20.08.2003 00:00
Греция: Социальное страхование - единственный выход – реформы
До тех пор, пока системы пенсионного обеспечения будут определять сроки выхода на пенсию, они постоянно будут проблематичны, поскольку средняя продолжительность жизни постоянно возрастает. Единственным выходом из создавшегося тупика станет разрешение каждому определять, когда ему выходить на пенсию и дать ему возможность самому принимать к этому меры.
На первый взгляд существующая в большинстве стран система пенсионного обеспечения в достаточной мере проста и справедлива. Пока человек работает, он ежемесячно отчисляет некоторую сумму от своего заработка в страховую кассу с тем, чтобы обеспечить своё существование в старости, когда он перестанет работать. В идеале все отчисления за период трудовой деятельности плюс проценты составляют пенсионный фонд каждого трудящегося, из которого он затем получает пенсию. Из этого же фонда берутся и социальные пенсии для тех, кто в силу инвалидности либо других обстоятельств не смог сформировать свой пенсионный фонд.
На деле же не всё так просто. Государственная пенсионная система не может добиться желаемого равновесия ни в области справедливого распределения пенсионных ресурсов, ни в области защиты от бедности престарелой части населения. Единственное, чего она добивается таким путём, так это перераспределения доходов, взятых у молодых - зачастую бедных, и - отдает их пенсионерам, которые могут быть богатыми. Таким образом, средства, как видим, распределяются неравномерно.
Систему распределения в так называемых профессиональных кассах также вряд ли можно назвать справедливым. Правило начисления размера пенсии по последней зарплате тоже приводит к несправедливости. Тот, кто в силу различных обстоятельств вынужден раньше уйти на пенсию, теряет по сравнению с тем, кто остаётся верен своему креслу, а также с руководителями среднего и высшего звена.
Такая система пенсионного обеспечения и в лучшие времена давала перебои, что же говорить теперь, когда человечество стареет. Структура общества в западных странах и в Японии уже не представляет собой пирамиду, в основании которой находятся молодые поколения, а вершину составляют представители старшего. Сейчас вершину занимают престарелые, которые либо продолжают трудиться, либо уже вышли на пенсию. Среди них всё возрастает число людей, перешагнувших 80-тилетний рубеж. Процесс старения населения земли угрожает банкротством большинству национальных систем пенсионного обеспечения в развитых странах.
Сознавая бесперспективность подобного пути, большинство правительств вынуждены переходить к реформам. Первый путь – это вкладывание накопленных средств фонда в облигации, акции и т. п. Эти поступления идут либо на государственный, либо на индивидуальный пенсионный счёт. Во-вторых, всё чаще размер пенсий стал связываться с личным вкладом каждого трудящегося в свою пенсионную копилку. Такая система подталкивает самого трудящегося заботиться о том, чтобы собрать достаточное количество средств для обеспечения безбедной старости. В данном случае он вместе с ответственностью получает как бы и право собственности на свою пенсию. В период расцвета фондовых бирж данный выход из положения казался лёгким, но последовавшие вслед за ним упадок и даже крах потребовали осторожности в данном вопросе. Но, несмотря на все трудности и подводные камни подобной реформы, бездействие ещё более опасно.
Как гласит пословица, оказавшись в яме – перестань копать дальше. Так вот, Германия, похоже, уже избавилась от лопаты. Министр труда этой страны Вальтер Ристер повёл борьбу за устойчивость страховых взносов. По новым условиям взносы работодателей и работников не будут превышать 20% от общего заработка на ближайшие 20 лет. После 2030 года они постепенно будут доведены до 22%. После этого стало возможным перейти ко второй стадии реформы. А именно, начиная с этого года, немецкие трудящиеся могут перечислять 1% своей зарплаты на специальный личный пенсионный счёт. К 2008 году этот взнос возрастёт до 4%. Используя гибкую систему социальных дотаций для семей с несовершеннолетними детьми и низкооплачиваемых граждан, немецкое правительство надеется довести число участвующих в этой программе до 80% трудящихся. Это позволит снизить размер пенсии до 64% от средней зарплаты с 70% на данный момент.
Итальянцы идут по следам Германии, создавая у себя предпосылки для образования личных пенсионных счетов. США избрали иной путь. Там с 1983 года принято решение о превышении на 2% необходимого уровня пенсионного взноса, который на данный момент составляет 12,4% от заработка. Этот страховой фонд сейчас составляет 1 триллион долларов и, по оценкам специалистов, через 20 лет достигнет 3 триллионов. Правительство обязалось не прикасаться к этим деньгам ни при каких обстоятельствах. Но после известных событий 11 сентября Конгресс США разрешил федеральному правительству использовать часть этих средств на восстановительные работы.
В Японии средства Пенсионного фонда были вложены в государственные займы, которые не принесли желаемой отдачи, и сейчас изыскиваются новые формы социального обеспечения в старости. В Швеции средства фонда разделили между четырьмя конкурирующими между собой частными фирмами, которые могут вкладывать их в финансовые операции вплоть до зарубежных акций. Франция к 2020 году планирует довести стоимость своего фонда до 10% от валового национального продукта.
Реформирование системы пенсионного обеспечения в сторону капитализации накопленных средств, то есть вложения их в экономику или в проведение финансовых операций, необходимо по трём причинам.
Во-первых, это приведёт к увеличению накоплений. Вложение капиталов в национальную экономику даст толчок её развитию. По мере старения наций развитых стран пришло время изыскивать средства за рубежом, в развивающихся странах. Раньше всех к этому пришли шведы, которые половину своих средств вкладывают за границей.
Во-вторых, поскольку размер пенсии будет напрямую зависеть от суммы личных взносов трудящихся, исчезнет стремление раньше выйти на пенсию. Наоборот, чем дольше они трудятся, тем выше будет их пенсия. Это особенно важно в условиях постоянного старения населения развитых стран.
В-третьих, это принесёт большой экономический эффект для тех стран, которые будут проводить реформы в сторону вложения накопленных страховыми кассами средств в экономику через фондовые биржи. Это приведёт, с одной стороны, к вливанию значительных финансовых средств в развитие различных предприятий и, с другой стороны, дисциплинирует эти предприятия, заставив их обратить особое внимание на удовлетворение запросов своих акционеров.
В Греции также происходит движение в сторону капитализации пенсионных средств и увязывания их с личными вкладами трудящихся. Всё популярнее становится понятие «профессиональной» пенсии, источником которой станут дополнительные отчисления работодателей и работников как на отраслевом уровне, так и на уровне отдельного предприятия. Страхование может быть индивидуальным либо групповым, и сами заинтересованные стороны будут избирать тех, кто станет распоряжаться накопленными капиталами. Правительство не станет определять ни формы дополнительного страхования, ни суммы отчислений, обеспечивая тем самым гибкость системы и больший простор для деятельности предприятий и трудящихся. Кроме того, оно не желает социальных осложнений при проведении пенсионной реформы. На обсуждение выставляются вопросы, которые были ранее согласованы между правительством и профсоюзными организациями. Это касается, например, сроков выхода на пенсию - предлагается постепенное повышение его с 58 до 65 лет с одновременным повышением пенсии за выслугу лет. Для женщин с несовершеннолетними детьми предлагается засчитывать в пенсионный стаж время по уходу за ребёнком (от 2 до 3 лет). Основная пенсия должна составлять 80% от всей суммы доходов по всем отраслям.
Что же касается будущего слияния всех пенсионных касс, то на ближайшем этапе предлагается лишь их юридическое объединения. Полное слияние отодвигается на более поздние сроки.
В отношении финансирования системы пенсионного обеспечения отвергнута мысль изыскания средств за счёт повышения НДС. При этом министр экономики обязался впредь отчислять на нужды пенсионного фонда определённый постоянный процент от ВВП.
Страховые кассы получают право на самостоятельное и под свою ответственность распоряжение накопленными средствами, вкладывая их в прибыльные предприятия.
Переходный период растягивается до 2008 года, когда право на пенсию получают те, кто начал трудиться в 1992 году.