Димитрис Згурос – греческий пианист с мировым именем, начал выступать в 7 лет, в 12 - дебютировал в Карнеги Холл (Нью-Йорк) с Национальным Симфоническим оркестром Вашингтона под управлением Мстислава Ростроповича; его называют «музыкальным феноменом» и «греческим мифом», его сравнивают с Моцартом. В свои 36 лет он объездил весь мир, выступая на лучших концертных площадках со знаменитыми оркестрами и дирижерами. Его именем назван фестиваль. Он известен всему миру, но в России его знают только в музыкальной среде. В октябре 2005 года он посетил Москву второй раз, чтобы принять участие в камерном концерте цикла «Звезды в Кремле» в Оружейной палате.
Артур Рубинштейн говорил: «Я благодарю Бога, что он сохранил меня живым, чтобы я имел возможность собственными ушами услышать игру Згуроса. Это лучший музыкант, которого я когда-либо слышал, включая меня самого». После этого он снял свои золотые часы и положил их на запястье Згуроса, как будто передавая традицию. Через два месяца Рубинштейн умер.
Получив столь высокую похвалу от Рубинштейна в совсем юном возрасте, Згурос с тех пор удивляет зрителей всего мира своим поразительным талантом. Хорошо известный в мире классической музыки, он стал выступать в престижных концертных залах мира, включая Карнеги Холл, Королевский зал в Лондоне, Зал Берлинской филармонии, Оперный Дворец Сиднея, Театр Герода Аттика в Афинах. Он сотрудничал с самыми известными дирижерами и оркестрами, включая оркестр Берлинской филармонии, Лондонский симфонический оркестр, Венский симфонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Вашингтона, Симфонический оркестр Японии, Симфонические оркестры Сиднея и Мельбурна и многие другие.
Димитрис Згурос родился в Афинах в 1969 г. Свой первый концерт он дал в возрасте семи с половиной лет в Муниципальном театре Пирея, включив в программу два произведения собственного сочинения.
В 12 лет он окончил курс Афинской консерватории. Затем продолжил обучение в Университете Мэриленд (США) и Королевской музыкальной академии в Лондоне, которую окончил с наивысшим в истории Академии баллом:98/100. В 1982 г. в возрасте 12 лет он дебютировал в Карнеги Холл (Нью-Йорк) с Национальным Симфоническим оркестром Вашингтона под управлением Мстислава Ростроповича, исполняя Рахманинова.
Он записал 10 альбомов с произведениями Шумана, Брамса, Бетховена, Шопена, Листа, Моцарта, Рахманинова, Чайковского и др.
Его приглашали читать лекции в Университет Афин, в Школу музыки Toho Gakuen в Токио, в Университет Анкары, Университет в Далласе, в Новой консерватории в Салониках.
Он был отмечен престижными греческими и международными наградами. Он удостоен награды имени Леонардо да Винчи.
В 1988 г. в Любляне (Словения) прошел Фестиваль, названный его именем. С тех пор Фестивали Згуроса прошли в разных городах, от Гамбурга до Сингапура.
В сентябре 1997 г. он первый раз посетил Москву и выступил в Большом зале консерватории в рамках празднования 850-летия Москвы.
Вторая встреча с российской столицей произошла 8 октября 2005 года. Димитрис Згурос принял участие в концерте цикла «Звезды в Кремле», проходившем в Оружейной палате. Концерт в рамках празднования 200-летия Оружейной палаты был посвящен 60-летию Победы во второй мировой войне. Згурос совместно с Ансамблем оркестра Большого театра (дирижер – Алексей Степанов) исполнил Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, соч. 35 Дмитрия Шостаковича.
Перед выступлением Димитрис рассказал о предстоящем концерте и ответил на наши вопросы. Познакомившись с пианистом заочно по фотографиям, мы ожидали увидеть солидного господина, а увидели скромного молодого человека. Просто одетый, без тени высокомерия, он, казалось, неловко чувствовал себя в роскошных стенах московского «Метрополя». Зато вечером на концерте он был в своей стихии.
Згурос: Я очень рад, что я нахожусь в Москве. Я здесь выступаю второй раз. Первый раз я был в 1997 году, когда участвовал в праздновании 850-летия Москвы. Я тогда играл «Третий концерт Рахманинова» в Большом зале консерватории. Это было самое крупное мероприятие в рамках юбилея.
Формально сегодня я выступаю второй раз в Москве, но сотрудничаю с русскими музыкантами давно. Моим покровителем в начале карьеры был Ростропович. Я играл со многими великими дирижерами. Мне посчастливилось выступать с одним из великих гениев 20-го века с Евгением Светлановым. С ним мы объехали весь мир. Трудно придумать столицу мира, где бы мы ни выступали. Однажды в опере г. Сиднея мы задержались, чтобы сыграть дополнительный концерт Чайковского вовсе без репетиции. Маэстро пришел за несколько минут до выступления и сказал: «Ну, мы несколько раз играли вместе, ты это произведение играл 200 раз, я тоже много раз, давай соединим наши усилия, сыграем без репетиции». И был очень большой успех. У Светланова была своя творческая концепция, которую не обсуждали, не репетировали, поэтому вышло нечто новое. Экспромт на сцене.
Я также сотрудничал с еще одним великим дирижером из бывшего Советского Союза Янсонсом. Теперь он работает в Амстердаме и считается одним из трех самых великих дирижеров мира на данный момент. Другие русские дирижеры, с которыми я играл, - Юрий Тимирканов, Юрий Симонов, со многими оркестрами – с квартетом Бородина, например. Поэтому эмоционально, психологически для меня это далеко не второе выступление в этом городе. Нет ни одного выдающегося русского произведения, которое я не играл как минимум 50 раз. Очень люблю и все время слушаю русскую оперу. Я даже чуть-чуть чувствую себя русским с точки зрения музыки.
Сейчас я вам скажу одну важную вещь, которую не знают даже люди, которые занимаются профессионально моей биографией. Первая большая честь, которая мне была оказана, когда мне было всего лишь 8,5 лет, - это то, что меня слушал великий Рихтер. После чего он очень лестно отозвался обо мне. И потом, несколько лет спустя, он сказал своему другу журналисту: «Это не Ростропович, не Караян его открыли, это я его открыл». Я был тронут этим, я этого не ожидал. Я не только восхищаюсь и обожаю Рихтера, он для меня – образец, эталон.
Я хочу несколько слов сказать по поводу сегодняшнего концерта. Я считаю, что это особое для меня событие. Зал [в Оружейной палате], хотя и небольшой с точки зрения количества зрителей, но там целая история. Кремль – это центр русской истории. Для меня большая честь, что я выступаю в рамках серии «Звезды в Кремле». Я буду играть Шостаковича. Это концерт, который я очень люблю. Сегодняшний концерт посвящен 60-летию Победы во второй мировой войне. Этим мы отдаем честь погибшим и посвящаем концерт тем людям, которые несправедливо погибли.
Корр.: В каком возрасте вы решили заниматься музыкой профессионально? Это было ваше собственное решение или на него повлияли родители, учителя?
Згурос: Это, естественно, был личный выбор. Выбор, на котором настаивают другие, не будет продолжаться долго. Конечно, мне помогла моя первая учительница, которая положила мои руки на фортепьяно, я обязан ей всем. Заниматься я начал в 6 лет. Решение серьезно заниматься музыкой я принял после того, как меня слушал Рихтер. И моя учительница тоже мне очень помогла.
Корр.: Какие творческие задачи стоят перед Вами?
Згурос: Основная моя цель – это выступления по всему миру, о которых договаривался за два года. С тех пор как у нас в Греции появились два больших зала для выступления, я как художественный руководитель отвечаю за цикл концертов.
Корр.: Если бы Димитрис Згурос не стал музыкантом, кем бы он стал?
Згурос: Скорее всего, врачом. Это была мечта отца. Но врачом стал мой младший брат. Он тоже сам решил, без влияния отца.
Корр.: Вы выступали в самых лучших концертных залах многих стран мира с известными оркестрами и дирижерами. Есть ли у Вас еще заветная мечта?
Згурос: Вы меня провоцируете рассказать об одной мечте, о которой никогда никому не говорил. Я мечтаю стать оперным дирижером. У меня уже были такие предложения, но до сих пор я ими не воспользовался. Потому что опера – это мое удовольствие, мое увлечение и то, чему еще могу научиться, поэтому профессионально пока этим не занимаюсь.
Корр.: Чем Вы занимаетесь в свободное время?
Згурос: Я предпочитаю либо книги читать, либо гулять, либо музыку слушать.
Корр.: Ваша профессия налагает какие-нибудь ограничения в повседневной жизни?
Згурос: Накануне выступления я ложусь спать очень рано и ем мало сладкого и мороженого, что очень люблю.
Корр.: Есть ли еще такие площадки, где Вы хотели бы выступить?
Згурос: В Санкт-Петербурге никогда не играл, а хотел бы. Это только вопрос финансового менеджмента. С оркестрами питерскими очень много играл.
Корр.: Как вы считаете, какое будущее ждет Грецию в области классической музыки?
Згурос: Если будет поддержка государства, которой до сих пор нет, и объединимся все музыканты… Понимаете, что происходит, мы работаем для того, чтобы наша родина нами гордилась, но кроме того, чтобы гордиться, больше ничего она для нас не делает. Хотя для сегодняшнего концерта у нас была поддержка нового начальства Министерства культуры, что для нас является новшеством. Что еще важно для Греции, что в 90-х гг. появились два прекрасных концертных зала: один в Афинах, другой в Салониках. Это, конечно, для нас событие. Греция с точки зрения количества населения маленькая страна. И в соотношении с этим количеством мы выпустили многих великих музыкантов, которые все сделали карьеру за границей, как, например Мария Калласс. В Греции их всегда любили и уважали.
Корр.: Вы столько ездите по миру. Вы себя ощущаете эллином или человеком мира?
Згурос: Я очень глубоко грек. Я горжусь этим. Потому что Греция стала колыбелью цивилизации, хоть это и банально звучит. С другой стороны я есть гражданин мира, каждый раз я просыпаюсь в новом городе. Когда я нахожусь в Греции, я чувствую, что я есть в том доме, где я родился.
Официальный сайт Димитриса Згуроса: http://www.sgouros-pianist.com
Наталья Годунова. Специально для GREEK.RU