Современная архитектура Греции – олимпийский шаг в новое тысячелетие

Современная архитектура Греции – олимпийский  шаг в новое тысячелетие

16.07.2005 19:55

Современная архитектура Греции – олимпийский шаг в новое тысячелетие

Развитие современной архитектуры в Греции началось почти одновременно с появлением модернизма в Европе, виновником которого как известно был БАУХАУЗ. И функционализм в Греции охватывает несколько периодов:

Первый этап – назван «золотым периодом» десятилетия 1930 – 1940-х г.г., обычно его характеризуют с противопоставлением интернациональному модернизму, в связи по отношению к прошлому и будущему. Связь неоклассицизма с модернистским движением, которые шли параллельно, определяло во многом мелкобуржуазный (мещанский) стиль архитектуры страны.

В период Второй Мировой и особенно больше всего во время гражданской войны 1947 – 49 г.г., было разрушено около 400 000 зданий на материковой части Греции.

Резкий взлет функционализма начался в середине 50-х годов, который тоже ознаменовал собой десятилетие, названное «полифоническим модернизмом». В это время произошел радикальный перелом в социальной и экономической жизни страны, и который заставил пересмотреть типологический анализ неоэллинского дома. В частности – были внесены изменения в проектирование многоквартирных домов: это всеобщая стандартизация, изменение качества и технологии строительства послевоенного жилища. Вместе с тем этот период ознаменовал приход на архитектурную арену страны Звезд мировой величины – таких как Гропиус и Кандилис. В самой же Греции такой величиной на тот период был Арис Константинидис – он спроектировал несколько зданий для Нью-Йорка, Чикаго, Штутгарта и некоторых других городов. На родине он отличился проектами многочисленных жилых домов квартальной застройки, причем В Греции эта система не привилась, но острая нехватка жилья в те годы заставила его пойти на это. В частности ему принадлежит жилой массив «Айос Иоаннис Рендис» Около Пирея (50-е годы).

Квартал образуют блоки четырехэтажных домов, распланированные с расчетом на внутриквартальные дворы. Пространство между опорами нижних этажей оставлено открытым, комнаты занимают три верхних этажа. Лестничные клетки также открыты со стороны фасада и представляют своего рода лоджии. Все это способствует аэрации зданий. Дома имеют железобетонный каркас и кирпичную кладку стен. Формы зданий и их планы сугубо просты и гармоничны. Однообразие их облика архитектор разбивает окраской, выделяя железобетонный каркас.

В мотеле в г. Каламбака, сооруженном на фоне причудливых скал Метеоры Константинидис также использует излюбленную им выразительность конструкций: строгий рисунок Железобетонного каркаса сочетается здесь со сплошным остеклением и цветными квадратными полями оштукатуренных стен.

С середины 70-х – по середину 90-х годов на архитектурном небосклоне Греции. Особой динамики развития не наблюдается. Можно наблюдать лишь отдельные интересные постройки частных домов и общественных зданий, но крупных, выдающихся проектов за этот период сделано не было. Отчасти это было вызвано тем, что многие архитекторы уехали из страны, чтобы завоевать себе имя и мировой престиж, которого они по их понятиям не смогли добиться у себя на родине из-за своих слишком «революционных» идей. Так например Элиа Зенделис долгое время работал в «ОМА» с Ремом Колхаасом, - их градостроительные проекты известны всему архитектурному миру. Но тем не менее сейчас за последние двадцать лет мы можем видеть немало Интересных проектов в Афинах и остальной Греции и можно назвать несколько ярких имен. П. Кулермос, М. Суватзидис, А. Томбазис, Н. Валсамакис – каждый из них работает в своем неповторимом стиле, по которому их легко узнать. Так например П. Кулермос – типичный функционалист, мастер игры с простыми геометрическими объемами, в целом создает из них сложную композицию здания или группы зданий – свой вариант южного функционализма. «Я думаю, что большие общественные здания должны быть усиленны геометрически, в том плане, чтобы утвердить их присутствие навека и урбанизировать окружающую территорию». Среди известных его осуществленных проектов особо выделяется университет в г. Ираклионе и исследовательский Центр Крита.

Напротив М. Суватзидис ставит неправильную игру контрастов в своих проектах, И иногда отстаивая взаимоотношения партнерства архитекторов, в соответствии с четкой идеей расположения зданий. Его здания синтезируют гладкие и шершавые поверхности, холодные и теплые материалы – результат различной практики опыта и исследований того или иного случая и влияния на окружение (средовой подход). Брутализм тех сооружений выделяет их из деталей, создающих целостность и наполовину-законченное качество той субъективности, чтобы создать геометрическую правильность. Движение Солнца и естественное освещение – еще один главный фактор того продолжения, которое в некотором смысле «дотягивает» проект до своего полного завершения. Суватзидис следует курсом между Востоком и Западом. Место – как географическое положение, как история и миф – постоянны в его работах.

По случаю проведения Олимпийских игр 2004 афинские власти совместно с организационным комитетом Игр провели масштабную реконструкцию Афинского Олимпийского спорткомплекса (ОАКА), окружающей его территории и подъездных путей. По генплану С. Калатравы вдоль центральной оси восток-запад простирается общественная зона, северную границу которой образует «Агора» - пологий естественный амфитеатр, перекрытый арками из светлой стали и способный вместить до 300 тысяч человек. Прямой южный край площади ограничен «Стеной Наций» - скульптурной композицией, оснащенной механизмом, заставляющим ее совершать волнообразные движения. Четыре новые площади обозначили торжественный подход к комплексу: две из них находятся на концах центральной оси, две другие примыкают к расположенной на севере железнодорожной станции Ирини.

Олимпийский стадион был построен в 1982 году по проекту архитектора Рудольфа Мозера в сотрудничестве с компанией Weiderplan Consulting для Олимпиады в Афинах как ожидалось в 1996 г., и рассчитан на 180 тыс. зрительских мест. Чтобы улучшить условия освещения для спортсменов, зрителей и телевизионных трансляций, а также при- дать Олимпийскому Стадиону новый выразительный и запоминающийся силуэт, было ре- шено накрыть его покрытием из поликарбоната. Покрытие состоит из пары изогнутых лепестков, перекрывающих площадь около 25 тыс. кв. м. Несущая конструкция каждого лепестка состоит из верхней стальной трубчатой арки, соединенной тросами с более пологой аркой нижнего пояса, на которую «нанизан» ряд поперечных ребер, идущих с интервалом 5 м. Система дополнительных тросов переносит нагрузку с концов ребер и стабилизирует арки. Пролет верхней арки составляет 304 м, ее высота 60 м, средняя ширина покрытия – около 50 м. Два лепестка соединяются углами, образуя эллипс, что придает всей конструкции необходимую стабильность и прочность. Новая конструкция полностью независима от существующей постройки. Павел Чартелиди

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 8611

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru