«Эль Греко посвящается…». Эксклюзивное интервью со скульптором Никосом Флоросом

«Эль Греко посвящается…». Эксклюзивное интервью со скульптором Никосом Флоросом

26.12.2014 04:59
3 декабря 2014 года в одном из величайших музеев мира, Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге, состоялось торжественное открытие выставки греческого скульптора НИКОСА ФЛОРОСА, который представил свои новые работы, посвященные году великого художника греческого происхождения Эль Греко.

По просьбе портала «Greek.ru» мы встретились с Никосом Флоросом в Афинах.

- Никос, добрый день, с возвращением на родную землю.

- Спасибо!

- Это уже не первая твоя поездка в Россию, не первая твоя выставка в Санкт-Петербурге. Ты, кстати, знаешь, что работы греческого автора Исаакиевский Собор выставил впервые в истории музея?

- Я очень благодарен руководству музея за доверие и очень тронут приглашением музея выставить мои работы в этом потрясающем зале. Не скрою, что быть представленным в залах Исаакиевского Собора - огромная честь для любого художника.

- Действительно, достойный вклад в укрепление российско-греческих культурных связей. Ну и сразу вопрос «с корабля - на бал»: после твоих великолепных скульптурных платьев, известных уже, без сомнения, во всем мире, почему Эль Греко?

- 2014 год официально признан годом Эль Греко, в этом году исполнилось 400 лет со дня его смерти. Полотна Эль Греко меня всегда вдохновляли, и я решил испытать себя и сделать некое посвящение ему, взяв за основу картины великого мастера, в частности, «Снятие одежд с Христа» и «Воскресение Христа». Кроме того, настоящее имя Эль Греко - Доминикос Теотокопулос, он, как и я, был греком, прожившим всю жизнь за границей. Мне кажется это символичным.

- В твоих работах по Эль Греко обращает на себя внимание необычный для религиозной тематики материал. Как ты можешь это прокомментировать?

- Моя задача как раз заключается в преодолении обыденности и превращении в нечто, превосходящее воображение, нечто возвышенное, совсем не похожее на его первоначальное применение. Я как художник постоянно веду некую борьбу с материалом, который использую. Как мы все знаем, каждой эпохе присущ свой металл. Алюминий и, в частности, алюминиевые баночки от шипучих напитков я сам для себя ассоциирую с нашей современной действительностью, обыденностью. Это некий символ быстротечной современной эпохи, это то, что обычно идет в утиль. Именно поэтому любая моя скульптура - это моя победа над обыденностью, а данный проект стал настоящим вызовом, потому что скульптуры, которые я хотел создать, должны были выразить уважение и трепет не только перед Эль Греко, но и перед именем Иисуса Христа.

- Ну и как ты сам оцениваешь: Иисус из алюминия – это не слишком радикально?

- Тематика работ – абсолютно классическая. Я бы призвал зрителя не фокусироваться на материале, а обратить внимание на суть. Во времена Средневековья в изготовлении красок для картин и икон использовали яйца и свечи, тем не менее, смотря на художественные произведения той эпохи, мы же видим картины, а не омлет (улыбается).

- Зрители отмечают не только потрясающий результат, но и кропотливость работы. Всегда интересно наблюдать за тем, как они рассматривают экспонаты и открывают для себя их многогранность.

- Да, это очень трудоемкий процесс. На обе картины ушло около 10 тысяч деталей, а на реализацию картин - около шести месяцев ежедневной работы.

- Правильно говорят, что гений – это талант плюс работоспособность. Кстати, ты с точностью следовал изображениям на картинах или привнес что-либо свое?

- Конечно, я не создавал копии, это было вдохновением, своего рода данью великому художнику. И хотя обе работы сделаны с огромным уважением к памяти, художественному стилю и цветам великого Эль Греко, мои картины немного другие.

- Думаю, читателям будет интересно, в чем же отличие, помимо использования другого материала и твоей собственной уникальной техники.


- Если ты помнишь картину Эль Греко «Воскресение Христа», ты сразу поймешь отличие.

- Да, фигура Христа изменила местоположение.

- Я сместил фигуру Христа на уровень людей, это правда. Мое личное восприятие этой темы заключается в том, что Бог – есть любовь, он среди нас, он – один из нас, но люди это не замечают и продолжают взывать к его тени… Спустившись к людям, он явил нам своим воплощением величие человека, а это значит, через любовь к Христу мы можем открыть в себе Бога и стать лучше.

Вообще, моя мечта – через свое творчество привносить в мир красоту и делать его чуточку лучше.

Я очень надеюсь на положительную оценку посетителей выставки. Петербуржцы вообще меня тепло принимают, за что я им очень благодарен. Это вдохновляет меня на новые идеи, которые я бы хотел реализовать в этом замечательном городе.

- Расскажи читателям, чем собираешься заниматься в ближайшее время?

- Художник никогда не останавливается, у него всегда идет серьезная внутренняя работа. Любую идею, как и с работами, посвященными Эль Греко, я вынашиваю очень долго, прежде чем приступаю к реализации. Мы сделали хороший задел грядущему перекрестному культурному году России и Греции -2016 и сейчас готовим серьезный проект со скульптурами греческих хитонов, посвященный мраморным скульптурам Парфенона, который я надеюсь представить как в России, так и в Англии.

Из ближайших планов – выставить работы, посвященные Эль Греко, грядущей весной в Москве, приурочив это к Пасхе. Сейчас мы как раз выбираем место для экспонирования.

- Никос, твои работы выставлялись в лучших музеях мира, некоторые из них находятся в частных коллекциях. Ты когда-нибудь думал о создании собственного музея?

- Конечно, мечтой любого художника и своеобразным результатом его творчества является обретение его работами собственного «дома». Пока не могу сказать, в какой стране я бы хотел это сделать, но я верю, что это будет уникальный музей.

- Не исключаешь и Россию?

- Почему бы и нет? Россия – страна с богатой культурой, которая умеет ценить и сохранять наследие. Когда я смотрю на свои выставки за рубежом, я понимаю, что в некотором роде они уже стали частью мирового культурного наследия.

- Никос, спасибо за беседу, в заключение чего бы ты пожелал читателям портала «Greek.ru» в канун рождественских и новогодних праздников?

- Хотел бы пожелать мира во всем мире. Пусть это немного банально звучит, но в наши непростые времена не теряет своей актуальности. Пусть православная вера, объединяющая обе наши страны, станет тем светом, который укажет человеческим душам выход из насущных проблем.

Комментирует АРИСТОТЕЛИС КАРАНТИС, эксклюзивный куратор выставок Н. Флороса:

«Творчество Никоса Флороса – это динамический процесс. Сначала были платья Марии Каллас и Грейс Келли. Мозаичный портрет Екатерины Великой, который был впервые представлен на выставке в Музее Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге, стал следующей ступенью, а сейчас мозаика принимает формы рельефной картины. Моей задачей было сделать так, чтобы возникало ощущение, что фигура Христа сейчас сделает шаг и сойдет с полотна…»

СПРАВКА

Данный проект продолжил ряд успешных выставок скульптора в России, прошедших в музейном комплексе «Царицыно» в Москве и в Музее Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге в 2013-2014 гг.
Инициатором обращения в музей Исаакиевского Собора выступил генеральный консул Греции в Санкт-Петербурге Теодорос Бизакис.
Открытие выставки поддержали греческое Министерство культуры и спорта, Генконсульство Греции в Санкт-Петербурге, а также отели «Ренессанс Санкт-Петербург Балтик», «Кортъярд Марриотт Санкт-Петербург Васильевский» и авиакомпания «Aegean Air».

***Пока готовился материал, выставка, экспонирование которой изначально планировалось на период с 3 декабря 2014г. по 13 января 2015г, была продлена до 4 февраля 2015г.


Подготовила
ЮЛИЯ СЫСАЛОВА, организатор выставки
Автор фотографий:  Илиас Дьямантакос
Источник:  http://www.greek.ru/

Количество показов: 3551


Чтобы обсудить новости, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



О цитировании наших новостей в других СМИ.