21.08.2007 13:06
Российские укротители огня спасают Грецию
Они, конечно, удивительные люди. Они немногословны, изысканно вежливы и по военному точны. Их лица увидела на телевизионных экранах вся Греция. А до этого вся Сербия, Болгария, Индонезия… Их встречали высшие чины государства, им в равной степени благодарен и премьер-министр, и продавец мороженного. Мальчишки мечтают быть на них похожими. Взрослые восхищаются.
В схватке со стихией они выходят победителями, потому что по другому просто не умеют.
- Это наша работа, - говорят они.
На военный аэродром в Элевсине впервые я попала в 2000 году. И тогда на тушении пожаров в Греции работали вертолеты МЧС России. На одном из них, самом большом в мире - МИ-26 мне даже удалось полетать, посмотреть, что называется, вживую, на непростой этот и великий труд. Я и сейчас вспоминаю, как тонны воды, зачерпнутые огромной корзиной, обрушивались на огонь, четкие команды, слаженные действия всего экипажа. И радость, когда алые языки, пожирающие деревья, исчезали…
Дежурные на КПП аэродрома, узнав, куда мы направляемся, заулыбались:
- А, русский самолет, конечно, знаем! Умная машина, и красивая, сами увидите! Вас проводят.
Бе-200 величественно выделялся на фоне небольших красно-желтых «канадеров» (канадских пожаротушителей) ослепительной белизной. На вид – обычный гражданский самолет. Трудно было представить себе его на воде, тем более, на морских волнах!
- Да…, - вздохнул наш провожатый, - придумают же люди такое чудо!
Такая вот работа
В салоне Бе-200 уютно и просторно. Это ощущение подкрепляется теплым приемом. Несмотря на то, что день выдался спокойный, то есть, без пожаров, весь дежурный экипаж был на мете. Сигнал может поступить в любой момент.
Командир авиационного отряда Евгений Петрович Серых в МЧС – 11 лет. В прошлом – военный летчик, он пилотировал ИЛ-76, вертолеты.
В пожаротушении далеко не первый год. О Бе-200 рассказывает, как о верном друге:
- Недаром этот самолет называют амфибией, - говорит он. Способность садиться на воду, в том числе, на море – эти характеристики позволяют осуществлять тушение пожара просто в рекордные сроки. Бе-200 может выполнять и задачи по поиску, спасению и эвакуации людей при волнении моря до 3х баллов. Видите, - Евгений Петрович показывает на отсек самолета по обе стороны входного люка, - вся эта часть опускается на воду, образуя, таким образом, проем для подъема эвакуированных. Сюда можно поднять и целиком, скажем лодку, терпящую крушение.
Спрашиваю о пассажирских креслах, которых в самолете четыре.
- Здесь можно установить до 40 пассажирских кресел, - поясняют мне. И будет вам обычный пассажирский самолет…
Летная группа МЧС находится в Греции немногим меньше двух недель. За это время самолет совершил 12 полетов, произвел 44 сброса, что составило около 400 тонн воды.
- С одной стороны, - говорит Евгений Петрович, - в условиях Греции пожары тушить проще, потому что страна окружена морем. То есть забор воды можно производить практически повсюду. А, как итог, сроки тушения пожара сокращаются. С другой стороны, Греция – горная страна, и это затрудняет нам работу. В горной местности сложнее работать, иногда, чтобы найти путь и подойти к месту пожара приходится в буквальном смысле слова лавировать между горами, теряя драгоценное время.
Ну, а как лавировать, разрабатывать маршрут, задавать координаты, определять нахождение ближайшего водоема – это дело штурмана.
Николай Валентинович Васильев тоже далеко не первый год в МЧС. За его спиной – тушение пожаров в Сербии, Болгарии, Индонезии.
- Бе-200 – очень мобильный самолет, - рассказывает он. И доказательством тому служит тот факт, что мы, к примеру, уже побывали в разных, подчас самых отдаленных точках Греции, от Корфу до Крита. Как только мы получаем сигнал об очаге пожара, - разрабатываем оптимальный маршрут, взлетаем. При подходе к очагу необходимо все продумать, найти наиболее безопасный и короткий путь, затем определить, где ближайший водоем, и начать тушение.
- Морская вода – это, конечно, хорошо, - вступает в разговор старший инженер авиационной группы Виталий Петрович Хадалов, - но именно после посадок на воду весь комплекс двигателя самолета нуждается в специальной промывке. Виталий отвечает за, пожалуй, самое главное – обеспечение нормального состояния самолета. Впрочем, в этой работе нет ничего второстепенного. Там, где речь идет о схватке с огнем важно все. И малейшая оплошность может стоить не только гектаров выгоревшего леса, но, порой, и жизни.
От Кольского полуострова и до Камчатки
Бе-200 в Греции обслуживают два экипажа. Несколько дней назад, когда по всей Греции бушевали пожары, они, сменяя друг друга, работали в небе по 15 часов.
Командир второго экипажа Юрий Николаевич Уваров и второй пилот Игорь Геннадьевич Полунин считают, что самое главное в их работе – ответственный подход к делу. И еще: в небе важно все.
Разговаривая с этими людьми, понимаешь, что вопрос какими качествами надо обладать, чтобы делать эту вот работу, может показаться глупым. Оно и понятно. Все ребята в прошлом – профессиональные военные. А это, как говорится, на всю жизнь. Спрашиваю, где приходилось летать?
- Да повсюду, - отвечают, -от Кольского полуострова и до Камчатки.
Пожары, как лето
Один из самых ответственных моментов – связь с землей, помогают летчикам осуществлять греческие координаторы. Находясь в самолете, они принимают сигнал снизу и уточняют для летчиков место пожара. Как считает одни из таких координаторов, пилот Темистоклис Милисис, Греции просто необходимо иметь собственные самолеты Бе-200.
- Мы очень хорошо сотрудничаем с русскими пилотами, - говорит он, - сразу нашли общий язык, они – прекрасные ребята, профи. Конечно, мы признательны русским за помощь, но нам нужны такие самолеты не на время, а навсегда. И надо, конечно обучать наших пилотов. Ведь пожары в Греции случаются регулярно, как лето.
Олимп будет покруче
Я рассказала Евгению Петровичу о шумихе вокруг сгоревшей дотла страны, раздуваемой некоторыми греческими газетами и журналами.
- Уж поверьте, нам сверху все виднее, - говорит он. – Не сгорела ваша Греция, такая же прекрасная, как раньше. Причем, я заметил, что здесь выгорает, в основном, трава, деревья стоят себе! Мне тоже рассказывали, что туристы боятся ехать в Грецию, говорят, гора Олимп вся сгорела. Ничего подобного! Да, были там несколько очагов пожара. Непросто было их тушить, в горах это гораздо сложнее. Так вот, все потушили. Наверное, боги помогли, они же, говорят, там живут…
Нас послал Президент
Сегодня в Греции на тушении пожаров кроме Бе-200 работают четыре вертолета МЧС России. И десять экипажей россиян помогают нашей стране справиться с огнем. Они, конечно, удивительные люди. Они немногословны, изысканно вежливы и по военному точны.
- Нас послал сюда Президент, и этим все сказано, – говорят они, - это значит, что мы должны быть лучшими.
Текст: Инга АБГАРОВА
Фото: Анджей Сокульский
Афины-Элневсина-Афины
Еженедельная газета «ОМОНИА»