Что ждет греческое вино в России в 2007 году?

29.11.2006 12:40

Что ждет греческое вино в России в 2007 году?

Начало греческой винной «экспансии» на российский рынок было положено в прошлом году, когда под эгидой греческой государственной организации HEPO, оплатив ей по 15 000 евро за участие, греческие виноделы впервые были представлены в Москве. По мнению участников, никакого практического результата мероприятие не имело. 27-28 ноября 2006 г. в Москве прошел первый салон греческих вин и продуктов, став второй попыткой привлечь внимание к греческим винам в России, за участие в которой HEPO получило от 500 до 2000 евро от каждой греческой компании.

Одним из практических результатов переговоров в Греции в начале октября этого года министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, известного филэллина и сопредседателя двусторонней комиссии по греко-российскому сотрудничеству, стала «зеленая волна» для импорта греческих продуктов, и в частности вин, на российский рынок. Более того, российская сторона закупила два корабля греческого виноматериала из области Немея, чем мгновенно поставила Россию на 7-е место среди стран, импортирующих греческое вино.

Несмотря на столь высокое покровительство, греческая государственная организация «HEPO» решила действовать независимо, сделав ставку на собственные силы, дружественное издание и посредническую фирму. Таким образом, уровень мероприятия не соответствовал ожиданиям российской стороны ни по отражению уникальности прошедшего события в центральных российских СМИ, ни по составу посетителей выставки. Разумеется, это хорошее начало, и, если в ближайшее два года состоится еще шесть бизнес-туров греческих бизнесменов в Россию, о которых сообщил представитель HEPO г-н Панайотис Дроссос, то темпы сотрудничества будут сохранены. Г-н Дроссос затруднился назвать бюджет на продвижение греческих продуктов и вин в России на 2007 г., но заверил, что с сентября 2007 г. будут организованы гастрономические пресс-туры для журналистов. Тем самым HEPO берет на вооружение стратегию и тактику Греческой организации по туризму: выставки, журналисты, обмен делегациями. Отвечает ли это реалиям российского рынка?

В России, как и в ряде других северных стран Европы, потребляют в основном полусладкие и сладкие вина, которые также производятся в Греции. Но все же большая часть производимых вин составляют сухие и полусухие вина.

Объем производства небольших, часто семейных, заводов Греции ограничен 10 000 – 50 000 бутылок в год одного наименования, что, конечно, гарантирует высокое и постоянное качество, которое часто подтверждено сертификатами по месту произрастания винограда, однако, не представляет интереса для крупного российского импортера, так как ему необходимы большие объемы. Греческое же вино имеет свои особенности и нюансы в зависимости от места, где расположены виноградники. В Греции значительное разнообразие ландшафта, почв и климатических условий, что придает вину неповторимые характеристики. 

Цена на греческое вино на заводе-производителе составляет для дешевого вина 2-3 евро за бутылку, для вин среднего ценового диапазона – 5-6 евро, для высококачественных,  часто органических вин, 8-10 евро. Эксклюзивные вина продаются по цене от 25 евро, также можно встретить вина за 100 евро и выше. Сегодня, когда молдавским винам снова открыта дорога в Россию, греческое вино будет конкурировать по цене не с Молдавией, а с подделками под импортное европейское вино.  

Распространение греческих вин и продуктов в разных странах мира обеспечивается греческой диаспорой (около 10 млн. человек) и греческими ресторанами. Поэтому многие производители вина из Греции поставляют свою продукцию в США, Канаду, Германию, Англию, Австралию и даже ЮАР. В Москве насчитывается только 1200 членов общества греков и два греческих ресторана. Поэтому первыми серьезными клиентами могут стать филэллины и туристы, бывавшие в Греции,  (около 500 000 человек в Москве), знакомые с греческими винами лично. А для всех остальных потребуется рекламная кампания.

Один из самых важных моментов, о которых не вспомнил ни один греческий производитель, с которыми мы общались, это расходы на продвижение, маркетинг и рекламу в торговых сетях. В Греции нет такой конкуренции за место на полке, как в России. По экспертным оценкам в Москве для продвижения  одного наименования  в одной сети в течение года, тем более для нового продукта, потребуется около 10 000$. Без учета этих расходов о российском рынке можно забыть. Но такие бюджеты могут позволить себе только крупнейшие производители вина в Греции, а их всего трое. В планы же греческого государства осуществления каких-либо компенсаций этих расходов и проведение серьезных рекламных кампаний в России пока не входит.

На открытии салона Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев отметил, что реклама дорого стоит и сообщил, что он «готов быть бесплатным рекламным агентом для всех греческих компаний» и призвал собравшихся пробовать греческое вино и другие продукты, которые действительно являются очень качественными и натуральными. Министр развития сельского хозяйства Греции Эвангелос Басиакос успокоил российскую сторону заявив, что «греческие вина не призваны заменить или вытеснить российскую водку с российского рынка, а могли бы быть очень хорошим дополнением к ней».

Как видим, диалог министров проходит на очень высоком уровне взаимопонимания и доверия. Надеемся, что такой же уровень диалога будет обеспечен греческой стороной на предстоящих шести встречах представителей бизнес-кругов в России. Можно было бы пойти еще дальше. И вместо бесплатных групп журналистов отправить в гастрономические туры по Греции руководителей компаний-импортеров, владельцев сетей супермаркетов и ресторанов. При этом HEPO традиционно может  попросить с участников таких туров по несколько тысяч евро, что позволит выбрать наиболее перспективных партнеров.

Российская же сторона делает все возможное для упрощения оборота вина в России. Несколькими министерствами в сотрудничестве с участниками алкогольного рынка готовится новый закон, который будет регламентировать производство и оборот столового вина, а также направлен на упрощение лицензирования и борьбу с подделками. Ожидается, что он будет принят в январе 2008 г.

Таким образом, у греков есть только один год на раскачку. Если уникальная  возможность в 2008 г. встать на очищенные от подделок полки российских магазинов будет упущена, то греческое вино уже никогда не сможет занять соответствующее место на российском рынке, несмотря на горячую поддержку и любовь филэллинов.

Роман Симкин. Специально для greek.ru

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 5103

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru