Авангард с пропиской в Греции

23.11.2004 13:00

Авангард с пропиской в Греции

В Мартин-Гропиус-Бау в Берлине открылась выставка «Свет и цвет в искусстве русского авангарда: коллекция Костаки». На выставке представлено 330 работ 50 художников, среди экспонатов -- живопись, графика, скульптура, фотография, агитфарфор, архитектурные модели.

Часть коллекции Костаки, приобретенная Музеем современного искусства в Салониках, выставляется впервые. История коллекции драматична, не случайно выставка названа «Одиссея коллекции».

Георгий Костаки -- один из первых коллекционеров русского авангарда, начавший собирать левое искусство еще в 1940--1950-е годы. Работы покупались из первых рук, то есть непосредственно у самих художников или их родственников. Современный артрынок наводняют тысячи подделок русского авангарда, поэтому ценность коллекции Костаки заключается в ее несомненной подлинности, что не раз подтверждали международые эксперты.

«Мой отец буквально откапывал шедевры в самых невероятных местах, -- вспоминает дочь коллекционера Алики Костаки. -- Он находил картины в шкафах, под кроватями, в старых сундуках, в подвалах и на чердаках, некоторые из картин он нашел в деревенских сараях, где они были прибиты гвоздями на окна вместо стекол. Одной из картин застилали стол, как клеенкой».

Костаки обладал удивительным чутьем коллекционера, тонким вкусом и острым глазом, которому позавидовал бы любой искусствовед-профессионал. Он был автодидактом, не имел высшего образования, происходил из греческой семьи с острова Закинф, которая в 1910 году переехала в Россию. Всю свою жизнь в Москве он проработал в посольстве Канады. В 1977 году семья Костаки переехала в Грецию. Разрешение на выезд дали только при условии, что часть коллекции будет подарена государству. Таким образом, коллекция оказалась разделенной на две части -- российскую и греческую. В Москве осталось 800 произведений, в Грецию попало 1275. Алики Костаки рассказывает, что процесс деления коллекции был сложным и мучительным: «Отец хотел, чтобы в России остались наиболее значительные произведения, как, например, «Красный квадрат» Малевича и др. Он верил, что придет время, когда они займут достойное им место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Коллекция икон почти целиком осталась в Москве, ее передали в Рублевский музей, а картины старых мастеров -- Музею изобразительных искусств имени Пушкина. Отец предлагал подарить всю коллекцию Москве при условии открытия музея русского авангарда. Это предложение было сделано лично министру культуры Фурцевой, но, к сожалению, в Советском Союзе такое еще не было возможно».

После смерти Георгия Костаки в 1990 году семья принимает решение продать коллекцию. «Мы вели переговоры со многими музеями, но в конце концов получили предложение от греческого правительства, в 2000 году коллекция была продана Музею современного искусства в Салониках". Коллекция была куплена за 35 млн. долларов.

Концепция выставки была разработана международным коллективом экспертов под руководством директора Музея современного искусства в Салониках Мильтиадеса Папаниколау, при участии Джона Боулта, Шарлотты Дуглас, Николетты Мислер и Марии Цанцаноглу. Экспозиция выстроена не по хронологическому принципу, а подчинена одной теме -- «свет и цвет». Первый раздел выставки посвящен черному цвету, где центральное место, безусловно, занимает «Черный квадрат» Малевича. В следующих разделах («Свечение», «Представление цвета», «Освобождение цвета», «Главенство цвета», «Изучение цвета», «Разбеленность», «Белый цвет») представлены эксперименты художников с цветом. Экспозиция начинается монохромными работами с преобладанием черного и заканчивается монохромными композициями в белом цвете. Особое место занимает раздел «Цвет в декоративном искусстве и индустриальном производстве», где можно увидеть театральные декорации, эскизы костюмов, агитфарфор, текстиль.

Тема света у художников русского авангарда представлена также во всей многозначности: это и космический, и метафизический свет, а также свет в технике и индустрии -- свет в фотографии и кино.

Многие работы экспонируются впервые, как, например, «Композиция» Малевича, 1904 года, рисунки и гуаши Ивана Клюна, «Движение цвета» Соломона Никритина, коллажи и графика Густава Клуциса.

При подготовке выставки было сделано удивительное открытие. Для реставрации сняли раму с картины Л. Поповой и обнаружили на обратной стороне холста еще одну работу -- «Деканон»: эскиз к большой композиции 1914 года парижского периода, которая находится в Третьяковской галерее.

Выставка «Свет и цвет в искусстве русского авангарда: коллекция Костаки» экспонируется в Мартин-Гропиус-Бау в Берлине до 10 января 2005 года, затем переедет в Музей современного искусства Людвига в Вене.
Ольга ЛЫСЦОВА, Берлин

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 968

ИСТОЧНИК: http://www.vremya.ru