Греческие студенты требуют возвращения фриза Парфенона на родину

31.01.2007 11:12

Греческие студенты требуют возвращения фриза Парфенона на родину

Тысячи студентов образовали во вторник живую цепь вокруг Акрополя, требуя возвращение фриза Парфенона в Афины из Британского музея.

Как сообщило греческое государственное телевидение, в акции приняли участие более двух тысяч студентов и преподавателей греческой столицы. Взявшись за руки, они выстроились на обширной территории вокруг скалы, на которой расположен Акрополь.

Организаторы заявили о намерении повторить подобную акцию в Лондоне, выстроив кольцо демонстрантов вокруг Британского музея. Они также объявили о том, что собрали свыше 65 тысяч подписей за возвращение бесценных экспонатов на родину.

Статуи и фриз знаменитого храма Парфенон, над которыми работал великий скульптор древности Фидий, были созданы в 5 веке до нашей эры. На протяжении веков Парфенон неоднократно страдал от пожаров, землетрясений и даже взрыва порохового склада, который оборудовали в древнем храме в Новое время.

Несмотря на все катаклизмы, ансамбль Парфенона столетиями оставался в относительно сохранном виде. Однако в начале 19 века британский посланник в Оттоманской империи лорд Элгин (Elgin) добился у турецких властей разрешения вывезти скульптуры и фриз Парфенона из Греции. Впоследствии Элгин убедил парламент Великобритании взять коллекцию под свою охрану. В настоящее время памятники Парфенона являются центральной частью экспозиции всемирно известного Британского музея.

Кампания по возвращению мраморов Парфенона связана с именем покойной главы министерства культуры Греции Мелины Меркурии, которая выдвинула эту инициативу в 80-е годы прошлого века. Греческое правительство заручилось в поддержке своих требований высказываниями многих выдающихся деятелей культуры. В разных странах созданы десятки национальных комитетов, борющихся за возвращение мраморов Парфенона.

Однако британская сторона дает понять, что о реституции не может быть и речи. Аргументация Британского музея и его сторонников строится на трех основных аргументах. Во-первых, приобретение мраморов лордом Элгином было юридически законным, и осуществлялось с разрешения тогдашних властей Греции. Во-вторых, сами греки выразили свой протест весьма поздно, после того как исторические обстоятельства много раз изменились. Например, в 19 веке греческий парламент подарил Франции одну из немногих метоп (квадратных плит с рельефом) Парфенона, остававшийся в распоряжении Греции. В-третьих, в Британском музее шедевры Парфенона могут видеть все желающие беспрепятственно, и сохранности экспонатов также ничто не угрожает.

Есть и еще один аргумент в пользу сохранения статус-кво. Возвращение мраморов Парфенона создаст безусловный прецедент для вала подобных исков со всего мира. Тот же Британский музей славится великими произведениями древнеегипетского искусства, на которые может претендовать современный Египет, памятниками древней Месопотамии, вывезенными с территории Ирака, произведениями искусства из Америки, Африки, Азии и Австралии. Тотальная реституция привела бы к фактическому уничтожению не только Британского музея, но и всех наиболее значимых коллекций искусства в мире.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 2322

ИСТОЧНИК: http://www.rian.ru/