Европа осталась без российской нефти

13.01.2004 00:00

Европа осталась без российской нефти

В Босфоре возникла «нефтяная пробка». Танкеры с сырьем из России и стран СНГ уже около месяца простаивают из-за того, что Турция ужесточила режим прохождения пролива. Это привело к дефициту на нефтеперерабатывающих заводах Европы. За задержанное сырье российские нефтяные компании могут недосчитаться 3,8 миллионов долларов. А если ситуация затянется, каждый новый день простоя будет обходиться им в 1,7 млн. долларов.

Европа переживает нефтяной дефицит. Нехватка сырья ощущается в Греции, Италии, Франции и Испании, а некоторые заводы этих стран, по информации Financial Times, уже сократили объемы производства. Не исключено, что их примеру вынуждены будут последовать и остальные, ведь запасы топлива на европейских заводах составляют 1-2 месяца.

Причиной топливного дефицита в Европе стало ужесточение Турцией режима прохождения Босфора, а также плохие погодные условия в районе проливов. Через них в Европу экспортируется сырье из России и стран СНГ. Только через порты Новороссийска, Одессы и Туапсе ежедневно экспортируется около 150 тыс. тонн нефти. Раньше европейцы могли замещать эти поставки иракским сырьем. Но после очередной войны в заливе это стало невозможно, а Старый Свет стал зависеть от Турции куда больше.

Проблемы с босфорским трафиком возникли еще в конце 2002 года. В частности, после введения Стамбулом ограничений на прохождение проливов танкерами длиной более 200 метров. В дневное время они могут одновременно передвигаться караванами не более трех танкеров в одном направлении, ночью же трафик вообще запрещен. Сейчас административные сложности накладываются на неблагоприятные погодные условия: режим прохождения усложнился еще и из-за тумана. Как пояснил ГАЗЕТЕ аналитик Petroleum Argus Михаил Цовма, в середине декабря на входе в проливы простаивало около 50 танкеров (сейчас примерно 30), а общая задержка при транспортировке составляет 20-30 дней. Это сказалось и на графике отгрузки нефти из российских портов. Так, в Новороссийске с декабря на январь была перенесена отгрузка 344 тыс. тонн.

В числе пострадавших от погодно-политических сложностей на Босфоре, помимо европейских потребителей, оказались практически все крупные российские нефтяные компании. По словам Михаила Цовма, для танкеров водоизмещением 80 тыс. тонн базовая стоимость транспортировки 1 барреля нефти составляет 1,75 доллара. В случае срыва контракта вводятся штрафные санкции в размере 1,53 доллара за баррель. Таким образом, если контракты не будут выполнены, российским нефтяникам грозят штрафы в 3,8 млн. долларов, и это лишь за то сырье, поставки которого уже задержаны. А если ситуация затянется, каждый новый день простоя будет обходиться трейдерам в 1,7 млн. долларов.

К этому стоит добавить дополнительные затраты: взлетели ставки на фрахт танкеров. Так, по информации FT, вместо 20-25 тыс. долларов в день, сейчас они составляют 70-90 тыс. долларов.

Впрочем, российские нефтяники не сокращают прокачку нефти на южном направлении. Как заявил ГАЗЕТЕ вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, никаких изменений в экспортных поставках на Новороссийск, Одессу и Туапсе сейчас нет. «Конечно, мы очень обеспокоены ситуацией в Босфоре, - говорит ГАЗЕТЕ собеседник в одной из российских нефтяных компаний. - Но пока цены на нефть держатся на высоком уровне, мы готовы нести транспортные потери в обмен на последующую прибыль».

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 3484

ИСТОЧНИК: http://www.gzt.ru/