03.06.2004 00:00
С 28 мая по 10 июня в Доме Культуры Репатриантов (Никифору Урану, район «Фикс») проходит выставка работ художника Светланы Музениду.
Рассматривая с детства картину Брюллова «Всадница» Светлана Музениду мечтала стать художницей. Сегодня она, профессионал, автор чудесных работ, считает, что постоянный поиск – неотъемлемое качество творческого человека
Художник Светлана Музениду говорит, что она « классик, и только классик!», что модная манера письма ей не по характеру. «Я пишу свои картины под звуки классической музыки – это источник моего вдохновения»! Действительно, писать, как пишет Светлана свои утонченные миниатюры, можно только обогащая пространство звуками, романтическими мыслями. В этом уплотненном пространстве можно не торопиться, не спешить, а писать, как дышать, под ритм сердца: и раз и два, и раз и два...
Кисточка у Светланы тоненькая, на ней краски – капелька, и этим материалом она создает свои пейзажи, свою красоту. Природа, дома, и все что запечатлено в ее картинах – это Россия или Тбилиси. Это Родина.
Я спрашиваю Светлану, почему она не хочет менять манеру письма?
- Нет, не могу. Я – такая вот и такой останусь. Меня страшит измена. Если поменяюсь, то отойду от своей школы, от классики.
Светлана родилась в Тбилиси, училась в Ленинградской Таврической Художественной школе, а потом еще и в Технологическом Институте в Москве, «потому что папа считал, что образование художника – это только хобби, что этим не прокормишься. Так и подалась в технологический».
Но в итоге победило творчество, и Светлана уже никогда не расставалась с живописью.
Один из организаторов первой в Греции выставки Светланы в Салониках в 1998 году, ответственный сотрудник Центра по развитию культуры греков стран Причерноморья Яннис Карипидис вспоминает:
- Мы все тогда просто были ошеломлены ее работами. Это были в основном фарфоровые и фаянсовые блюда с пейзажами. Светлана была на седьмом небе от счастья. Многие ее работы раскупили сразу же, ее очень хвалили. Но она, несмотря на этот успех, не спешила иммигрировать в Грецию.
- Когда же ты, решилась переехать? - спрашиваю ее.
- Окончательно два года тому назад, а так наезжала. Пока все мои не уехали, и в Тбилиси я не осталась одинешенька. Тогда и переехала.
Светлана на греческом говорит совсем немного: видно, что она новенькая в греческом обществе.
- Язык трудно дается, может это связано и с тем стрессом, который я испытываю ежедневно. Много забот и переживаний. Осталась вдовой – муж погиб, одна дочь в Тбилиси, студентка, другая, к счастью, рядом со мной», - говорит она.
Очаровательная Лиза, дочь Светлана работает на трех работах, чтобы обеспечить маму материалом для творчества: красками, холстами, фаянсом...
- Мамочка, ты работать где попало не будешь! Рисуй, пиши, твори, наступит, верю, у тебя большой успех! – так считает дочка.
В ожидании успеха, который принесет и материальное благополучие, Светлана пишет свои чудные миниатюрные пейзажи. Ее работы были выставлены во Франции, Германии, Маастрихе, Роттердаме, Москве. Они находятся, в основном, в частных коллекциях.
Мы долго разговариваем, и я все - же не выдерживая, пытаюсь лезть со своими советами, мол, «может быть, необходимо поменять манеру письма?». Покупательская способность картин и тарелок намного увеличится, если это будет модерн или нечто пречудное. Чем пречуднее, тем популярнее!
Светлана непоколебима.
- Я меняться не могу. Я – классик миниатюры. Картину пишу долго и с чувством долга перед творческим процессом. Тяп-ляп – это, на мой взгляд, не искусство. Тогда и моляр – художник, а дети – и подавно, они ведь всегда чего-нибудь малюют!
- Кстати, о детстве, ты рисовала уже тогда?
- Рисовать я начала еще подростком, ходила в детскую студию при Академии Художеств. Детские впечатления для меня сыграли главную роль. Дело в том, что над моей люлькой, а потом и кроватью, висела много лет картина Брюллова «Всадница». Я росла в общении с этой картиной. Рассматривала сначала цвета, потом фигуры, потом общалась со всадницей, которая, как мне казалось, звала меня покататься на лошади. Но я почему – то боялась, что не смогу достичь ее высоты. Сесть на лошадь - как дотянуться до луны. Так я, любуясь ею, боялась ее высоты и аристократичности, благородства, ее ума и какой-то особой чистоты взгляда. Ее высокомерия и женственности. Эта картина как бы открыла мне дорогу к живописи, и заставила меня стараться всегда преодолевать препятствия. Но я пока так и не преодолела все трудности. Я в – поиске!
Сегодня Светлана Музениду находится в расцвете своего творчества, но этот расцвет совпал с трудностями иммиграционной жизни, поэтому я ей желаю от всей души расправить плечи и все же «сесть на лошадь и, возможно, ускакать вместе со всадницей к ...самой же себе, своему таланту, и достичь заслуженного успеха.