18.08.2004 12:05
Древнегреческие философы и драматурги были неплохими боксерами.
В середине первого тысячелетия до нашей эры в Греции насчитывалось множество спортивных соревнований. Четыре из них, не считая Олимпийских, входили в так называемые Панэллинские (всегреческие). Это в первую очередь великие Панафинеи в честь любимой дочери Зевса - вечно девственной богини мудрости и разума. Великие Панафинеи, как и Олимпиады, проходили раз в четыре года летом в Афинах. Сначала там соревновались только атлеты, а Перикл, при котором Афины достигли вершины могущества, ввел состязания в пении, игре на кифаре и флейте, выступления поэтов и ораторов. Не меньшей популярностью пользовались Истмийские игры, посвящаемые богу морей Посейдону. Проходили они на берегу Коринфского залива. Общегреческими считались также Немейские игры в Немейской долине на полуострове Пелопоннес, где, согласно мифу, некогда обитал неуязвимый лев, которого все же задушил Геракл, впоследствии носивший его шкуру. То был первый из его двенадцати подвигов.
Самыми же главными считались Олимпийские игры. Они были не просто общенациональными, по ним велось летоисчисление! Олимпийские игры имели одну отличительную особенность: во время их проведения по всей Греции между воюющими полисами на месяц устанавливалось священное перемирие - экехерия. Так было записано в договоре 884 года до н.э. между Ликургом Спартанским и Ифитом Элидским. Это правило было нарушено единственный раз и вызвало шок во всей Греции. В 420 году до н.э. Спарта во время экехерии напала на союзника Афин - город Элис. За такое святотатство Спарта была отстранена от Игр, и на нее наложили огромный штраф.
Для древних греков спорт был частью образа жизни. Даже на похоронах в честь усопшего устраивались спортивные соревнования. Ну а уж в праздники, как говорится, сам бог велел. Кстати, о богах: им посвящались все спортивные игры. Спорт был частью богослужения, был обязательным элементом религиозных ритуалов. Сама же физическая культура являлась неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения.
Физическое воспитание детей начиналось с семи лет в палестре, или, по-другому, гимнасии. Так называлось помещение для занятий гимнастикой. Занимались в гимнасиях в обнаженном виде (от греч. gymnos - обнаженный). Античная гимнастика базировалась на четырех постулатах: воспитание в подрастающем поколении гигиенических и военных навыков, эстетических и нравственных основ. Недаром на Олимпийские игры не допускались атлеты, находившиеся под судом или чем-либо запятнавшие свою репутацию.
Спорт у греков ассоциировался в основном с нравственным совершенством: победа в Играх была прежде всего моральной победой, преодолением не только соперников, но и самого себя. Гимнасии в корне отличались от наших специализированных спортшкол, где фактически готовили будущих чемпионов. Физическое воспитание детей в Древней Греции входило составной частью в воспитание гражданина. Вот почему работа педагога почиталась очень высоко, воспитателей выбирали среди наиболее заслуженных и образованных людей. В "Горгии" Платона учитель физкультуры говорит о том, что желает сделать граждан прежде всего красивыми, а уж затем сильными.
Платон, кстати, в молодости и сам участвовал в Истмийских играх. Лаврового венка за победу в кулачном бою удостоился великий Пифагор. Обладателями высших наград за спортивную доблесть были знаменитый философ Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид.
Важно отметить, что обучение в гимнасиях совмещалось с так называемой агонистикой (агон - борьба, состязание). Неудержимое стремление к любым состязаниям почти во всех сферах общественной жизни было отличительной чертой греческого быта, это стало их мировоззрением и образом жизни. Соревновались в спорте, пении, игре на музыкальных инструментах, танцах, чтении стихов, ораторских декламациях и т.д. и т.п. - как взрослые, так и дети. Детские агоны были даже в чем-то привлекательнее, ибо болельщиками были в первую очередь родители и близкие ребенка.
Первым документально зафиксированным олимпиоником был повар Кореб, ставший чемпионом в стадиодроме - беге на один стадий (192 метра, отсюда и всем известное ныне слово "стадион"), - так он бежал под музыку авлосов. Этот инструмент изобрел выдающийся музыкант с символическим именем Олимп не позднее 750 года до н.э.
Дети принимали участие в Играх наравне со взрослыми, точно так же наравне со взрослыми они "болели" на трибунах. Стадион в Олимпии, например, вмещал 40 тысяч зрителей, вход был для всех бесплатный. Олимпионик был не просто победителем Олимпийских игр, он считался "калос кагатос" (буквально: "прекрасно благим человеком"), всесторонне развитой личностью, прекрасным не только телом, но и душой. Олимпионики в Древней Греции были не кумирами фанатов, но "властителями дум", образцами для подражания.
Римляне привнесли в жизнь покоренных в 146 году до н.э. эллинов дух коммерции. Были введены денежные призы, участие в Играх стали принимать лишь профессионалы. К началу христианизации империи Олимпийские игры окончательно превратились в очень прибыльное для устроителей коммерческое предприятие, пока в 394 году не были запрещены римским императором Феодосием I Великим как пережиток язычества. Этот же христианский государь повелел сжечь Александрийскую библиотеку.
Принято считать, что возродились Олимпийские игры по инициативе Пьера де Кубертена. Это и так, и не так. Первым об Играх вспомнил ветеран освободительной войны греков против турецкого владычества Эвангелис Дзиппас. На свои деньги он восстановил древний стадион в Афинах и в 1859 году провел на нем первые возрожденные Олимпийские игры. Его не очень поддержали, но в 1870 году, уже после его смерти, Игры имели полный триумф. Правда, они носили лишь всегреческий характер. Кубертен придал им всемирный размах. Первые Олимпийские игры, в которых кроме Греции приняли участие еще 12 стран (США, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Швейцария, Дания, Чили, Болгария, Венгрия, Австрия и Австралия), прошли в тех же Афинах в 1896 году.
Валерий КАДЖАЯ