Когда речь заходит о Парфеноне, большинство людей ассоциируют этот древний храм с язычеством. И неудивительно: ведь всем известно, что древние греки верили и поклонялись множеству богов.
Парфенон был построен в честь покровительницы Афин и всей Аттики – богини Афины Девы. Но мало кто помнит, что языческие ритуалы проводились в Парфеноне только 830 лет, а христианские обряды - около тысячи!
Как известно, в 392 г. византийский император Феодосий I запретил языческие культы. Тогда Парфенон был закрыт, а двери его опечатаны. Но уже в V веке он становится христианским храмом «Агиа София» (Святая София). В 662 году храм получил название «Панагиа Атениотисса» (Богоматерь Афинская). В 1204-1205 гг. Афины захватили латиняне и франки, которые использовали всю территорию Акрополя в качестве дворца и крепости. В этот период Парфенон служил католическим храмом и назывался «Санта Мария ди Атэнэ» (позднее - «Нотр Дам д'Атэн»).
В византийский период соседний с Парфеноном Эрехтеон стал православным храмом в честь Богородицы, а храм Гефеста, расположенный на Древней Агоре, назывался церковью Святого Георгия.
К счастью для потомков, превращение Парфенона в церковь мало задело основные его конструкции, поскольку цель была одна – с наименьшими затратами приспособить здание к особенностям христианского культа.
Прежде всего, была изменена ориентация. Вход в церковь сделали с западной стороны. Также в западной стороне Парфенона был устроен нартекс (притвор), а к восточной пристроена апсида, чтобы поддерживать алтарь. Апсида была украшена мозаикой с изображением Пресвятой Девы (Панагии Атениотиссы), а стены были расписаны фресками, фрагменты которых и сейчас можно разглядеть на одной из внутренних стен.
Христианский Парфенон хранил множество сокровищ и святынь Церкви. Согласно историческим письменным источникам, которые датируются 1390 г., в древнем храме хранились мощи преп. Макария Великого, а также Евангелие, которое когда-то лично переписала Св. Царица Елена.
Как известно из записей путешественников того времени, в Парфеноне хранилась одна из икон Богородицы, написанная самим евангелистом Лукой, а также лампада, в которой никогда не иссякало масло.
Однако сколь бы велико не было влияние христианства на Грецию и ее народ, немаловажным показателем их гордости и уважения к творениям своих предков является тот факт, что и в самый разгар распространения христианства с фронтонов Парфенона на мир по-прежнему смотрели герои и боги древней Эллады.
Автор:
Елена Василатос. Специально для проекта "Греция от Greek.ru"
Количество показов: 4732