Лаки Кесоглу. Самый популярный грек Казахстана. Народный артист. Певец и педагог.

Лаки Кесоглу. Самый популярный грек Казахстана. Народный артист. Певец и педагог.

26.07.2004 11:45

Лаки Кесоглу. Самый популярный грек Казахстана. Народный артист. Певец и педагог.

    – …Лаки Константинович! Вы родились в 1939 г. в маленьком уютном городке у моря - Батуми...
    Да, я родился в этом прекрасном городе. Батуми - город моего детства. Мои  родители: Константин Апостолович и Панаила Исааковна родились также в этом городе, а вот бабушки и дедушки родились в Турции (Трапезунде) и их переселение в Батуми стало следствием гонений - геноцида со стороны турецких правителей в отношении греков, христиан. Дедушка Апостол, бабушка Эвтихия.
    Дедушка похоронен здесь в Казахстане в городе Туркестан. К сожалению, я был маленький, когда его хоронили - все мои попытки найти его могилку оказались тщетными...

    В 1949 г., когда греков Закавказья высылали в Казахстан, вам было 10 лет. Вы помните этот день?
... Я помню этот день очень хорошо. Это было летнее время. У нас в Батуми была улица Ренда, где в основном жили греки. Они знали о выселении. Информация какая-то уже была. И люди собирали необходимые вещи. Это случилось ночью - где-то около 3-4-х часов ночи. На улице стояли «Студебеккеры» (трофейные машины). Нас посадили на них и отправили на вокзал. Посадили в «коровники» - большие длинные эшелоны. Я все это прекрасно помню. Эшелон проезжал мимо Сталинграда - остатки прошедшей войны, разрушенные здания. Город зализывал раны войны. Четче помню, когда въехали в Казахстан. Необычный для всех нас природный ландшафт - голая степь. Высадка на станции Тимур Шаульдерского района (сейчас, Кызыл-Кумский район). Нас начали сортировать, делить. Мы оказались в селе Сули-Кесик - там нас - греков проживало семей 10-15 в этих домиках-мазанках, где не было ни пола, ни печи, ни воды! На первых порах брали воду из арыка. Мы пили эту мутную воду, пока отцы наши не вырыли колодец - этим колодцем пользовалось и местное население. Работали - отец был бригадиром, ему дали коня, он что-то развозил.
...В один день греки возмутились. Мой отец был одним из зачинателей этого, что ли, бунта. Взяли свои пожитки и двинулись к станции, чтобы нас опять возвратили домой. Но этого, конечно, не случилось. Там прожили до осени, а затем нам разрешили уезжать - кто-то уехал в Чимкент, кто-то в Кентау, в Туркестан.

- А родители в это время были с греческими документами?
- Да, у них в это время были греческие документы - паспорта «Эллинское королевство».

- Значит, вы родились греческоподданным? Пошли в советскую школу...
Первые 2 года в школе не учился, а потом обо мне вдруг вспомнили - я был немного старше других. Город Туркестан, пока я не уехал в Чимкент поступать в музыкальное училище.

- Полагаю, выбор ваш был природонаследственным?
...Отец мой был известным лиричисом (кеменжечистом) - в доме всегда присутствовала понтийская музыка, песня. У меня очень хорошо пела мама (Яннакиди Панаила Исааковна). Отец на всех греческих мероприятиях играл. Родители, как они мне впоследствии говорили, еще в Батуми хотели отдать меня учиться на скрипке. ...Послевоенное время. В клубах демонстрируют послевоенные трофейные фильмы, большая часть из коих были музыкальными. Эти фильмы воспитали в нас истинный музыкальный вкус.
Карузо, Дина Дурбин - хорошие фильмы с прекрасными исполнителями. И потом у меня была одна страсть - я очень любил слушать приемник - радио. Глубокой ночью я слушал всякие станции музыку. Помню, и отец мой был подвержен этой страстью...
Я был очень стеснительным подростком – бывало, стоял перед зеркалом и ...плакал! Вот, мол де, я такой стеснительный, никогда не выйду на сцену, никогда не спою. Что-то такое у меня было.
- Но дебют - таки состоялся! Когда это произошло?
-Это было в Новогодний выпускной вечер. Друзья знали о моих «талантах», что я пою - они и вытащили меня на сцену!
-Что вы исполняли в своем первом публичном выступлении?
...Что-то из Дунаевского. Какая-то лирическая песня. У нас там была педагог Брюнелли Элла Евгеньевна. Она мне что-то подобрала на аккордеоне. Спустя много лет, когда я стал достаточно известным певцом, мы встретились. ...Далее было участие в самодеятельности. Мое желание учиться музыке все более крепло. Однажды я принял судьбоносное для себя решение - ехать в Чимкент поступать в музыкальное училище.
…Раннее утро. Московский поезд. Три часа пути. Бабушка Элени, тетя, которая была одной из первых актрис Чимкентского Греческого театра (постановка «Η τρίχα στο γεφύρ» шла на всех греческих сценах СССР), который, увы, просуществовал недолго. Чимкентское музыкальное училище. Материально было очень тяжело. Хорошо, что тетя была рядом. Я очень много пел, разъезжал с оркестром, в городе выступал. Там очень много училось греков. 1958-1962 гг. -  учеба в училище.
Причем, закончил я его с отличием. Получил красный диплом
(и диплом №1!) и был направлен учиться в Алма-Атинскую консерваторию.

-Вы сказали, что с вами училось много греков. Кто они, как сложилась их дальнейшая творческая судьба?
-Там учились Афина Мавиди, Алла Димитриади, Яннис Стефаниди, Эрик Ксенопуло.

- Какие необходимы качества творческому человеку помимо, конечно, таланта, дабы стать известным в своей профессии?
Необходимы целеустремленность, тщеславие в хорошем смысле слова. В нашей профессии, если ты не тщеславен, ты ничего не добьешься…

- 1962 год. Вы отправляетесь покорять музыкальные вершины в Алма-Ату будучи еще греческоподданным? Не мешало ли наличие иностранного гражданства вашему поступательному продвижению к музыкальному Олимпу?
Мои родители вернулись в Батуми в 1962г. Я же отправился в Алма-Ату. Греческий же паспорт я исправно каждый год отправлял продлевать и в Алма-Ату приехал с ним. Мне было приятно обнаружить в стенах консерватории своих соотечественников - педагогов: Николая Фомича Тифтикиди, Федора Дмитриевича Мавриди. Его жена Валерия Ивановна Мавриди была музыкальный теоретик. Он же был скрипач, создавал здесь струнные квартеты.
Теорию музыки, сольфеджио я сдавал Николаю Фомичу, который ко мне очень хорошо относился. Думаю, что у него не было поводов краснеть за меня...
-    У вас с г-ном Тифтикиди общая судьба по части географии - какую-то часть жизни и он прожил в Туркестане в ссылке, куда был сослан из Баку.
    С одним из его родственников Ваней Апостолиди мы были неразлучными друзьями.

-    Было трудно поступать в консерваторию? Какой был конкурс? Плюс наличие греческого гражданства ...
А греческий паспорт был при мне! Вы знаете, Никос, в искусстве к подобным вещам относились как-то либерально. Советский паспорт я взял где-то через 2-3 года после поступления. Единственное неудобство было в том, что я не получал  стипендию…

-    Наступил черед задать вам вопрос о ваших педагогах. Кто из оных помог вам поверить в собственные силы?
До третьего курса у меня были некоторые проблемы с педагогами, со здоровьем. Была замечательная женщина - Аркадия Алексеевна  Леонтьева. Она пела в оперном театре. На третьем курсе я попал к такому педагогу, которому я очень многим обязан. Солист театра оперы и балета, Заслуженный артист республики Казахстан Орленин Виталий Николаевич. Этому человеку я многим обязан. Тем, что я встал на ноги, почувствовал веру в себя. Это целая школа. И то, что я до сих пор пою, выступаю – это, несомненно, его заслуга.

- Век певца. Как он долог? Примеры Лемешева и Козловского, думаю, не показательны...
Я вам приведу примеры другого уровня. Паваротти-67 лет, Доминго-62, Каррерасу-57. Возраст певца зависит от хорошей выучки вокальной, как певец соблюдает режим, как бережно  он относится к своему голосу.

- А чего нельзя певцу?
Сложно сказать. Многое зависит от его здоровья. Меня, например, родители наградили крепким здоровьем, что касается горловых заболеваний. Практически я ничем не болел. Не было никогда ангины, танзилита, фарингита - эти болезни плохо влияют на голос. 31 декабря, на 15-градусном морозе, пел и ничего не случилось! Мои коллеги говорят: «Лаки, у тебя луженая глотка!» (заразительно смеется). Наступит день, когда и мне придется завершать выступления, но для меня это произойдет безболезненно. Мне есть чем заняться...

- Вы обучались в консерватории как эстрадный певец или как оперный?
Как классический. В моем репертуаре было 5 оперных партий. Но, начиная со второго курса, у меня была тяга к песне. В 1964 году я пришел в симфонический оркестр Казахского радио  и телевидения, которым руководил Василий Калистратович Лисица. Он был, практически, его создателем. Начиная с 1964 г. и до самого конца (с 1972 г. я стал штатным солистом оркестра) я выступал на всех концертах этого коллектива, сделал свыше 400 записей. Я был бессменным участником всех фестивалей в Казахстане, много снимался и на меня обратили  внимание в Москве и где-то в 1972 г. меня впервые вызвали на концерт в Колонный зал Дома Союзов и до распада Советского  Союза у меня было по 6-7 концертов в году в этом престижном  зале страны.

- Какие-то из этих концертов ваш покорный слуга имел удовольствие видеть по ТВ и заодно гордиться вашим в них участием!
... Что-то транслировали, что-то нет. Блестящий оркестр под  руководством Вадима Людвиковского. После его распада многие  музыканты ушли к Георгию Гараняну на «Мелодию». Там сидели выдающиеся музыканты - джазмены и, понятно, я очень сильно волновался. Я понравился Вадиму Николаевичу и, повторяюсь, меня вызывали в Москву, где собиралась сборная - «солянка» со всей cтраны. ...Фирма «Мелодия». Там был Рыжиков Владимир Дмитриевич. Однажды я ему предложил выпустить греческую пластинку. Он одобрил мою идею и предложил собрать материал. Георгий Гаранян сделал две оркестровки. На мое счастье туда вошла песня «Бузуки» (вернее, «Εγνατίας τετρακόσια έξι»)...

- Этот миньон пользовался огромной популярностью у
любителей музыки...
Она вышла в общей сумме проданных пластинок тиражом миллион экземпляров. Общий же тираж моих записей где - то 2 миллиона. Врядли кто-нибудь в Казахстане перекроет эту цифру. Не оттого что я такой великий, нет. Страна была другая.

-...Свершилась ли мечта советского обывателя – «квартира, дача, машина» после такого успеха?
Я получил за нее 70 рублей (смеется). Тогда исполнителям не платили авторские отчисления и гонорары - они платились композиторам. Морально, безусловно, было очень приятно, но...

- Вы регулярно приезжали во второй после Алма-Аты родной для вас город - Батуми?
Да, я ежегодно летом приезжал отдыхать в Батуми. Мне было приятно бывать там - в нем жило очень много греков...

- Но с одним нашим с вами соплеменником вы не могли не познакомиться - Великим Батумцем - Одиссеем Ахиллесовичем Димитриади!
Сейчас я вам скажу! ...Я вообще этого человека очень боготворю. Первый раз я имел возможность лицезреть его, когда, будучи студентом, во время коротких зимних каникул отправился
в Батуми. По метеоусловиям вылет самолета из Тбилиси задерживался и я пошел в Оперный театр. Шла «Аида» с участием гастролеров - там пели Зураб Анджапаридзе, Ирина Архипова, дирижировал Одиссей Ахиллесович. Я помню все: его руки, орлиный профиль, шевелюру, но тогда я и не мечтал, что когда - то с ним познакомлюсь.

- Когда же произошло очное знакомство?
Первое мое с Маэстро знакомство состоялось в октябре 1990 г. во время фестиваля Советских греков на теплоходе «Леонид Собинов», который, кстати, организовывал Московское общество греков. На фестиваль в Москве я привез наших исполнителей. Георгий Метакса, джазовый пианист (сейчас живет и работает в Греции), Елена Келесиди. … Три года назад на САЕ мы встретились с ним. На мой вопрос, узнал ли он меня, последовал ответ: «Лаки, дорогой, конечно!». Николай Фомич (Тифтикиди), кстати, монографию о нем написал.

- Лаки Константинович! Расскажите, пожалуйста, подробней о Елене Келесиди.
Она сейчас делает европейскую карьеру - поет в Альберт Холле, Ковент Гардене. Но вернемся снова на Фестиваль 1990 г. Так как меня знали, меня всегда включали в проводившиеся концерты. Там была еще Елена Панаки из Тбилиси, сопрано, но ее хорошо знал Одиссей Ахиллесович. Я, как-то, возмутился там по поводу Келесиди, и ее включили в концерт. Последовало признание и от Маэстро. «Я не знал, что она так хорошо поет». Она закончила здесь (в Алма-Ате) нашу Консерваторию имени Курмангазы и, по-моему, аспирантуру. Уехала отсюда в Грецию в 28 лет. Там у нее поначалу не просто складывалось - мучилась какое-то время, не смогла сразу себя проявить, но, слава богу, нашелся человек, насколько я знаю, который помог ей. В общем, я очень рад за нее.

- Поддерживаете ли вы с ней контакты?
К сожалению, нет. Несколько лет назад, будучи в Афинах, ерез ее брата оставил ей свой гостиничный телефон. Придя заполночь из гостей, обнаружил сообщение от нее с просьбой непременно дать о себе знать, но в такой неурочный час я не решился позвонить ей. На следующий день она покинула Грецию…

- Вы когда - нибудь задумывались о карьере в Греции?
Чтобы делать там карьеру надо там родиться и жить. Мне уже за 60. Здесь, в Казахстане, я - состоявшийся человек.

- Дорогая моему сердцу Ксения (Георгиади) дерзнула и...
С интересом прочитал интервью с ней (на полях своего газетного интервью Ксения, по моей просьбе, адресовала несколько теплых строк Лаки! - Н.С.). Кстати, присоединяюсь ко всем грекам бывшего Союза, поздравляю ее с юбилейной датой!

- (Я присоединяюсь к моему собеседнику и мы адресуем наш тост, с примкнувшим к нам Павлом Феодориди, за здоровье и счастье нашей Ксении! 7июля Одиссею Димитриади – 96!
-    Наш следующий тост – за Великого Грека! - прим. Н.С.).
Греческие певцы. У них своя манера пения, своя специфика.
Как правило, нет образования вокального, нет школы. Зациклены на бузуки, кафешантанские мотивы. Поэтому никакой  исполнитель не получил европейской, мировой известности. Не берем Каллас, Митропулоса...

– Кто же вам по душе, если брать шоу - бизнес?
Даларас, Руссос... Очень ценю Париоса, Воскопулоса, Маринелу, нашего, Светлая ему Память, Стелиоса Казандзидиса. Живьем слушал Стратоса Дионисиу. ...Руссос же был в Алма-Ате дважды. Пел под фонограмму. Халтура. Как говорится, он пел все под «плюс»!

- Лаки Кесоглу - гражданин, грек ...
Я - большой патриот своей нации. И коллеги уважают меня, относятся ко мне с теплотой. ...Когда началось Греческое движение, мой греческий круг намного расширился. Нас в 1989 г. всех здесь в Алма-Ате собрал врач Георгий Адамов.

- Вы нашли себя и как педагог...
В Национальной Академии Искусств я возглавляю кафедру Искусства и Эстрады. Мне доверено формировать педагогический состав кафедры. В своей карьере я почти одновременно начинал творческую и педагогическую деятельность, коей более 30 лет.

- Среди ваших учеников певица Нагима Ескалиева...
Айжан Нурмагамбетова, Женис Исхакова, многие другие.

- Вы человек состоявшийся, за спиной которого много интересных фактов, событий - целая Биография.

- Нынче модно писать мемуары!
Вот в этом отношении я совершенно не честолюбив, не тщеславен. Мои труды - это записи, статьи, съемки на ТВ.

- В пору, когда вы делали карьеру, обязательно ли было быть членом партии?
Нет, мне никто не предлагал.

- Вот уже более 5 лет, функции столицы молодого казахстанского государства выполняет Астана (бывший Целиноград). Сей фактор как то отразился на миграции творческой элиты страны?

- Никто из известных артистов в новую столицу не переехал. Вся культурная жизнь здесь в Алма-Ате.

- Не так давно Казахстан впервые посетил Президент Греции Константинос Стефанопулос...

- На приеме в честь Президента Греции мне дали в конце слово.
Я исполнил для двух президентов греческую песню «Υιέ μου» («Сын мой»). ...Президент Стефанопулос приблизился ко мне. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев, взяв меня за руку, сказал: «Ну вот, я ему говорю, что ты у нас очень известный исполнитель...». Что ж, мне было приятно услышать эти слова.

P.S. … 22 июля Лаки Кесоглу исполняется 65 лет.
Греки всего постсоветского пространства поздравляют нашего славного соплеменника с наступающим юбилеем!
Поздравляем с вручением высшей музыкальной Премии Казахстана «Тарлан»!
Крепкого здоровья, творческих успехов, счастья! Χρόνια πολλά!…

Никос Сидиропулос

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 11845

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.