сегодня вряд ли кто-то рискнет утверждать это с уверенностью. По мнению греческого аналитика Константиноса Филиса, если Азербайджану не удастся в ближайшие четыре-пять лет более чем вдвое увеличить добычу газа, акционерам TGI–IGI придется заполнять трубу российским сырьем, в результате чего энергетическая зависимость Европы от России только возрастет.

Сергей Аникеев
№45(586) / 3 декабря 2007

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 2234

ИСТОЧНИК: http://www.expert.ru/