Федор Юрчихин – Герой России

31.12.2008 12:09

Федор Юрчихин – Герой России

Греческий мир России, пространства бывшего Советского Союза поздравляет своего соотечественника - российского и первого в мире космонавта греческого происхождения  с вручением ему золотой звезды Героя России!

«...Να έχουμε πάντα εσένα»

23 декабря 2008 года в Екатерининском зале Кремля 57 ученых, деятелей культуры, военных и преподавателей получили от президента России Дмитрия Медведева государственные награды.
…Золотую звезду Героя получил командир экипажа 15-й космической экспедиции
        на Международной космической станции (МКС) Федор Юрчихин.

Федор Николаевич Юрчихин. Родился 3 января 1959 года в русско-греческой семье
в уютном интернациональном городе у моря Батуми Аджарской АССР Грузинской ССР, который и по сей день остается для него малой родной его сердцу родиной.

Многие его батумские сверстники мечтали стать моряками, а главной мечтой Федора
со времени его детства стала космонавтика – стать таким же, как Юрий Гагарин!
Усаженный на крепкие плечи своего родителя маленький батумский мальчуган вместе
с миллионами граждан великой и необъятной страны радовался 12 апреля 1961 года первому полету в космос  гражданина Советского Союза и Земли Юрия Гагарина.

О мечте Федора знали друзья семьи, близкие родственники его родителей Николая и Микрулы Юрчихиных, его близкие друзья из детства, отрочества и юности. У них его будущее не вызывало никаких сомнений: «Наш Федор обязательно станет космонавтом!».

Учеба в специализированной с физико-математическим уклоном школе № 5 имени Главного космического конструктора Сергея Павловича Королева, в Московском авиационном институте (МАИ), работа в РКК «Энергия» в качестве инженера, старшего инженера, ведущего инженера, участие в программах «МИР-SHUTTLE», «МИР-NASA» - все эти факты из биографии нашего соотечественника приближали исполнение его мечты.

В августе 1997 года Федор Юрчихин зачислен кандидатом в космонавты-испытатели отряда космонавтов РКК «Энергия», а в ноябре 1999 года ему присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

Но этих позитивных событий, приближающих Федора к осуществлению его мечты, могло и не быть, если бы его не окружали подлинные люди и соратники, если бы у него опустились руки. Несколько лет, в первой половине 1990-х гг., строгая космическая медицинская комиссия выносили ему жестокий вердикт «Таких не берут в космонавты».
Но желание полететь в космос никуда не подевалось, оно только укрепилось!
В 1997 году судьба, по каким-то только понятным ей причинам испытывавшая Федора, смилостивилась – он был признан абсолютно годным для космических полетов.

7 октября 2002 года – день свершения мечты Федора. Им был совершен свой первый космический полет вместе с американскими коллегами на космическом аппарате «Shuttle-Atlantis». На борт космического корабля Федором Юрчихиным был взят Национальный флаг Греции «галанолевко» - в знак любви к своей исторической родине, глубокого преклонения перед памятью своих греческих предков из свободолюбивого Понтоса.
    «…Десять дней в космосе стали мне наградой за терпение и веру в себя».

Весь Греческий мир с огромной радостью и гордостью узнал о российском и первом в мире космонавте греческого происхождения Фодоросе Юрчихине-Грамматикопулосе.
Первый после пятилетнего перерыва приезд к родителям, проживающим с начала 1990-х годов в пригороде северной греческой столицы Фессалоник Синдосе.
В аэропорту «Македония» 26 декабря 2002 года его встречают как национального героя!
Казалось, весь Всемирный эллинизм рукоплескал в те дни своему космическому собрату!

8 января 2003 года Федор Юрчихин вручает президенту Греческой Республики
Константиносу Стефанопулосу национальное полотнище Греческой нации, взятое им
с собою в космос на борт «Атлантиса». Муниципалитеты нескольких греческих городов принимают решения внести его имя в список почетных жителей.

6 марта 2003 года номарх Афин Яннис Згурос, вручая своему соотечественнику Федору Юрчихину грамоту-звание «Почетный посол Эллинизма», по его признанию,
  не скрывал волнения и своей огромной радости по этому поводу:
«Узнав о делегировании диаспорой Москвы и России вашей кандидатуры не испытывал никаких сомнений о выборе Советом Номархии вас в качестве Посла Эллинизма».

7 апреля 2007 года космонавтом №98 Советского Союза и России и №423 в мире совершил свой второй космический полет уже на российском космическом корабле
«Союз ТМА-10» - пребывание экипажа 15-й космической экспедиции на МКС, которую возглавил наш соотечественник, продлилось 197 суток.
На церемонии проводов наших космонавтов в казахстанском Байконуре и их встречи
21 октября 2007 года в подмосковном Чкаловске присутствовали представители греков России и постсоветского пространства – из нашей памяти никогда не сотрутся эти моменты счастья, радости и волнения, сопричастности к великому событию.

За эти пять лет, разделяющие первый и второй полеты в космос Федора Юрчихина,
в его записной книжке появились имена десятков его греческих соотечественников в России, Греции, из пространства бывшего Советского Союза. Он стал нашим всеобщим любимцем и предметом гордости, а для него, этого удивительного простого и целостного человека, все эти наши чувства к нему означали только одно – желание соответствовать всему этому, не подвести высокой планки ожиданий к своей персоне со стороны своих греческих соотечественников. …Необыкновенному, на самой душевной чистой ноте, отношению греков России к своему коллеге были приятно поражены, приглашенные Федором на праздник чествования его своими соотечественниками 24 ноября 2007 года в подмосковном Бору, великие космонавты Валерий Рюмин и Герой России №1 Сергей Крикалев: «Потрясающе! Здорово! …Молодцы греки!»

За эти годы Федор Юрчихин стал «нашим» для миллионов греков на всей нашей Земле –  президентов страны, ведущих политиков, граждан страны, сотен тысяч репатриантов из пространства бывшего Советского Союза. О нем написана книга, ему посвящены сотни газетных и журнальных публикаций, десятки телевизионных материалов, последними из которых стали вручение им в Москве президенту Кипра Димитрису Христофиасу флага Кипра, взятого им с собою в космос, церемония открытия его фотовыставки в Щелково.

На съезде Всемирного Понтийского эллинизма, прошедшего в Афинах в июле 2008 года Федор Юрчихин, приглашенный на этот греческий форум в качестве почетного гостя, демонстрирует делегатам и гостям съезда фильм о своем космическом путешествии с собственным комментарием на эллино-понтийском диалекте (!), на котором разговаривает со своими любимыми им родителями. Представляете, как потрясающе это выглядит на борту Международного космического дома – в космосе во время его телефонных разговоров с родителями воцаряется греческая речь! «...Μάναμ, εγώ είμαι ο Θόδωρον». Российский космонавт говорит на языке своих великих античных греков, расспрашивая своих родителей про их житие-бытие на родине предков. После разговора с ними он будет говорить на русском со своей женой, дочерьми – настолько тесно переплетены судьбы наших православных народов!

8 июля 2008 года глава Греческого государства Каролос Папульяс вручает своему соотечественнику космонавту Федору Юрчихину орден Пальмовой Ветви. В его честь устраивают приемы номарх и мэр Афин Яннис Згурос и Никитас Какламанис.

Федор Юрчихин, как и многие наши заслуженные российские соотечественники,
Является прочным мостом дружбы между двумя великими православными народами русским и греческим, между Греческим и Российским государствами, подтверждая самим фактом своего генеалогического древа уникальность этой конструкции дружбы и братства. Именно благодаря высочайшему уровню греко-российских отношений, политике открытости Новой России контакты Федора со своей греческой Отчизной и российскими соотечественниками не вредят его космической карьере, чего по определению не могло быть в эпоху Советского Союза.

И, наконец, заслуженной наградой жизненного олимпийского марафона Федора Юрчихина стал Указ президента России Дмитрия Медведева о награждении его, командира экипажа 15-й экспедиции на МКС, Золотой звездой Героя России.
«За мужество и героизм, проявленные при выполнении космического полета, Указом Президента Российской Федерации № 1520 от 23 октября 2008 года космонавту-испытателю РКК «Энергия» Юрчихину Федору Николаевичу
              присвоено звание Героя Российской Федерации».

У военных космонавтов свой путь представления на награждение –
весьма эффективный. У гражданских – свой. И, так получается, количество шагов
(и их продолжительность) для того, чтобы наградить гражданского космонавта
Федора Юрчихина и военного космонавта Олега Котова за их полугодовой полет
в космос, разительно, дистанцией в десять месяцев, рознятся.
        …А разве у нас в России отряд космонавтов не один?

…23 декабря 2008 года в Екатерининском зале Кремля Золотая Звезда Героя России
    была вручена Федору Юрчихину президентом России Дмитрием Медведевым.

Накануне этого знаменательного дня в жизни нашего соотечественника,
12 декабря 2008 года, в художественной галерее подмосковного города Щелково прошла церемония открытия выставки фотографических работ Федора Юрчихина, сделанных им  в ходе его двух космических командировок в 2002 и 2007 годах.
Название фотовыставки летчика-космонавта Федора Юрчихина – «Наш дом – Земля».

Церемонию открытия выставки открывает выступление дважды Героя Советского Союза Виктора Савиных. Далее следуют выступления главы администрации Щелковского района Александра Ганяева, заместителя председателя правления главного спонсора выставки банка «Возрождение» Александра Долгополова.
Многочисленные российские космонавты, представители медийных и пишущих СМИ –
все в неофициальной части этого события высоко оценивают работу своего коллеги и героя своих публикаций Федора Юрчихина.
Особо радует «зачет» от профессиональных фотожурналистов!
Фотографии Луны, серебристых облаков, вулканов, тайфунов – профессионально!

Напомню, первым фотографом в космосе был космонавт №2 Герман Титов.
Ранее многими из космонавтов были проведены выставки их фоторабот из космоса, изданы фотоальбомы – Юрием Батуриным, Валерием Корзуном, Сергеем Крикалевым…

Директор художественной галереи Александр Беглов благодарит космонавта Федора Юрчихина за высокую честь принять выставку его фоторабот из космоса. Пришедший к неформальной части вечера президент РКК «Энергия» Николай Севастьянов присоединяется к разговору на «заданную тему». …Сверкает юмором Муса Манаров!
У одного из разработчиков Конституции Российской Федерации космонавта Юрия Батурина в этот день по его словам была альтернатива пойти на прием в Кремль
по случаю Дня Конституции или присутствовать на открытии фотовыставки Федора Юрчихина в художественной галерее города Щелково. Юрий Николаевич выбрал второе!

«…Даже на этой выставке говорят, что хорошие фотографии не передают ни красок, ни эмоций. И все равно еще в первом полете, когда я только начал делать эти снимки, мне захотелось показать людям, что есть наша Земля» -
                                                                                           слова автора фотовыставки.

Помните слова первого космонавта планеты Юрия Гагарина о Земле из космоса:
«Маленький, хрупкий, прекрасный голубой шар».

Фотовыставка, которая продлится до конца января 2009 года, вызывает огромный интерес у школьников и студентов в Подмосковье и, тем самым, выполняет очень важную прикладную воспитательную функцию – бережно относиться к окружающему миру,
«не сорить», а учиться смолоду в малых и, впоследствии, в больших делах созидать.
Посадить дерево, украсить цветами, прилегающую к твоему дому территорию, улыбнуться прохожему, проявлять уважение к старшим – науке созидать, творить!

…До награждения Звездой Героя остается четыре дня
19 декабря 2008 года. Щелково. Художественная галерея. Двумя днями ранее
Федор приглашает меня приехать в этот день в галерею, чтобы познакомить с космическим туристом Чарльзом Симони, пообщаться, ответить на мои вопросы.
В этот день Федор и Чарльз должны пройти космическую медицинскую комиссию, которая подтвердит их годность к  следующему космическому полету. Федор, знакомя  нас друг с другом, с юмором присовокупляет: «…Чарльз заработал 20 миллионов и, не взирая на мировой экономический кризис, решил вложить их во второй полет в космос».

Вижу, с какой человеческой симпатией они относятся друг другу, задаю им с ходу вопрос:
«Почему вам, российским космонавтам и американским астронавтам,
  удается достигать на Земле и в космосе полного взаимопонимания,
  а американским и российским политикам этого добиваться гораздо труднее?».
- «Об этом вы лучше сами спросите у политиков» - смеются Федор и Чарльз.
- Чарльз, накануне вашего полета в космос в составе экипажа МКС-15 вы побывали в Греции. …Какие впечатления у вас остались после этой поездки?
- Впечатления исключительные – как от пребывания в Греции, так и от посещения родителей Федора, проживающих в Фессалониках. Люблю Грецию, греческую культуру. У нас в Соединенных Штатах греческая диаспора является одной из влиятельных.
           У меня есть много хороших знакомых греков.

- Федор «заболел» космосом с детства, а в каком возрасте пришла эта мечта к вам?
- Ко мне пришла эта мечта уже в зрелом возрасте. Одним из ярких впечатлений из моей юности стала яркая церемония встречи в Будапеште советских космонавтов, на которой мне, благодаря моему старшему брату, удалось взять автограф у самого Павла Поповича.
- У вас была возможность напомнить легендарному летчику-космонавту СССР №4 Павлу Романовичу Поповичу об этом эпизоде в вашей жизни?
- …Когда я ему рассказал об этом, продемонстрировав ему его автограф из 1962 года, он обнял растроганно меня и сказал мне очень теплые слова: «Чарльз, дорогой, ты молодец!»

Чарльзу Симони явно нравятся снимки из космоса, сделанные его коллегой и другом Федором Юрчихиным! С особым интересом он смотрит фотографии предполетных тренировок космонавтов в заснеженном подмосковном лесу, в центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, фотографии членов экипажа на борту МКС.
Олег Котов, Клейтон Андерсон и Суннита Уильямс приветствует своих коллег с фото!

Поздравляю Федора Юрчихина и Чарльза Симони с успешным прохождением медицинской комиссии.  В марте 2009 года Чарльза ожидает его второй полет в космос.
По всей видимости, не за горами и третий полет в космос у Федора.
На церемонии открытия фотовыставки Федор Юрчихин положил начало доброй традиции, подарив одну из фотографий из космоса художественной галерее в Щелково.
Чарльз Симони обещает по возвращении на Землю подарить галерее свою, сделанную им с борта МКС, фотографию вида «маленького, хрупкого прекрасного голубого шара».

- Федор, на этой выставке из порядка 200 фотографий нашей прекрасной Элладе посвящено всего два фото.
- Таких фотографий, посвященных Греции, Кипру, Понтосу на самом деле огромное количество. Надеюсь, что в обозримом времени станет возможным проведение фотовыставки моих работ, посвященных Элладе, Греческой тематике.
- Чем продиктовано такое название твоей фотовыставки «Наш дом – Земля»?
- Эти слова не моя придумка – кто-то из американских астронавтов сказал, что каждый
из нас, улетая в космос, является патриотом своей страны, а возвращается уже патриотом нашей Земли. Полностью разделяю эти слова.
- И что же космонавтам хочется сказать обитателям Земли» после возращения?
- Берегите нашу планету! …Не сорите.

- Посмотрел несколько передач программы о космонавтике на телеканале «Вести»,
  в которой ты предстаешь в новой для себя ипостаси.
- Прошло всего лишь шесть передач и пока трудно говорить о будущем этого проекта.
   Мне приятно, что предложение стать ведущим этой программы о космосе было,      совершенно неожиданно для меня, сделано мне. …Стараюсь соответствовать!
- Героем последней передачи о космонавтике был священнослужитель.
   …Насколько совместимы в твоем понимании темы космоса и религии?
- На первый взгляд, согласись, проглядывается немного соприкосновений.
  Но это только на первый взгляд.
- Ты, насколько знаю, являешься верующим человеком.
- …Так меня воспитали мои родители, мои греческие бабушки Эвтерпи и Анна.
  В этом случае ими за меня был сделан этот выбор.
Как и мной и моей женой сделан выбор за наших дочерей, которые нами крещены.
…Религия – это духовность. Истинно верующий человек не может быть подлецом.

- Фотовыставка проведена при поддержке банка «Возрождение», руководителем которого является уважаемый в Греческом мире России человек – Дмитрий Орлов.
- От всей души благодарю Дмитрия Львовича за неоценимую помощь в проведении этой выставки. Помимо «греческого фактора» здесь, наверняка, сыграл свою роль и «космический фактор»! Дата рождения банка «Возрождение» - 12 апреля 1991 года:
День космонавтики и 30-летия первого полета в космос сына Земли Юрия  Гагарина!

- …О твоем скором, 3 января 2009 года, юбилее.
- Я, наверное, не покажусь оригинальным, но в этот день куда-нибудь «сбегу» подальше от Москвы. С годами многие люди стараются избегать праздной суеты, и я из их числа.
- …Наступает Новый 2009 год.
Что бы тебе хотелось пожелать сотням тысяч наших соотечественников в России,
  на пространстве бывшего Советского Союза, в Греции?
- От всей души желаю всем «нашим грекам» мира, любви, благополучия, добра, взаимопонимания. …Жить достойно – любить своих ближних, уважать старших, помнить и чтить своих предков, проявлять интерес к знаниям. …Знания определяют все – призыв к греческой молодежи быть культурными и образованными, высоко порядочными людьми.

- И, наконец, хочу от имени всех наших соотечественников поздравить тебя
с награждением тебя президентом России Золотой Звездой «Герой России»!
- Спасибо. Но об этом и о многом другом, Никос, давай поговорим лучше после  церемонии награждения в Кремле.
- От имени всех наших собратьев пожелаю тебе «так держать и дальше!»
  Как говорили некогда наши предки: «...Να έχουμε εσένα πάντα».

…У Федора Юрчихина осталась еще одна нереализованная мечта, о которой он неоднократно говорил представителям политического истеблишмента Греции –
чтобы в космос на российском космическом корабле полетел гражданин Греции.
…Разве для тысяч молодых людей в Греции, которые не могут сегодня реализовать себя
в жизни и выражают по этой причине последние недели, зачастую в неадекватной форме, протест официальным институтам государственной власти «наши интересы не занимают умы властей предержащих», этот полет не подарит надежду, что в их, любимой ими, Элладе осуществляются и подобные космические мечты?
…Так подарите космическую мечту греческой молодежи Эллады!

…Федор Юрчихин готовится к третьему своему полету в космос.
Мы же, его греческие соотечественники, болеющие за него всем сердцем и душой, пожелаем «нашему Федору» исполнения самых главных его желаний в наступающем Новом 2009 году! Мира и благополучия семьям его космических коллег и во время его следующего полета в космос обозревать голубое ясное мирное небо над нашим общим домом Землей – без войн, катастрофических пожаров, землетрясений, ураганов и торнадо.

…3 января 2009 года Федору Юрчихину исполнится 50 лет.
Все самое интересное в твоей жизни, Федор, только впереди!

Никос СИДИРОПУЛОС

«...Να έχουμε εσάς πάντα»
23 декабря 2008 года, прилетев из Москвы в Минводы, вместе писателем и общественным деятелем Ильей Илиади приходим в гости к Ивану Харлампиевичу и Нине Семеновне Товстиади. Поздравляю легендарного врача-хирурга Ставрополья с недавним 90-летним юбилеем. Вручаем юбиляру фотографии в красочной рамке космонавта Федора Юрчихина и участников 15-й космической экспедиции на МКС с его теплыми словами поздравления с 90-летием нашему великому соотечественнику из Минеральных Вод.
Космическое обращение одного нашего заслуженного соотечественника к другому.

…В этот день Федору Юрчихину в Кремле президентом России была вручена золотая звезда Героя России, и мы все вместе радуемся за нашего соотечественника, поднимаем тост за него. В вечерних телевизионных новостях проходят кадры награждения Федора звездой Героя, который в эти минуты «поздравил» своего соотечественника в Минводах!

…Вот такая взаимосвязь двух человеческих судеб – великого лекаря 90-летнего уроженца села Греческое Кавказских Минеральных Вод Ивана Товстиади и летчика-космонавта уроженца Батуми Федора Юрчихина – двух славных сыновей Понтийского эллинизма.
…Ничего не происходит случайно.

---

Федор поздравляет Ивана Харлампиевича Товстиади - своего соотечественника - знаменитого врача Ставрополья с его 90-летием!

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 5498