Состояние торгово-экономических связей Российской Федерации с Грецией

30.08.2006 09:00

Состояние торгово-экономических связей Российской Федерации с Грецией

Товарооборот между Россией и Грецией в последние годы стабильно увеличивался.

Динамика торговли между Россией и Грецией

млн. долл. США

 

Данные Нацстатслужбы Греции

Данные ФТС России

Т/оборот

Экспорт

Импорт

Т/оборот

Экспорт

Импорт

1999 г.

771,0

525,0

246,0

892,0

710,0

182,0

2000 г.

1330,9

1082,8

248,1

1398,0

1273,0

125,0

2001 г.

1872,4

1581,1

291,3

1185,0

1040,0

145,0 

2002 г.

2571,4

2278,3

293,1

1121,0

951,5

169,5

2003 г.

3012,2

2675,3

336,9

1097,2

956,2

141,0

2004 г.

3178,9

2852,5

326,4

1429,2

1262,2

167,0

2005 г.

4100,0

3700,0

400,0

2116,4

1928,1

188,3

2006 г.

Янв.-май

-

-

-

923,3

846,3

77,0

Значительная разница в статистических данных России и Греции объясняется поставками энергоносителей, осуществляемыми из России в Грецию, через посреднические структуры, зарегистрированные в третьих странах.

В общем объеме внешнеторгового оборота Греции в 2004 году доля России, по греческим данным, составила 5 %, а доля Греции в общем  товарообороте с Россией по российским данным - 0,7%.

Ведущее место в структуре российского экспорта в Грецию занимают топливно-энергетические товары (газ, нефть и нефтепродукты). Из России поставляются также металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, древесина и целлюлозно-бумажные изделия.

В структуре импорта России из Греции преобладают меховая одежда, продукция химической промышленности, свежие и консервированные фрукты и овощи, табак и табачные изделия, мрамор, изделия из черных и цветных металлов, некоторые виды машин и оборудования.

Важным фактором роста товарооборота могло бы стать устранение препятствий, имеющихся для российских товаров в доступе на греческий рынок. Греция, как член ЕС, применяет ограничения на импорт российских изделий из стали, алюминиевой фольги, зерна.

Среди российских участников внешнеэкономической деятельности на греческом рынке особо следует выделить компании "Лукойл", "ТНК-БиПи" и "Роснефть", являющиеся основными поставщиками нефти и нефтепродуктов. Главными их партнерами в Греции выступают такие крупные компании, как "Hellenic Petroleum", "Petrola", "Motor oil" и др.

ООО "Газэкспорт" осуществляет поставки российского природного газа Государственной газовой корпорации Греции (ДЕПА).

Основными поставщиками спецтехники по заказам Министерства национальной обороны (МНО) Греции являлись ФГУП "Рособоронэкспорт" и ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» (г.Тула).

В поставках в Грецию цветных металлов ведущее место занимают предприятия Красноярского края, Иркутской и Волгоградской областей, успешно сотрудничающие с такими греческими компаниями, как "Helwar" и "Fulgor".

Главными поставщиками пиломатериалов на рынок Греции выступают лесокомбинаты Пермской, Вологодской и Иркутской областей.

Между Россией и Грецией действует подписанное 17 июня 1993 г. Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В рамках этого соглашения определены основные направления инвестиционного сотрудничества, условия предоставления кредитов и гарантирования возвратности вложенных средств.

В настоящее время суммарный объем накопленных греческих инвестиций в экономику России составляет около 130 млн. долл. США. Греция находится в конце третьего десятка стран-инвесторов в российскую экономику. Во многом это объясняется тем, что Россия не входит в число внешнеэкономических приоритетов Греции, среди которых главное место принадлежит Балканам. Не способствует увеличению греческих инвестиций в российскую экономику и негативный для Греции опыт сотрудничества в финансово-кредитной сфере с Краснодарским краем, обернувшийся проблемами, связанными с невозвращением кредита, предоставленного в 1995 г. Коммерческим банком Греции АКБ «Краснодарбанк», вскоре обанкротившемуся. Необходимо также иметь в виду, что после вхождения Греции в «зону евро» рынок капитала страны стал более зависимым от Европейского союза.

В то же время греческие компании сохраняет интерес к российскому рынку. Так, компания «Элке трейдинг» инвестировала в последние годы около 1,5 млн. долларов США в реконструкцию обувного предприятия в г.Киселевске Кемеровской области. 

Компания «Хелвеко», закупающая российский лом черных металлов, выделяет часть выручки на развитие производств в России. 

Фирма «Секап и Диана» осуществила реконструкцию табачной фабрики в г. Минеральные Воды, крупнейшей на Северном Кавказе.

Фирма «Чипита СПб», специализирующаяся на производстве кондитерских изделий, осуществляет вложение средств в развитие  производства на базе мощностей в г. Санкт-Петербурге, приобретенных у компании «Красносельская». При благоприятном развитии событий суммарный объем инвестиций фирмы в Россию в ближайшие годы может составить 40-60 млн. евро.

Продолжали осуществлять инвестиции в производственные или иные объекты на территории России и другие греческие фирмы. Основная часть греческого капитала приходятся на города Москву, Санкт-Петербург, Краснодарский и Ставропольский края, Кемеровскую область. Греческих инвесторов в России, как правило, более всего интересуют такие отрасли, как лёгкая и пищевая промышленность, туризм,  гостиничное хозяйство, а также транспорт и телекоммуникационные системы.  

В последнее время наметилась тенденция к усилению интереса российского капитала к греческому рынку. В соответствии с Программой структурных реформ и интеграции Греции в экономические структуры ЕС, в стране идет процесс либерализации ряда секторов экономики и приватизации естественных монополий, в первую очередь, в сфере энергетики, газовой и нефтехимической отраслях, а также телекоммуникаций и некоторых видов транспорта. Либерализация и приватизация греческой энергетики вызвала значительный интерес со стороны российского бизнеса. Однако попытки российских компаний по проникновению на энергетический рынок Греции успехом пока не увенчались.    

Двусторонняя договорно-правовая основа

Договорно-правовая база российско-греческих отношений включает в себя более десятка международных договоров. Основополагающим из этих документов является Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами от 30 июня 1993 г.  К числу основных договоров относятся также Соглашение о военно-техническом сотрудничестве от 30 октября 1995 г., Соглашение о поощрении и взаимной защите  капиталовложений от 30 июня 1993 г., Соглашение о сотрудничестве в области туризма от 30 июня 1993 г. и другие.

Соглашение об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве от 30 июня 1993 г. определяет развитие долгосрочного сотрудничества в указанных областях, направлено на облегчение такого сотрудничества путем создания благоприятных условий для осуществления инвестиций, кооперации производства, развития сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса двух стран и т.д. Соглашение предусматривает создание смешанной межправительственной комиссии, в сферу деятельности которой входит, в частности, расширение возможностей и улучшение условий сотрудничества.

Некоторые международные договоры, применяемые в отношениях между двумя странами, были подписаны в период существования  СССР и их отнесение к числу договоров, действующих в отношениях между Россией и Грецией, подтверждено Межправительственным протоколом о договорно-правовой основе двусторонних отношений от 13 декабря 1995 г. К числу таких договоров отнесена Конвенция о торговле и мореплавании между СССР и Грецией от 11 июня 1929 г., которой определено взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования.

В ходе состоявшегося в начале декабря 2004 года премьер-министра Греции К.Караманлиса в Россию были подписан ряд документов, в том числе Совместный план действий на 2005-2006 годы между Российской Федерацией и Греческой Республикой, в котором отражены и вопросы торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. В частности, стороны еще раз выразили свою заинтересованность развивать сотрудничество в торгово-экономической, кредитно-финансовой, инвестиционной, промышленной и научно-технической сферах. Стороны договорились о проведении очередного заседания МПК в Москве в 2005 году. Стороны согласились предпринять определенные шаги по дальнейшему развитию торговли, включая расширение регионального сотрудничества, по установлению устойчивых связей между ассоциациями предпринимателей обоих государств, содействовать разрешению  нерешенных экономических вопросов. Была еще раз подтверждена заинтересованность двух стран в развитии диалога в сфере энергетики, в области телекоммуникаций, транспорта, сельского хозяйства, а также в других областях.

Одновременно в отношениях с Грецией как членом Европейского Союза действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими   сообществами   и   их   государствами - членами,    с    другой стороны, от 24 июня 1994 г. Кроме того, применяются другие международные договоры России с ЕС, регулирующие вопросы торговли некоторыми изделиями из стали, текстильными и др. товарами. 

Повестка дня для Российской Федерации в ее торговой политике в отношении Греции

1) Требует урегулирования вопрос с выполнением положений межправительственного соглашения о встречных закупках греческих товаров в счет оплаты поставляемого российского природного газа.

2) Остаются нерешенными вопросы задолженности бывшего СССР и Российской Федерации перед Греческой Республикой. В настоящее время Минфин России ведет межведомственное согласование проекта постановления Правительства Российской Федерации «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики об урегулировании задолженности бывшего СССР и Российской Федерации перед Греческой Республикой».

3) В Софии 12 апреля 2005 г. подписан трехсторонний российско-греко-болгарский Меморандум о сотрудничестве в строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис. Ведется работа по созданию международной компании для реализации данного проекта, в частности, 30 июня 2006 г. в Софии состоялась очередная встреча российских компаний-инициаторов с болгарскими и греческими компаниями-участниками для обсуждения основных коммерческих принципов проекта строительства нефтепровода и возможных долей компаний-участников.       

4)  Заморожен проект сооружения, при содействии российских компаний, электростанций «Сикия» и «Пефкофито» на реке Ахелоос. В связи с этим требует решения вопрос замены этих объектов на альтернативные энергетические объекты, в сооружении которых могла бы принять участие Российская Сторона.

5)  На стадии рассмотрения греческой стороной находится вопрос об участии российских организаций в сооружении газопровода-отвода на Халкиду консорциумом в составе ОАО «Стройтрансгаз» и  российско-греческого  АО «Прометей газ» (с греческой стороны участвует Государственная газовая корпорация Греции ДЕПА).

Институциональные формы сотрудничества, включая МПК  

Для решения основных проблем двустороннего сотрудничества в 1995 году создана Смешанная Российско-Греческая комиссия по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Состоялось 5 заседаний МПК (октябрь 1997 г., г. Москва; июль 1999 г., г. Афины; декабрь 2000 г., г. Москва; ноябрь 2001 г., г. Афины; сентябрь 2005 г., г.Москва).

Председателем Российской части МПК является Министр сельского хозяйства России А.В. Гордеев, Греческой части - заместитель Министра иностранных дел Греции Э. Стильянидис.

2 августа 2006 г. в Афинах состоялась встреча сопредседателей МПК, на которой был рассмотрен ход выполнения решений пятой сессии МПК.    

В соответствии с Совместным Планом действий России и Греции 20-21 апреля 2005 г. в Афинах проведен российско-греческий бизнес-форум с участием ведущих предпринимателей и руководителей экономического блока двух стран. Форум организован Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Афинской торгово-промышленной палатой. В ходе форума намечены пути активизации и расширения российско-греческого торгово-экономического сотрудничества. Соответствующий форум был также проведен в Москве 28 сентября 2005 г., одновременно с проведением пятой сессии МПК.

План основных мероприятий

В целях дальнейшего развития и повышения эффективности российско-греческого торгово-экономического сотрудничества с учетом  Совместного плана действий на 2005-2006 годы между Российской Федерацией и Греческой Республикой представляется целесообразным осуществлять деятельность по следующим направлениям.

 1. Содействовать развитию товарооборота между двумя странами, исходя из необходимости улучшения структуры российского экспорта за счет увеличения в нем доли продукции высокой степени обработки. Проводить систематическую работу, направленную на облегчение доступа российских товаров на греческий рынок, включая оказание помощи в организации участия отечественных товаропроизводителей в выставках  в Греции, в установлении контактов с греческими организациями - потенциальными импортерами.

2. Посольству России в Греции проводить переговоры с заинтересованными греческими  министерствами и крупными компаниями по определению  возможностей использования российских разработок  в сфере высоких технологий, в том числе  полимеров и композитных  материалов  высокой прочности, промышленных лазеров, используемых в медицине и научных исследованиях. Оказывать всестороннюю поддержку  российским предприятиям в продвижении  высоких технологий  и  высокотехнологичной продукции на греческий рынок.

3. Содействовать расширению и укреплению российско-греческого сотрудничества в сфере энергетики:

в продвижении проекта сооружения трансбалканского нефтепровода Бургас - Александруполис на основе подписанного 12 апреля 2005 г. трехстороннего российско-греко-болгарского Меморандума;

в реализации строительства консорциумом в составе ГПВО «Технопромэкспорт» и российско-греческого АО «Прометей газ» двух гидроэлектростанций или других энергетических объектов по согласованию с греческой стороной;

в сооружении газопровода-отвода на Халкиду консорциумом ОАО «Стройтрансгаз» и АО «Прометей газ», а также о предоставлении АО «Прометей газ» права использования газотранспортной сети Государственной газовой корпорации  Греции.

4. Обеспечить подготовку предложений по вопросам повестки дня и необходимых справочных материалов для шестой сессии Смешанной Российско-Греческой комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, намеченной на 2007 г.

5. При содействии Посольства России в Греции поддерживать систематические контакты  с российскими регионами, заинтересованными в налаживании и расширении деловых связей с заинтересованными греческими партнерами, в том числе Краснодарским и Ставропольскими краями, Кемеровской, Калининградской, Рязанской и Самарской областями, Республиками Татарстан и Башкорстан, городами Москва и Санкт-Петербург. Оказывать администрациям, деловым ассоциациям и отдельным компаниям и организациям российских регионов содействие в установлении контактов с греческими партнерами, в том числе в вопросах проведения бизнес - встреч, форумов, тематических выставок.

6. Совместно с Посольством России проводить систематическую работу с российскими и греческими организациями в целях развития инвестиционного сотрудничества. Содействовать привлечению греческих инвестиций в российскую экономику. Оказывать необходимую помощь  российским организациям в продвижении их инвестиционных проектов в Греции.

7. Способствовать переговорному процессу Минфина России с греческой стороной об урегулировании вопросов российской задолженности.

8. Содействовать  разрешению имеющихся в российско-греческих торгово-экономических отношениях разногласий по вопросу о «встречных закупках».

9. При содействии Посольства России в Греции использовать имеющиеся возможности (встречи, симпозиумы, выставки) для ознакомления греческих деловых кругов с новинками российской экспортной продукции. Проводить деловые встречи с местными предпринимателями под эгидой Российско-греческой торговой палаты, Российско-греческой ассоциации делового сотрудничества с целью ознакомления с проводимыми в России экономическими реформами. 

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 6984

ИСТОЧНИК: http://www.economy.gov.ru/