Vangelis - композитор от Бога

Vangelis - композитор от Бога

29.03.2010 09:28

Vangelis - композитор от Бога

Музыка - его жизнь, а сам он - часть этой музыки. Vangelis (имя означает "ангел, который несет хорошее известие") родился 29 марта 1943 года.

На протяжении многих лет этот гигант уверено шагает в первых рядах лидеров современной электронной музыки. Автор музыкальных оформлений мировых торжеств и церемоний, джинглов мировых кинокомпаний, открытий чемпионатов мира по футболу и олимпийских игр и ряда мировых голливудских фильмов.

Его настоящее имя EVANGHELOS PAPATHANASSIOU. Он вырос в Афинах, где с самого детства его окружали море и огромный роскошный сад. Музыкальная карьера Вангелиса началась практически с четырех лет. А уже в шесть лет маленький гений в первый раз публично исполнил свои сочинения. Vangelis вопреки воле родителей не пошел в музыкальную школу, потому что не понимал, как искусству можно научить.

Однако, когда родители попытались дать мальчику профессиональное музыкальное образование, оказалось, что он совершенно не подчиняется формальному образованию, потому что упорно не желает следовать каким-либо указаниям. "Я всегда чувствовал, что мы не должны постигать тайны искусства при помощи других, потому, что наши собственные впечатления и эмоции являются куда большим учителем в мире познания прекрасного, в мире познания себя", – объясняет Вангелис. Вместе с тем, в дальнейшем он с теплотой вспоминал о своей матери, которая особенно настойчиво стремилась приохотить мальчика к игре на фортепиано. «Меня чуть ли не привязывали к стулу перед инструментом, как Моцарта»!

Портрет


Святой монстр, могучий в работе вне общества; человек, который мало бывает на людях, мало говорит. Глядя на него, невольно возникает вопрос - как такой физически крепкий человек может создавать столь тонкую, изящную, чувственную музыку? Его представляют почти мистической личностью, нелюдимым одиночкой, ведущего аскетический образ жизни.

Его друзья говорят, что он любит праздник, что он энтузиаст, экспансивный, пылкий, вакханический, ищущий наслаждения и удовольствия, утопающий в себе и в искусстве человек.

Он любит путешествовать, но со всем современным комфортом.

Его студия-лаборатория составляет всю его жизнь и почти все его естество, но при этом он всегда помнит о своей аудитории и очень внимательно, даже трепетно относится к слушателям.

Он не любит интервью. Обычно он говорит: "Мне нечего сказать о себе". Но с другой стороны, читая его беседы с журналистами, вы всегда заметите глубину философских размышлений, интеллект и широчайшую сферу интересов и знаний. "Если кто-либо делает мне честь читать то, что я сказал - значит мне нужно говорить что-то такое, что мне кажется важным или значимым в моей жизни и в моем творчестве."

Он не любит разделять и классифицировать свою и чужую музыку. "В моих работах есть то, что другие называют традиционными и электроакустическими пассажами, картины оживленного будущего, сакральные настроения, романтическое отчаяние, традиционные греческие корни, восточные влияния, святость и природа. Так говорят другие. Для меня это просто моя музыка." Его источниками музыкального вдохновения является все: видимое, слышимое, написанное в литературе, живописи... природа. Он не признает коллективного творчества. Даже в сотрудничестве с другими музыкантами он всегда работал один, сохраняя свою музыкальную свободу.

Кино интимно связано с некоторыми этапами его жизни. Тайные области его жизни: живопись, скульптура, гончарное дело.

О музыке и о себе


Когда что-то создают, люди должны быть в одиночестве. Никогда нельзя заимствовать знания у других. Знания - это опыт и развитие личности.

Если ты создаешь музыку на синтезаторах - ты должен все делать сам. Если ты это делаешь не один - все, что ты делаешь, искажено.

Никакой электронный инструмент не является для меня полностью удовлетворяющим. Каждый обладает одной или двумя собственными возможностями, которые мне не может дать другой. Плохой инструмент всегда будет звучать плохо.

Я не против технологии. Я против способа, которым человечество ее использует, против его постоянного заблуждения в этом использовании.

Музыкальная информатика заставила потерять радость созидания; музыкант трансформируется в машиниста. И та же технология начала давать способы прикосновения к наибольшим глубинам человеческой души...

Я стараюсь предохранять спонтанность своей музыкальной выразительности, рассматривая инструмент как человеческое существо. Инструмент материализует мои чувства.

Музыка - это истинный внутренний массаж. Музыка - это не развлечение. Это фундаментальная выразительность, необходимая для выживания человеческой расы. Все чаще мне надоедает термин "музыка". Музыка - это код, шифр, которым обладают люди и который содержит секрет жизни.

Музыка - это наука, высокая наука. Я чувствую себя в большей степени ученым, чем музыкантом. Для меня искусство не имеет материи, оно невидимое, невыразимое, нереальное, иррациональное, феноменальное. Я рассматриваю себя как заключенного в моей музыке, но эта музыка требует моей свободы. Она требует от меня бесконечного возобновления и обновления...

Уже много лет меня спрашивают, откуда, из чего я извлекаю мою музыку; я отвечаю, что она находится там, в Выси. Все, что происходит там, в Выси, происходит равно и внутри нас. Когда я сочиняю, я не вижу никаких картин. Музыка органична. Это не есть моя музыка, это музыка, в которой я плаваю. Я путешествую в звуке, и моя каждая работа существует лишь для демонстрации фрагментов моих путешествий. Вывод можно будет сделать только после всех путешествий. Музыка столь же освобождает, как и порабощает.

Штрихи к портрету


Идея некой алхимии звука явилась областью, которую Vangelis был намерен открыть заново для слушателей и для себя.

С самого раннего возраста он сочинял, соединял и использовал все, что могло воспроизводить звуки, в том числе и предметы домашнего обихода. Позднее это любопытство к экспериментам привело его к органу, манипуляциям с магнитной лентой и звуками радиоприемника. Другими словами, элементы musique concrete маэстро были знакомы с детства. Ему нравилось все, что было создано руками, в частности, живопись.

Свои первые инструменты Vangelis тоже сделал сам - это были ударные. Так и не получив нужного музыкального образования, композитор успешно освоил фортепиано и к 14-летнему возрасту постигал миры джаза.

От Автора


Мир сковывает нас рамками, душит стандартами, правилами, устраивает конкурсы, чемпионаты, кто лучше, кто талантливее, кто сильнее, незамечая самых скромных, самых простых людей, которые остаются позади. Они остаются позади потому, что их вытеснили первые. Но именно по биографиям жизни последних, незамеченных, создаются легендарные фильмы, имено последние, скромные люди пишут шедевры. Музыка Вангелиса вся пропитана этим духом поддержки для каждого человека.

Многие ограничиваются  Вольфганг Амадеем Моцартом, говоря «Всё что можно было придумать, придумал Моцарт», тем самым ограничивая музыку и называя её исчерпаемой. Вангелис говорит: «Я не говорю, что не надо играть Моцарта, но для меня это не значит «изучать музыку», тем самым отстояв звание бесконечности музыки, какой создал её БОГ.

Слушая Вангелиса можно слышать Бога, что каждый человек уникален и талант каждого человека ни больше не меньше, чем у других людей.

Вангелис призывает всех проживать каждый день с философией космоса, то есть жить не землёй, а нечто большим, смотреть на небо и искать все ответы там, жить в гармонии с Творцом, который всех нас создал.

Летним тёплым вечером на закате или свежим морозным солнечным утром, или при ночном звёздном безлунном небе выйдите с МП3 плеером в чистое поле и включите его трек Creation Du Monde. Слушая эту композицию откроете для себя Бога.

Если вы никогда не любили оперу или оперные голоса, навсегда полюбите прослушав его композицию в исполении Monserrat Caballe - «Like A Dream».

Хотите побывать в раю? На этот случай есть композиция «Main Theme from Missing».

Если вам грустно, торжественно, радостно, одиноко или вы влюблены, то его музыка усилит чувство или поможет пережить минуты одиночества и горя.

По сей день, он остается таинственным персонажем, которого публика может видеть редко и фрагментарно.

Талантливый, добродушный, простой, необычайно скромный, одним словом «наш дядька» этот Вангелис. Много-много ему лет жизни и много-много величественных, мощных и мелодичных песен и любви ему от всех близких его!

Maus. Специально для проекта "Греция от Greek.ru"
При подготвке статьи были использованы материалы из журнала Music Box 1999 г.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 8321

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru