29.11.2006 12:40
Что ждет греческое вино в России в 2007 году?
Начало греческой винной «экспансии» на российский рынок было положено в прошлом году, когда под эгидой греческой государственной организации HEPO, оплатив ей по 15 000 евро за участие, греческие виноделы впервые были представлены в Москве. По мнению участников, никакого практического результата мероприятие не имело. 27-28 ноября 2006 г. в Москве прошел первый салон греческих вин и продуктов, став второй попыткой привлечь внимание к греческим винам в России, за участие в которой HEPO получило от 500 до 2000 евро от каждой греческой компании.
Одним из практических результатов переговоров в Греции в начале октября этого года министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, известного филэллина и сопредседателя двусторонней комиссии по греко-российскому сотрудничеству, стала «зеленая волна» для импорта греческих продуктов, и в частности вин, на российский рынок. Более того, российская сторона закупила два корабля греческого виноматериала из области Немея, чем мгновенно поставила Россию на 7-е место среди стран, импортирующих греческое вино.
Несмотря на столь высокое покровительство, греческая государственная организация «HEPO» решила действовать независимо, сделав ставку на собственные силы, дружественное издание и посредническую фирму. Таким образом, уровень мероприятия не соответствовал ожиданиям российской стороны ни по отражению уникальности прошедшего события в центральных российских СМИ, ни по составу посетителей выставки. Разумеется, это хорошее начало, и, если в ближайшее два года состоится еще шесть бизнес-туров греческих бизнесменов в Россию, о которых сообщил представитель HEPO г-н Панайотис Дроссос, то темпы сотрудничества будут сохранены. Г-н Дроссос затруднился назвать бюджет на продвижение греческих продуктов и вин в России на 2007 г., но заверил, что с сентября 2007 г. будут организованы гастрономические пресс-туры для журналистов. Тем самым HEPO берет на вооружение стратегию и тактику Греческой организации по туризму: выставки, журналисты, обмен делегациями. Отвечает ли это реалиям российского рынка?
В России, как и в ряде других северных стран Европы, потребляют в основном полусладкие и сладкие вина, которые также производятся в Греции. Но все же большая часть производимых вин составляют сухие и полусухие вина.
Объем производства небольших, часто семейных, заводов Греции ограничен 10 000 – 50 000 бутылок в год одного наименования, что, конечно, гарантирует высокое и постоянное качество, которое часто подтверждено сертификатами по месту произрастания винограда, однако, не представляет интереса для крупного российского импортера, так как ему необходимы большие объемы. Греческое же вино имеет свои особенности и нюансы в зависимости от места, где расположены виноградники. В Греции значительное разнообразие ландшафта, почв и климатических условий, что придает вину неповторимые характеристики.
Алексей Голубев. Сеть магазинов «Викинг». г. Тверь: «Выставка организована прекрасно. Это очень хороший шаг. И это прекрасное НАТУРАЛЬНОЕ вино, которое намного лучше того, что у нас есть на массовом рынке. Если греческие вина будут представлены на российском рынке, то они заменят подделки под другие импортные вина. Если греческие производители найдут крупного импортера, который будет развивать продажи по регионам, то мы с удовольствием такое вино будем брать и советовать другим. В нашем городе будут брать хорошее вино за 500-600 руб. Я считаю, что конкуренции греческому вину по его натуральности, купажу и другим характеристикам нет абсолютно. Нужно вкладывать средства в маркетинг и доводить до потребителя информацию о греческих винах». |
Цена на греческое вино на заводе-производителе составляет для дешевого вина 2-3 евро за бутылку, для вин среднего ценового диапазона – 5-6 евро, для высококачественных, часто органических вин, 8-10 евро. Эксклюзивные вина продаются по цене от 25 евро, также можно встретить вина за 100 евро и выше. Сегодня, когда молдавским винам снова открыта дорога в Россию, греческое вино будет конкурировать по цене не с Молдавией, а с подделками под импортное европейское вино.
Распространение греческих вин и продуктов в разных странах мира обеспечивается греческой диаспорой (около 10 млн. человек) и греческими ресторанами. Поэтому многие производители вина из Греции поставляют свою продукцию в США, Канаду, Германию, Англию, Австралию и даже ЮАР. В Москве насчитывается только 1200 членов общества греков и два греческих ресторана. Поэтому первыми серьезными клиентами могут стать филэллины и туристы, бывавшие в Греции, (около 500 000 человек в Москве), знакомые с греческими винами лично. А для всех остальных потребуется рекламная кампания.
Один из самых важных моментов, о которых не вспомнил ни один греческий производитель, с которыми мы общались, это расходы на продвижение, маркетинг и рекламу в торговых сетях. В Греции нет такой конкуренции за место на полке, как в России. По экспертным оценкам в Москве для продвижения одного наименования в одной сети в течение года, тем более для нового продукта, потребуется около 10 000$. Без учета этих расходов о российском рынке можно забыть. Но такие бюджеты могут позволить себе только крупнейшие производители вина в Греции, а их всего трое. В планы же греческого государства осуществления каких-либо компенсаций этих расходов и проведение серьезных рекламных кампаний в России пока не входит.
На открытии салона Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев отметил, что реклама дорого стоит и сообщил, что он «готов быть бесплатным рекламным агентом для всех греческих компаний» и призвал собравшихся пробовать греческое вино и другие продукты, которые действительно являются очень качественными и натуральными. Министр развития сельского хозяйства Греции Эвангелос Басиакос успокоил российскую сторону заявив, что «греческие вина не призваны заменить или вытеснить российскую водку с российского рынка, а могли бы быть очень хорошим дополнением к ней».
Как видим, диалог министров проходит на очень высоком уровне взаимопонимания и доверия. Надеемся, что такой же уровень диалога будет обеспечен греческой стороной на предстоящих шести встречах представителей бизнес-кругов в России. Можно было бы пойти еще дальше. И вместо бесплатных групп журналистов отправить в гастрономические туры по Греции руководителей компаний-импортеров, владельцев сетей супермаркетов и ресторанов. При этом HEPO традиционно может попросить с участников таких туров по несколько тысяч евро, что позволит выбрать наиболее перспективных партнеров.
Российская же сторона делает все возможное для упрощения оборота вина в России. Несколькими министерствами в сотрудничестве с участниками алкогольного рынка готовится новый закон, который будет регламентировать производство и оборот столового вина, а также направлен на упрощение лицензирования и борьбу с подделками. Ожидается, что он будет принят в январе 2008 г.
Таким образом, у греков есть только один год на раскачку. Если уникальная возможность в 2008 г. встать на очищенные от подделок полки российских магазинов будет упущена, то греческое вино уже никогда не сможет занять соответствующее место на российском рынке, несмотря на горячую поддержку и любовь филэллинов.
Роман Симкин. Специально для greek.ru