Интервью с греческой активисткой студенческого движения

02.04.2007 10:20

Интервью с греческой активисткой студенческого движения

- Какова суть реформирования образования в Греции? Как реагируют на него разные группы населения?

Законопроекты, выходящие из-под пера греческого правительства на протяжении последних нескольких лет, опираются на принципы Болонской системы и нацелены на полную приватизацию и разрушение образования, а также на подавление борьбы и упразднение синдикализма на всех его уровнях.

Начнём с того, что образование в Греции и сейчас находится не в лучшем состоянии. Во-первых, здесь на него тратится меньше всего бюджетных средств по ЕС (около 4%), и в этом году этот процент понизился ещё больше. Во-вторых, благодаря различным законам, принятым за годы экономического кризиса после падения хунты, обучение и поступление в вуз в Греции и без того наполовину зависят от частников. Баллы для поступления в вуз вычисляются по результатам единых государственных ("Всегреческих") экзаменов, но для их прохождения недостаточно школьной программы, состоящей большей частью из мало связанных между собой отрывочных и притом узко специализированных знаний. Поэтому поступление в университет считается немыслимым без посещения специальных частных школ помимо общеобразовательной, на которые каждая греческая семья тратит тысячи евро в год. Но даже после поступления молодым людям приходится прибегать к помощи богатой системы специализации, тренингов, семинаров и т.п.
И если за последние 30 лет правительство ограничивалось двумя-тремя законами об образовании, то с 2006 г. было выдвинуто целых шесть законопроектов только для реформы университетов. Общая их концепция - "свободный университет". Конкретнее, "экономически независимый" университет, существующий на независящие от его реальных нужд подачки, выделяемые министерством каждые четыре года и распределяемые менеджером. Это неизбежно приведёт к окончательному введению платного образования и зависимости вузов от разнообразных спонсоров. Вводится многоуровневая система обучения, упраздняющая понятие учёного и специалиста как такового, т.к. невозможно определить, обладатель какого "пакета знаний" действительно является специалистом. Цель этих и других аспектов реформы образования - создание классового университета, в котором студенты рассматриваются как "клиенты", а образование является личным делом каждого, взависимости от его экономических возможностей. Кроме того, разрушаются рабочие отношения преподавателей, техперсонала и других работников университета, подавляется любая профсоюзная деятельность в вузах. После восстания в Афинском Политехническом Университете в 1974 г. университеты стали автономной территорией, куда не может пройти полиция, что способствовало развитию политической традиции в них и созданию огромного потенциала для студенческого движения. Отмена автономии нацелена на усмирение "патлатых возмутителей спокойствия", мобилизация которых является мощным катализатором для подъёма остальных слоёв населения.

Рыночные отношения внедряются и в другие ячейки образования. Введение Всегреческого экзамена и десятибалловой "базы" - по двадцатибалльной шкале - для поступления в университет (из-за чего 40% абитуриентов в 2006 г. остались за дверями вузов) превратили в ад жизнь учащихся лицея (т.е. старшей школы). Сжатие программы начальной школы по времени и несоразмерное расширение её по содержанию плюс введение "эластичных интервалов" (временных промежутков, для которых программа определяется непосредственно учителем), а также некачественные учебники вынуждают родителей с самого начала раскошеливаться на пособия и курсы.
Апогеем этого наступления на образование должна была стать реформа статьи 16 в рамках общей реформы Конституции. Согласно статье 16 греческое государство обязуется предоставлять своим гражданам бесплатное образование и признавать как специалистов обладателей единых дипломов, выдаваемых государственными вузами. Её реформа означала бы не просто разрешение основания частных вузов - она отменила бы всеобщее бесплатное образование как таковое. Массовые выступления единого фронта студентов, преподавателей школ и университетов и работников других отраслей отразили этот неолиберальный удар по их правам и доказали возможность и эффективность общей борьбы, основанной на межклассовой солидарности и самоорганизации.

Правительство, за последние два года претерпевшее немало поражений от массовых выступлений рабочих, студентов, преподавателей, школьников, пытается теперь взять реванш, внедряя переработанный "рамочный закон", принятие которого предотвратило сильнейшее студенческое движение в мае-июне 2006 г. Его полное название - "Реформа правовых рамок структуры и функционирования высших учебных заведений", его суть - превращение высшего образования в "свободный рынок" по описанным чуть ранее принципам.

Несмотря на внутренние противоречия студенческого движения и естественное затруднение его кооперации с рабочими и школьниками, греческие студенты держат оборону уже три месяца при поддержке рабочих, преподавателей, матерей. Оккупированы факультеты (периодически - улицы и общественные учреждения), преподаватели продолжают забастовки.

Конечно, в среднем классе по-прежнему бытует мнение, что раз государство не может предоставить бесплатное образование, здравоохранение, страхование и т.п., нужно дать волю предпринимателям. Нередко можно услышать заявления типа "если не можешь написать даже на десять, что тебе делать в университете?" или "будут платные университеты, тебе какая разница? - ходи себе в бесплатный". Причина этому - недостаточная осведомлённость и, возможно, заинтересованность крупной и мелкой буржуазии как класса в приватизации всех и вся.
С другой стороны, люди всё меньше и меньше верят исходящим желчью журналистам, избивающим неповинных людей вооружённым до зубов полицейским и всё отрицающим властям. Массовость движений и активное участие в них разных слоёв населения доказывают медленное, но верное всеобщее обращение к социальному, революционному способу мышления и к классовой борьбе.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 1323

ИСТОЧНИК: http://www.cprf.ru/