Монастырь Дафни

Монастырь Дафни

05.08.2009 10:44

Монастырь Дафни

На окраине поселения Хайдарион, слева от Священной дороги, которая с древности ведет из Афин в Элевсин, на месте, где, судя по всему, когда-то находилось святилище Аполлона Дафнийского, находится монастырь Дафни. На этом основывается одна из теорий, объясняющих происхождение названия местности: дафни по-гречески значит лавр. Согласно другой версии, местность получила свое название в честь древней царицы Дафны, чей корабль разбился у берега Элевсина; царица спаслась от кораблекрушения и в благодарность Аполлону воздвигла посвященное ему святилище, которое и было разрушено готами в 395 г. Есть и другой миф, гласящий, что на этом самом месте нимфа Дафна, убегая от воспылавшего к ней любовью Аполлона, превратилась в лавровый куст.

Монастырь защищен башнями и четырехугольником крепостных стен с двумя вратами - на западной и восточной стороне. Параллельно всем четырем крепостным стенам на небольшом расстоянии от них видны развалины зданий, возможно - древних келий. Главное место в окруженном стенами пространстве занимает кафоликон, то есть главный храм монастыря, а на севере находятся развалины трапезной. К югу от кафоликона находился четырехугольный в плане двор с арками, комплексом келий и вспомогательными помещениями, которые обновлялись и перестраивались множество раз за тысячу лет существования этого памятника, как показали и более ранние, и недавние раскопки.

Кафоликон датируется XI в. и принадлежит к типу октагональных храмов, который часто применялся в средневизантийский период при строительстве главных соборов монастырей, в частности - в кафоликоне монастырей Осиос Лукас в Фокиде и Неа Мони на Хиосе. Пока точно не установлено, был ли этот тип храмов изобретен в Константинополе. Основной его характеристикой являются большой размер купола и такой способ поддержки купола, который делает внутреннее помещение храма единым и просторным.

Одновременно с храмом был построен и нартекс (притвор,  предназначавшийся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении) по западной его стороне, а чуть позже был пристроен эксонартекс (внешний нартекс) с крышей, которая покрывала нартекс и часть основного храма. Во времена франкократии после серьезных разрушений, нанесенных землетрясением, монахи-цистерцианцы, которые занимали монастырь, провели широкомасштабные восстановительные работы в эксонартексе, а крипта, которая находится под нартексом, была превращена в усыпальницу афинских герцогов.

К западной части нартекса в позднейшую эпоху турецкого ига была пристроена часовня с алтарной апсидой, обращенной к северу.

Блестяще продуманная конструкция храма, выполненного в византийской кладке, богатое терракотовое скульптурное украшение проемов окон и роскошное внутреннее убранство - настенные мозаики удивительной красоты, мраморная облицовка и мраморные украшения, от которых сейчас сохранились только фрагменты, заставляют приписать основание памятника придворным кругам Константинополя.

Мозаики, покрывавшие сплошным ковром верхнюю часть храма, воспроизводят в зримом виде догматы церкви. Они следуют установленной иконографической программе храмов средневизантийского периода: Господь-Вседержитель, окруженный пророками – в куполе; Богородица – в конхе алтарной апсиды в сопровождении ангелов; сцены Благовещения, Рождества, Крещения и Преображения – на четырех парусах под куполом; ниже – сцены из земного жития Христа и Богоматери, святые и священники. Фигуры с идеальными пропорциями и сдержанными движениями кажутся выступающими со стен за счет того, что изображены на золотом фоне, и напоминают классические и эллинистические образцы.

Выражение лиц святых отличается высокой нравственностью и благородством, а передача индивидуальных черт достигается благодаря изумительно тонким штрихам. Господь-Вседержитель в куполе, самая крупная по размерам и масштабу мозаика монастыря Дафни, смотрит на центральную часть храма с суровостью, но в то же время и мягкостью, которые не могут быть переданы даже с помощью фотографии.

В поствизантийский период монастырь был передан православным монахам, и именно от этого времени в основном пространстве храма остались разрозненные фрагменты росписи, изображающие Деисус, жертву Авраама, святых в полный рост, священников и орнаменты (XVII - XVIII вв.).

После XVIII в. монастырь постепенно приходит в упадок из-за участившихся разбойных набегов. В XIX в. в течение пары лет (1883-1885 гг.) в монастыре располагалась психиатрическая лечебница.

Работы по консервации и восстановлению комплекса и сохранению мозаик кафоликона были начаты в конце XIX в., и с тех пор периодически продолжаются по настоящее время. Однако эти работы частично были сведены на нет катастрофическим землетрясением 1999 г.

15 октября 2008 г. монастырь открылся для посетителей.  

Дмитрий Кикоть. Специально для проекта «Греция от Greek.ru»

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 4143

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru