Рокко из Эллады

09.11.2005 16:20

Рокко из Эллады

О подготовке сенсационной сделки сообщает греческая печать. Одна из российских компаний будто бы собирается купить крупнейшую в Элладе телекоммуникационную фирму «Интраком». Однако вокруг этой фирмы и ее владельца Сократиса Коккалиса в Греции бушуют шумные скандалы, а российский Национальный фонд спорта уже давно с ним судится.

По греческим данным, стоимость сенсационной сделки составляет около 900 миллионов долларов. За такую сумму, пишут местные газеты, активы компании — крупнейшей в Греции и одной из самых больших в Европе телекоммуникационных фирм — будто бы намерена приобрести московская компания АФК — «Система». Однако в афинской дирекции «Интракома» такую перспективу пока не подтверждают.

Впрочем, о попытках российского бизнеса «купить часть Греции» здесь уже давно говорят. Несколько лет назад компания «ЛУКОЙЛ» собиралась купить контрольный пакет акций крупнейшего в Греции нефтеперерабатывающего завода «Элленики петролеум». Однако в последний момент российские нефтяники от сделки отказались — греки слишком взвинтили цену. Ходили также слухи о намерении российской компании «Вим-Биль-Дан» приобрести в солнечной Элладе крупный завод молочных продуктов.

Словом, к Греции в разбогатевшей нефтедолларами России присматриваются уже давно. Однако суть нынешней сенсации не только в самом факте покупки россиянами крупной компании в стране ЕС. Дело в том, что «Интраком» и его владелец Сократис Коккалис уже давно упоминаются здесь в связи с различными скандалами. В Греции он известен как богатейший предприниматель и владелец не только «Интракома», но и популярного футбольного клуба «Олимпиакос» и ряда других компаний.

Много писали о нем и в России, где в свое время именно Коккалис через свою дочернюю фирму «Интралот» проводил печально знаменитую лотерею «ЛОТТО-миллион». Все обернулось громким фиаско: партнер греков российский Национальный фонд спорта подал на них в суд, обвиняя в мошенничестве. НФС требует, в частности, от Коккалиса вернуть 15 миллионов долларов, которые были переведены из России в его подставные фирмы в Швейцарии для закупки оборудования для лотереи, которое в Москву так и не поступило.

О многочисленных махинациях, которыми занимались в Москве во время проведения там «ЛОТТО-миллион», нам рассказал работавший в этой фирме сын греческого политэмигранта Андрей Врионакис. По его словам, стоимость завозимого оборудования безбожно завышалась. Так, например, один игровой терминал стоил на Западе около 300 долларов, а «Олимпийская лотерея» (совместное греко-российское предприятие, созданное в Москве специально для «ЛОТТО-миллион») покупала его за 3500, а потом и за 4200 долларов. То есть цена завышалась в 12 — 15 раз. А ведь было закуплено пять тысяч таких терминалов!

Такая же операция была проведена и с киосками «ЛОТТО-миллион», которыми заставили Москву. Один киоск покупали сначала за 14 тысяч, а потом за 28 тысяч долларов, то есть опять-таки гораздо выше реальной стоимости.

Страшно завышались цены на все другое оборудование и запчасти. Баллончик сжатого воздуха, который тогда стоил в Москве около 2 — 5 долларов, покупался за границей за 12! Греческим начальникам лотереи установили в Москве баснословные зарплаты. Оплачивались работы, которые на самом деле никто не делал, и т. д. Все это напоминало черную дыру, куда бесследно проваливались миллионы.

— Ясно, — говорит Врионакис, — что все это, скорее всего, делалось для отмывания денег. Мало того, организаторы лотереи не платили за ввозимое оборудование налоги. Его регистрировали в таможне как временное с обязательством вывезти потом обратно. Не вложив в лотерею буквально ничего, греки получили громадные деньги.

По утверждению Врионакиса, президент «Интракома» Коккалис получил под эту лотерею крупный кредит от ЕС. Однако потом уступил совместное предприятие российской стороне. Но вместе с тем он «подарил» России и огромный долг в виде невозвращенного кредита.

Врионакис, который окончил в Ленинграде электротехнический институт (ЛЭТИ), переехал в Грецию на постоянное жительство вместе с отцом в 1981 году. Вскоре он поступил на работу в «Интраком», где ему сулили радужные перспективы. Однако контракт с ним не заключили, а работать заставляли по 12 часов в день. В декабре 1992 года Врионакиса отправили в Москву для работы в «Олимпийской лотерее». Но платить стали по 20 — 30 долларов (как и российским служащим), хотя, по греческим стандартам (Врионакис уже получил тогда греческое гражданство), были обязаны платить раз в сто больше.

Очень скоро, утверждает Врионакис, я убедился, что лотерея в Москве была огромным надувательством. Договор о лотерее был заключен между «Интракомом», Олимпийским комитетом России и Московским зональным предприятием спортивных лотерей, а также кипрской фирмой «МС энд КО Бизнес Менеджмент энд Консалтинг Лимитед». При этом доли участников распределялись так, что греки владели 60 процентами акций компании. Учредительный капитал был определен в 12 миллионов долларов, но «живые» деньги вносила только российская сторона, а греки лишь поставляли оборудование и руководили лотереей. Другими словами, иностранцы были в рамках этой компании владельцами того, что покупалось на деньги российского государства, заявил Врионакис.

Так и не получив от греческих хозяев «Интракома» положенных денег, Врионакис подал на них в Афинах в суд. Однако мог ли он его выиграть у владельцев богатейшей в Греции компании? Конечно, нет. Что потом и произошло.

В самой Греции имя главы «Интракома» тоже не раз появлялось на страницах уголовной хроники. Его обвиняли в отмывании денег и даже шпионаже в пользу восточно-германской разведки Штази. По запросу греческого парламента бундестаг передал в Афины документы из секретных архивов спецслужбы бывшей ГДР, где Коккалис и в самом деле фигурирует под кличкой тайного агента Рокко.

Германские власти, утверждала хорошо информированная газета «Катимерини», представили афинскому прокурору Димитрису Папангелопулосу, расследовавшему выдвинутые против Кокколиса обвинения в шпионаже, свидетельства того, что он использовал Штази и для ведения промышленного шпионажа — кражи западных технологий для восточного блока. Кроме того, в период с 1985 по 1989 гг. ГДР пыталась всячески укрепить свои экономические позиции в Греции, и в это же время здесь начинается бурный рост бизнеса Коккалиса. Навряд ли это простое совпадение.

Однако греческий суд не нашел в этом деле достаточных оснований для наказания своего гражданина, поскольку в результате активности агента Рокко ущерба интересам Эллады будто бы нанесено не было.

В Москве Коккалис известен не только по истории с «ЛОТТО-миллион», но еще и тем, что именно его фирме в смутные ельцинские времена была поручена деликатнейшая сделка — телефонизация Кремля. Некоторые в Греции и сейчас называют ее «очень странной», поскольку, как потом выяснилось, фирма Коккалиса устанавливала в Москве вовсе не собственное оборудование, а произведенное по лицензиям шведской фирмы «Эрикссон». Остается только гадать, зачем ведомству тогдашнего «кремлевского завхоза» Пал Палыча Бородина понадобилось привлекать греческую фирму, по сути посредника, а не саму шведскую фирму «Эрикссон»?

У некоторых здесь вызывает сомнения сама история загадочного появления в Греции фирмы «Интраком» и неожиданного и слишком стремительного обогащения Коккалиса, которого сейчас считают одним из самых богатых людей в Греции. В свое время он учился в СССР и хорошо говорит по-русски. Знавшие его в то время в Москве вспоминают, что деньгами Коккалис отнюдь не швырялся, но уже тогда мечтал разбогатеть. Его отец, врач по профессии, работал в ГДР, где обслуживал восточногерманскую партийную элиту. По этой причине говорят, будто создание электронной фирмы в Греции было тайной операцией КГБ, для того чтобы иметь возможность похищать на Западе секреты высоких технологий. Исполнение операции поручили Штази, а для создания фирмы послужили так называемые деньги партии, переведенные за рубеж незадолго до краха ГДР партийные фонды.

Владимир МАЛЫШЕВ
Афины

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 3491

ИСТОЧНИК: http://www.spbvedomosti.ru