От Дзеты до Грекзита: ретроспектива фильмов Косты-Гавраса на Люблянском кинофестивале

От Дзеты до Грекзита: ретроспектива фильмов Косты-Гавраса на Люблянском кинофестивале

02.12.2024 15:28

В рамках Международного кинофестиваля в Любляне (LIFFe) в 2024 г. особой частью программы стала ретроспектива фильмов легендарного французского режиссера греческого происхождения Косты-Гавраса, завершившаяся большим интервью 91-летнего мастера политической драмы.  Режиссером снято 25 фильмов,  в основном во Франции и Голливуде.  Коста-Гаврас увлекательно рассказывает  истории на глубокие политические  и социальные темы в жанрах триллера, драмы, криминала. Впервые международную славу ему принес политический триллер «Дзета» («Z») 1969 г., ставший культовым. 

Коста-Гаврас (Константи́нос Гавра́с,  Κώστας Γαβράς) родился в 1933 году в Греции. Его семья пережила Вторую мировую войну в деревне на Пелопоннесе и после войны переехала в Афины. Отец, будучи  коммунистом, был заключен в тюрьму во время гражданской войны. Принадлежность его отца к коммунистической партии не позволила Костасу поступить в университет в Греции или получить визу в США, поэтому после окончания школы он уехал во Францию, где в 1951 году начал изучать филологию. Однако позднее Коста-Гаврас решил посвятить себя киноискусству. После окончания французского института кинематографии IDHEC он был помощником у известных режиссеров. А в 1965 году снял свой первый полнометражный фильм - детектив «Убийца в спальном вагоне» с Ивом Монтаном. Лента получила премию Национального совета кинокритиков США за лучший иностранный фильм. 

Но главный успех пришел к режиссеру после фильма «Дзета» в 1969 г.  Фильм, снятый по роману греческого писателя В. Василикоса и основанный на реальных событиях тех лет, получил Оскара,  несколько призов Каннского кинофестиваля и другие престижные награды.  Благодаря захватывающему сюжету и  динамичному повествованию фильм и сегодня смотрится современно. А тема политических репрессий актуальна всегда.  

Картина рассказывает об убийстве греческого оппозиционера и депутата, что приводит к политическим расследованиям и вскрытию коррупции внутри правящего режима. В основе лежат события, последовавшие за убийством политика Григориса Ламбракиса в 1963 году. Фильм вызвал резонанс у публики, поскольку на момент его выхода в прокат Греция уже два года находилась под военной диктатурой «черных полковников». Коста-Гаврас говорит, что съемки невозможны не только в Греции, но и в других странах, поэтому фильм снимался в Алжире.  

Фильм «Дзета» стал успешных в том числе благодаря актерам, сыгравшим главные роли: Жану-Луи Трентиньяну, Жаку Перрену и Иву Монтану, а также благодаря музыке, написанной блистательным Микисом Теодоракисом, другом убитого депутата Ламбракиса. 

После «Дзеты» Коста-Гаврас продолжил снимать фильмы на острые политические темы, будь то репрессии в Чехословакии 1968 г. («Признание», 1970), военный переворот в Уругвае («Осадное положение», 1973),  установление режима Пиночета в Чили («Пропавший без вести», 1982) и закрытие Ватиканом глаз на Холокост («Аминь», 2002).  В 1992 г. режиссер снял психологический детектив «Безумный город» с Джоном Траволтой и Дастином Хоффманом в главных ролях. 

В 2019 году Коста-Гаврас вновь вернулся к греческой теме, сняв фильм «Взрослые в комнате» («Грекзит» в русском прокате), основанный на мемуарах бывшего министра финансов Греции Яниса Варуфакиса. Это первый фильм, снятый режиссером в Греции. Речь идет о финансовом кризисе и жесткой борьбы за спасение экономики страны в условиях давления со стороны ЕС и МВФ.

Фильм сосредоточен на противостоянии Варуфакиса с европейскими чиновниками и бюрократами, показывая сложные политические манёвры и моральные дилеммы, с которыми сталкиваются лидеры стран в моменты кризиса. Коста-Гаврас в этой картине вновь использует элементы политического триллера, создавая напряжённую атмосферу и погружая зрителей в мир переговоров, компромиссов и жестоких экономических реалий.

Фильм вызвал неоднозначную реакцию среди критиков, однако получил международные награды, прошел вне конкурса на Венецианском кинофестивале и был с интересом встречен в Греции, где все показанные события были свежи в памяти. По словам самого режиссера, он снял этот фильм, чтобы «люди начали осознавать, насколько важна политическая осведомленность и участие в принятии решений». 

«Для меня каждый фильм - политический, -  сказал Гаврас в интервью в Любляне, - для меня фильмы как спектакли. Как древние греки ставили пьесы в театре, так и мы сегодня создаем  фильмы. Но я считаю, что в фильмах, как и у древних греков в пьесах, важно сказать что-то об обществе, в котором мы живем. Но я не пытаюсь произнести политическую речь. Я снимаю  фильм, если что-то затронуло меня лично. Я говорю зрителям свое мнение, приглашаю их подумать. Я вступаю в дискуссию со зрителем». 

Коста-Гаврас за свою карьеру получил множество наград и международное признание. Он президент Французской синематики в 1982-1991 гг. и с 2007 года по сегодняшний день. 

В возрасте 91 года Костас-Гаврас не только прекрасно выглядит, но и полон творческих идей. 12 февраля 2025 года во Франции состоится премьера его нового фильма «Последний вздох». Фильм показывает диалог между врачом и писателем, которые оказываются лицом к лицу: один - с концом жизни своих пациентов, другой - со своей собственной судьбой. В главных ролях — Дени Подалидес, Кад Мерад и Шарлотта Рэмплинг. Картина обещает стать глубоким исследованием человеческой природы, проникнутым нежностью, юмором и эмоциями.

В 2013 году Коста-Гаврас посещал кинофестиваль в Москве. Интервью с ним можно прочитать здесь.


Наталия Годунова. Роман Симкин. Специально для Greek.ru




Источник:  https://www.greek.ru/

Количество показов: 202


Чтобы обсудить новости, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



О цитировании наших новостей в других СМИ.