21.06.2006 09:00
Рассизм за греческими партами
Всего лишь десять лет назад в греческих школах преобладала языковая и национальная однородность. Сегодня в школьных классах говорят более чем на двадцати различных языках и сосуществуют вместе тридцать культур. Иностранные ученики, дети со всего мира, наполняют школьные классы цветными оттенками, новыми вопросами, спорами и идеями, новым вызовом учителям и обществу.
Появление иностранных учащихся за партами рядом с греческими школьниками - феномен в Греции далеко не новый, а уходящий на несколько десятков лет в историю страны. Первыми были дети политических эмигрантов, затем дети репатриантов – бывших эмигрантов и беженцев – и, наконец, дети экономических эмигрантов как со стран бывшего Советского Союза, так и со всего мира. Массовое водворение политических и экономических беженцев и эмигрантов, также как и всеобщее переселение населения в рамках глобализации создали новые общественные и социальные предпосылки, которые оказали влияние и на общеобразовательную систему.
В греческой общеобразовательной системе вопрос об образовании иноязычных детей впервые возник в 70 – 80 годах прошлого столетия, в связи с массовой репатриацией греков, вернувшихся, в основном, из западных стран. Поскольку государству пришлось столкнуться с образованием этих детей, а школьная аналитическая программа, спланированная много лет назад, была направлена только на греческих школьников, родившихся в Греции, оно основало в 1980 году приёмные классы, в 1983 подготовительные отделения и в 1984 - школы эмигрантов, которые позже переименовались в школы репатриантов. Главная причина, которая привела к созданию этих образовательных заведений, - это языковая подготовка учащихся для дальнейшей ассимиляции в греческом обществе.
В 90-х годах, в связи с появлением в стране большого числа эмигрантов из балканских стран, со стран Восточной Европы, а также Азии и Африки, число иноязычных учащихся в греческих школах умножилось (доходя до 10 % всего населения школьного возраста). Поскольку число иноязычных учащихся росло с каждым днём, а существенных изменений в ассимиляционной логике в греческих школах не происходило никаких, то, как и ожидалось, такой подход к иноязычным учащимся был нерезультативным и вызвал массу отрицательных реакций. Эти противодействия проявлялись как со стороны учеников и их родителей, считающих, что классы, имеющие большое количество иноязычных детей, имеют низкий уровень образования, так и со стороны самих учителей, не знающих, как справится с новой школьной действительностью.
В 1996 году Министерство образования вновь затронуло вопрос о школах с большим числом иноязычных детей. Среднее образование в Греции начало приобретать реальную силу только с внедрением четырёх больших программ, которые воплотились в жизнь в 1997 – 2000 годах. За теоретически-практическую часть отвечала группа университетских профессоров, которые и разработали данный программы. Финансировала проект Европа. Эти программы касаются образования репатриантов и иностранных учеников, цыган и мусульман. Таким образом, была принята новая образовательная политика, которая предложила вместо ассимиляции иноязычных, этнически отличающихся учеников, включение их в состав преобладающей группы.
На сегодняшний день примерно 130 тысяч детей эмигрантов, беженцев и репатриантов посещают греческие учебные заведения. Большая их часть находится в детских садах и начальных школах. По данным Центра интернационального образования, число иностранных учеников в государственных школах Афин стремительно увеличивается с каждым годом. С 1996 по 1998 насчитывалось 43 тысячи учеников, с 1998 по 2000 их число достигло 87 тысяч и с 2000 по 2002 – 120 тысяч. Из исследования видно, что наивысший процент иностранцев обучается в государственных школах в центре Афин. Всё больше школ, которые когда-то были исключительно греческими, сегодня становятся многонациональными.
Министерство образования приняло интернациональный тип образования подрастающего поколения с образовательными, общественными и культурными особенностями.
Как справляется греческая образовательная система, приняв новую политику, лучше всех, наверное, могут оценить сами учащиеся, их учителя и родители, но некоторые цифры уже говорят сами за себя. С 1996 года до сегодняшних дней были основаны 26 школ интернационального образования по всей Греции. Из них функционируют 13 начальных школ, 9 гимназий и 4 лицея. Чтобы охарактеризовать какую-нибудь школу интернациональной необходимо, чтобы число репатриантов и иностранцев приближалось к 45% от общего числа учащихся. Но в некоторых случаях процент иноязычных учеников доходит даже до 88 %. Такое резкое увеличение числа иностранных учеников ведёт Министерство образования к принятию соответствующих мер, таких как установление количественной нормы иностранных учеников - до 40 % в школах Аттики, а также укрепление знаний учеников как в интернациональных, так и в других 400 школах по всей стране. Между тем предвидится создание дополнительных приёмных классов и подготовительных уроков для усиления знаний иностранных учеников.
Однако многие учителя уверены, что эта попытка имеет некоторые недостатки. Они считают, что приёмные классы способствуют созданию школ, в которых присутствует неоднородная успеваемость и, как следствие, - созданию гетто иностранных учеников. Культура и язык примерно 30 наций, представители которых посещают занятия в греческих школах, уступает место греческой. Также практически не существует учебного материала, который бы принимал во внимание языковую и культурную основу иностранных учеников. Но самая большая проблема, с которой сталкиваются как учителя, так и репатрианты или иностранные ученики - это недостаток осведомления директоров и всего преподавательского состава о проблемах, связанных с изменением структуры населения школьного возраста.
Помимо проблем, возникающих в учебно-образовательном процессе, существует ещё одна, довольно важная проблема – это боязнь и недоверие к иностранцам. UNICEF было проведено исследование под названием «Дискриминация - расизм - ксенофобия и греческая образовательная система». Было обнаружено много случаев дискриминации в ущерб иностранных учащихся со стороны остальных школьников и их родителей, а также со стороны самих преподавателей и директоров школ. Это исследование зарегистрировало также мнения и степень принятия учеников, преподавателей и родителей к отличительными чертами иностранных учащихся в греческих школах. Приводятся также интересные данные о том, что самой негативной из вышеупомянутых групп являются родители. Преподаватели представляются более открытыми, но заявляют, что они не готовы обучать детей эмигрантов. С другой стороны сами дети, чем младше по возрасту, тем большую снисходительность проявляют к своим школьным товарищам, приехавшим из других стран, имеющим другой цвет кожи или другую веру.
Отличия культуры, воспитания и менталитета постоянно сопровождают учеников-эмигрантов и их семьи, но вместо того чтобы как-то поддержать своих детей, родители-эмигранты зачастую практически бездействуют. Хотя отчасти их можно понять. С неуверенностью в будущем дне, эмигранты знают что, быть может, завтра они уже не будут находиться в этой стране и поэтому не борются за улучшение условий образования их детей. Незнание греческого языка родителем-иностранцем очень часто рассматривается преподавателем как безразличие к участию и проведению школьных мероприятий, а страх этого незнания делает его агрессивным по отношению к другим родителям.
Постоянно подливая масла в огонь, усугубляют эту проблему греческие средства массовой информации. Они засыпают общество статьями с устрашающими заголовками, такими как: «Статистические данные иностранного ужаса», «Иностранцы-лимитчики», «Эллас, эллинов … иностранцев», «В начальных школах больше иностранцев, чем греков», где утрируют и раздувают проблему иностранных учащихся в афинских школах, вновь и вновь касаясь темы «захвата греческого происхождения» иностранцами-отличниками, которые будут нести греческий флаг на школьных парадах.
Для того чтобы смягчить проблему дискриминации в греческих школах была создана сеть школ против расизма. Греческий комитет UNICEF является членом общества «Сотрудничество, способствующее развитию социального равенства и сплочённости» программы «Форум социальной сплочённости», который присоединяется к европейской инициативе Equal. Членом того же самого Сотрудничества является и Центр Исследований и Информирования. В рамках Equal эти две организации взяли на себя ответственность за создание сети школ против расизма в районах Афин и Ахарнона, двух районах с высоким процентом проживания иностранцев и аналогичными учебными проблемами. Также UNICEF взялся создать антирасистский проект для восьми детских садов и восьми начальных школ. Активно действует Сеть антирасистских школ. Организовываются различные интернациональные мероприятия. В ходе исследования было обнаружено что дети, принимавшие участие в этой программе, по словам преподавателей, изменили отношение к иностранцам в положительную сторону. Чем больше был контакт местных школьников с иностранными, тем больше уменьшался их страх.
Тема «Расизм в СМИ и роль школы» была выбрана Центром Исследований и Информирования для обсуждения учениками четырёх гимназий и вечерней школы района Ахарнона и девяти гимназий и интернациональной школы района Афин. На первом этапе ученики обсудили положительные и отрицательные стороны действия средств массовой информации по вопросам уважения человеческих прав эмигрантов. Участники обсуждения практиковались в способности быть критиками сообщений СМИ. Параллельно преподаватели посетили просветительный семинар на тему расизма и ксенофобии, и школы были снабжены небольшим количеством книг по этой тематике (15-20 экземпляров).
Вскоре после семинаров вышло специальное печатное издание под названием «Расизм и СМИ», которое распространилось по школам Афин. В различных проявлениях деятельности группы по улучшению интернационального образования принимают участие ученики, родители, органы местного самоуправления. Плод этого сотрудничества – результативные школьные работы, которые используются научными сотрудниками проекта.
На территории Афин существуют также иностранные школы и детские сады, где маленькие эмигранты, дошкольного и школьного возраста, обучаются по программам, составленным на родных языках, а не на греческом. Самые известные из них это – армянская школа, японская, польская, ливийская, ливанская, украинская, африканская, детский сад Касапи и другие. Параллельно, в местах эмиграционных общин действуют учебные части по изучению языка. Естественно, существуют иностранные детские сады, начальные школы, гимназии, лицеи, колледжи, с высокой платой за обучение для обеспеченных эмигрантов.
Осенью 1999 года были сформированы так называемые «Задние парты» - инициатива взаимопомощи эмигрантам со стороны Группы Общественной Поддержки Эмигрантов и Беженцев. Это команда, состоящая примерно из 30 преподавателей-добровольцев, которые обучают греческому языку беженцев и эмигрантов. Также существует помощь и информирование для семей эмигрантов на тему, касающуюся обучения детей в греческих школах. Занятия проводятся в местах, где собираются эмигранты и беженцы, по адресу Тсамаду 13, Ексархия, тел. 210-3304901, 3813928.
За прошлый год это учебное заведение посетили около 200 совершеннолетних эмигрантов из 25 различных стран. Преподаватели верят в образование без различий и дискриминации, а также в то, что в образовании место найдётся каждому, независимо от того, откуда он приехал. Ведь для любого человека образование должно быть доступно.
Лариса Журавлева