Дело В. Бигаевой или суд иностранки с Грецией

25.08.2006 03:00

Дело В. Бигаевой или суд иностранки с Грецией

В нашем очередном материале о жизни интересных людей речь пойдет о женщине, которая, несмотря на довольно молодой вoзраст смогла заставить обратить на себя внимание юридический мир Греции своим громким судебным процессом против Эллады.

До приезда в Грецию Виолетта жила в Москве, куда приехала из провинциального узбекского городка.
- Я всегда хотела учиться на юриста, - вспоминает Виолетта, - но в нашей стране этот факультет зачастую был исключительно номенклатурным - очень мало мест и очень много желающих. В год, когда я приехала, вообще было 3 медалиста на место, причем, в случае если медалист сдавал первый экзамен на 5, он зачислялся автоматически! Естественно, к моему огромному сожалению, документы я сдала совсем не туда, кyда хотела, а туда, где брали иногородних - в Московский Институт Пищевой промышленности, на факультет пищевых технологий. Так и не закончив его, я уехала учиться в Грецию...
Помню, что боялась, что нас не выпустят из стрaны. Это был 1991 год, как раз после путча. Афины меня страшно разочаровали, а первое впечатление о греческом народе - шумные. Помню, как все спрашивала: - "А где море?"
В 93-ем году, Виолетта приехала снова.

Анархия – друг студента

- Мне повезло, я получила стипендию от греческого МИДа, - говорит Виолетта, - после года изучeния языка в Афинском университете, меня зачислили на 1-й курс юридического факультета. Помню, как мне дали листочек с адресом - Солонос 59. Я прошла эту улицу в вдоль и поперек в поисках здания юрфака. Представляла себе что-то с колоннами, светлое, торжественное, но ничего похожего на Солоносе не было и нет до сих пор! В конце концов, после долгих поисков, мне указали на облезшее здание с надписью граффити на фасаде, что-то типа: «Θα κάνουμε λιμάνι στα Εξάρχεια!» Первая реакция - шок! На фоне нашей страны, где все здания высших учебных заведений соревновались между собой в добротности и красоте, это здание выглядело как минимум дико! Внутри здания было так же анархично - беспризорно. Повсюду были развешаны плакаты, агитирующие голосовать за ту или иную молодежную партию. Это я только потом поняла, что это такой "особенный стиль" греческих ВУЗов, который показывает "кто в доме хозяин".

Чужой народ, а столько теплоты...

Общее впечатление о греках у меня сложилось, в общем-то, хорошее. Я всегда говорю, что как народ они намного приветливее и гостеприимнее, чем мы. Я это очень хорошо ощутила, когда приехала в Грецию. Если сравнивать отношение ко мне соотечественников, москвичей, и греков, то могу сказать, что последние относились ко мне как к иностранке куда лучше, чем в Москве. В Москве люди настолько боятся темы квартирного вопроса, что всех иногородних девушек рассматривают как потенциальных захватчиц своей жилплощади!
Сейчас мне это уже смешно вспоминать, а тогда было не до смеха! В Греции же все изначально было по-другому - теплое отношение, желание помочь. И как мне кажется, зачастую, вполне искреннее. Когда я приходила уставшая с лекций соседка кирия Вассо встречала меня с тарелкой горячей еды. Ее лозунг был: "Где 2 тарелки, там и 3!" Я удивлялась - казалось бы, чужой человек, чужой народ, а столько доброты.
Безусловно, были и другие ситуации. Прямо сказать, противоположные и не настолько радужные. Хамов, к сожалению, везде предостаточно. Но я человек оптимистичный и стараюсь помнить только хорошее.

Премьер-министр на мопеде

А знаешь, что мне здесь еще нравится? Что можно идти по улице и встретить старого знакомого, что можно сидеть в ресторане, а за соседнем столиком может сидеть министр или звезда шоубизнеса. В России же это может произойти только в закрытых клубах или на элитных вечеринках, где простому смертному входа нет. Мне нравится, что со своими политиками они запросто здороваются. Мне как-то "посчастливилось" увидеть нынешнего премьера (тогда он еще был в оппозиции) на мопеде в одном из переулков Панграти! Я даже поздоровалась и он был, кстати, очень приветлив.
Несколько раз, мне приходилось встречать Симитиса в эпоху его правления, идущего по Ироду Аттику на работу в сопровождении двух телохранителей. Мы даже стали узнавать друг друга! Согласитесь - в России этого просто не может произойти!
Еще мне нравится, что на все праздники они собираются семьями. Семьи греков очень сплоченные. Нравится, что они никогда не скрывают, что они "апо хорье", даже наоборот  - гордятся этим. Нравится, что можно идти по Плаке и услышать как кто-то, где-то наигрывает на бузуках какую-нибудь мелодию, нравится, что у них есть множество затерянных церквушек, где-то на островах или в лесах, где обязательно будут свечки, которые можно зажечь.


Греция обвинений не принимает!

А вот судиться с греческим государством оказалось бесполезно...
Когда я была уже на 3-ем курсе, вычитала в учебнике, что право работы по определенным профессиям ограничивается наличием греческого гражданства. Одна из таких профессий и была профессия адвоката. Тогда меня это не очень встревожило, казалось, что все еще так далеко и до тех пор как я закончу университет эту абсурдную статью отменят. К тому же я еще не была уверена, останусь ли жить в Греции. Время шло... я окончила университет, потом магистратуру по Европейскому и международному праву. Темой моей диссертации было: "Правовое регулирование иностранных инвестиций в России с точки зрения международного права"  Никто никогда в Греции ничего не писал на подобные темы. А интерес тогда был огромным. Моя работа очень понравилась, и мне предложили продолжить научную работу, но уже на уровне докторской диссертации. Мне понравилось предложение, и я его приняла. Параллельно записалась в Афинскую коллегию адвокатов как практикующийся адвокат. Там меня сразу предупредили, что  на практику они меня взять могут, но  адвокатом мне не быть!
В то время я уже была принята на стажировку в один из самых лучших юридических офисов страны. Наш офис специализировался по вопросам коммерческого и административного права. Один из партнеров-учредителей профессор Конституционного права Афинского Университета господин Спиропулос выслушал мою проблему с неподдельным вниманием. Мы решили двигаться через суд. К тому времени подошли экзамены в Афинскую Коллегию Адвокатов. Я пошла сдавать документы, но у меня их отказались принять без справки об окончании практики. В коллегии выдать справку мне отказали, после чего я подала петицию против этого отказа в Высший Административный Суд. Мое прошение рассмотрели в срочном порядке, после чего было позволено сдавать экзамены, не углубляясь в рассмотрение вопроса о моем праве на работы адвокатом. Накануне экзаменов я совершенно случайно узнала, что меня нет в списках. В конце концов, на экзамены я пришла с решением суда в руках, после чего приемная комиссия все же согласилась выслушать мой ответ.
Устные экзамены проводились при открытых дверях, поэтому зал был битком набит кандидатами. Отношениe комиссии ко мне было сперва несколько предвзятым, но потом, увидев, что я хорошо подготовлена, стали более приветливыми. Помню, когда мне задавали вопросы, я держала в руках мамину медаль за "отличную учебу". Меня еще потом все спрашивали - а что у вас было в руках?
Сдав успешно все предметы, я пошла записываться в Mинистерство Юстиции, где  вновь получила отказ. Мы опять подали в суд, требуя отмены отказа Министра. Судебное заседание переносилось несколько раз, мне даже поменяли судью референта, доклад суду которого, как я узнала позже, был в мою пользу.
Война  шла полным ходом. В газете "Επενδυτής"( oт16/10/2002)  поместили статью  "Русская угроза для адвокатов". На полную страницу журналист расписал, что есть некая Виолетта Бигаева из России, которая хочет стать членом Афинской Коллегии со всеми отрицательными последствиями для адвокатского мира. Ни одной строчки не было написано о том, что я получила образование в Афинах. У читателя складывалось впечатление, что все иностранные адвокаты скоро ринутся всей  гурьбой в Афины - отбирать хлеб у местных тружеников. Первое желание – немедленно отреагировать (естественно, используя профессиональные навыки), но потом решила, что лучше статью проигнорировать. Иначе бы эта история обрела характер подобной той, что с "Αλβανάκι με την ελληνική σημαία".
Все судьи - такие же люди, которые смотрят телевизоры и читают газеты. В такой небольшой стране как Греция, где даже незначительные события обсуждают бурно в новостях, эта история стала бы замечательным поводом для кого-то заявить о себе в теледебатах, защищая "права" адвокатов. Я не хотела стать пешкой в чужой игре.

Иностранец в Греции – не человек?

В день суда наблюдая как все судьи вышли в своих мантиях и секретарь торжественно огласил мое дело, подумала: "Вот он, настоящий суд!!! Я приехала Бог знает откуда, и вот я здесь, в высшем административном суде, а эти важные люди сейчас будут решать мое будущее." Это были красивые минуты, которые очень тронули меня.
Рассматривалось 2 дела: Виолетта Бигаева против Афинской Коллегии Адвокатов и Виолетта Бигаева против Министра Юстиции. На мой взгляд доводы противной стороны были неубедительными. Они опирались на тот факт, что работа адвоката является общественной службой (δημόσιο λειτούργημα)  и то, что иностранец не сможет представлять дела попеченных соответствующим образом. Например, каким образом я, иностранка, смогла бы представлять интересы усопшего, ведь завещание - дело государственного порядка. Или еще: как бы я смогла участвовать на выборах в качестве судебного представителя? Мне было смешно, так как к тому моменту я уже дважды участвовала в выборах, и без всяких проблем. Наша же сторона опиралась на статью 5 греческой конституции, которая гарантирует экономическую свободу не только грекам, но и иностранцам. А понятие экономической свободы в широком смысле включает в себя профессиональную свободу, одним из проявлений которой является право гражданина на работу по специальности. Мы утверждали, что государство может внести ограничения на какое либо право, но не имеет возможности его полностью исключить.
Решение вышло через год. Суд категорически запретил мне работать по специальности и постановил, что я не имела права сдавать экзамены в Коллегию. После чего, все результаты экзаменов были отменены.
Вот так все просто. Но хочу отметить что, читая решение суда, даже человек, далекий от юриспруденции может сказать, что оно необоснованно.

Победа – дело чести!

В настоящий момент мое дело находится на обсуждении в Европейском Суде по правам человека. Пока новостей нет.
Для меня очень важно выиграть этот суд и доказать всем, что в эпоху глобализации такое законодательство недопустимо! Ведь сами греки с удовольствием работают за рубежом. И как нам удалось выяснить, ни в Англии, ни в Германии подобного ограничения нет. Это потому, что они не боятся! Как сказал Фукидид: "Укрепленному городу бояться нечего!" Если специалист конкурентоспособен, он не будет боятся, что его место на рынке труда кто-то займет. Он будет совершенствоваться и развиваться, как и требует закон свободного рынка.

В настоящий момент, Виолетта работает в одной из лидирующих компаний морских перевозок, и между тем ожидает решения нового суда.

Послесловие:
В настоящее время в Афинской Коллегии Адвокатов иностранцев не принимают даже на практику. А некоторые преподаватели Конституционного права Афинского Государственного Университета на лекциях преподают «Дело Бигаевой» как один из примеров нарушения конституции.

Анна Красильникова

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 2923

ИСТОЧНИК: http://www.athens-ellas.greek.ru/