ПОСЛЕДНИЙ РУССКИЙ ФЛАГ НАШЕЛСЯ В АФИНАХ

17.06.2003 00:00

ПОСЛЕДНИЙ РУССКИЙ ФЛАГ НАШЕЛСЯ В АФИНАХ

Наверное, это – сенсация. Где находится сейчас русский флаг, с которым Белая армия покидала Крым в 1920 году? Теперь мы это знаем. Его нынешний хранитель в Афинах готов передать историческую реликвию в музей, в России.

Барон Врангель в своих «Записках», изданных в в Берлине, вспоминает, как разбитая большевиками русская армия в ноябре 1920 года покидала Крым: «Заставы погрузились. В 2 часа 40 минут мой катер отвалил от пристани и направился к крейсеру «Генерал Корнилов», на котором взвился мой флаг. С нагруженных судов неслось «ура». «Генерал Корнилов» снялся с якоря... Спустилась ночь. В темном небе ярко блистали звезды, искрилось море. Тускнели и умирали одиночные огни родного берега. Вот потух последний... Прощай Родина!»

Что мы знаем о бароне Врангеле? «Белая армия, черный барон снова готовят нам царский трон!» - разве что эту удалую песенку, которая часто гремела по радио в советские времена. А что же касается «трона», то большевики посадили на шею русскому народу кое-чего куда похуже: Сталина и Берию. А генерал-лейтенант Петр Врангель был славным полководцем, настоящим русским патриотом. После отставки генерала Деникина он был назначен Главнокомандующим Русской армией, был вынужден покинуть Родину и, как и многие другие эмигранты, так и не вернулся в Россию, а умер за границей. Получается, что Андреевский флаг, который развевался над крейсером «Генерал Корнилов», когда он покидал родные берега, был последним флагом Белой армии. Но где же этот флаг сейчас?

Теперь мы знаем точно: этот флаг находится в Греции. Он хранится у жителя Афин Владислава Яновича Нелавицкого, отец которого служил на крейсере «Генерал Корнилов». Когда после разгрома Белой армии русская эскадра пришла в Бизерту, то во всеобщем смятении про флаг, наверное, забыли. Экипажи флагманского крейсера и других судов сошли на берег и рассеялись по миру. Молодой лейтенат Нелавицкий снял флаг, привез его в Грецию, где и хранил долгие годы. После смерти хранителем реликвии стал его сын.

-         Вот этот флаг! – Владислав Янович осторожно достает из шкафа аккуратно сложенное большое полотнище из  парусины. На белом фоне голубой Андреевский крест. Последний боевой русский флаг Белой армии...

Отец Владислава Яновича был гардемарином в Петербурге, служил на Балтийском флоте на крейсере «Рюрик». Когда началась революция, бежал на юг в Севастополь и попал на крейсер «Генерал Корнилов». С ним и пришел в тунисский порт Бизерта, а потом оказался в Греции. Кстати, у Владислава Яновича хранятся документы, подтверждающие, что его отец служил именно на этом крейсере.

Горьким оказался хлеб в жарких Афинах для бывшего морского офицера. Пришлось мести полы в ресторанах, гнуть спину на других черных работах. В конце-концов русская жена тогдашнего премьер-министра Греции Цалдариса, много помогавшая эмигрантам, устроила молодого человека в гидрографическое управление греческого флота. Так удалось выжить и прокормить семью. На этой работе, рассказывает Владислав Янович, отец продержался 25 лет, но после окончания 2-й мировой войны, когда в Греции поднялась волна антикоммунизма, его уволили. «Коммунистами» тогда за Западе считали всех выходцев из России, в том числе и белоэмигрантов.

К счастью, отец Владислава Яновича окончил в Петербурге лицей, где всех в обязательном порядке обучали какому-нибудь ремеслу. Отец выбрал переплетное дело, наивно полагая, что потом на досуге будет переплетать книги в своем имении в Керчи. Однако жестокая судьба распорядилась иначе. Этим ремеслом на старости лет русскому офицеру пришлось кормиться в Греции.

Владислав Янович родился уже в эмиграции. Отец, работая день и ночь, сумел дать сыну приличное образование. Он получил в Риме специальность инженера, а потом, вернувшись в Грецию, дослужился до поста директора крупной судоверфи в Пирее, строил корабли (увы, не для России!), основал в порту свою собственную фирму, которую сейчас и возглавляет, являясь еще и председателем Ассоциации судоверфей всей Греции. Тесно сотрудничает с Россией, поставляя туда запчасти для судов. Ведет дела с Пролетарским и Канонерским заводами в Петербурге.

-         Наши предки, - вспоминает Нелавицкий, - переселились из Польши в Россию более 200 лет назад. Все служили военными или по юридической части. Носили золотые погоны адмиралов, генералов. Имели другие звания. Все были страстными патриотами России. Помню, что мой отец сильно тосковал по Родине. Он даже демонстративно не учил греческий язык, расчитывая скоро вернуться домой. Буквально жил надеждой на возвращение. А меня и мою сестру воспитывал в русском духе, сам обучал дома русскому языку.

-         Как-то я спросил его: «Отец, а почему ты не остался в советской России? Может быть, тогда наша жизнь сложилась бы иначе?»

-         Как я мог? – с удивлением ответил отец. – Я же давал присягу царю!

Увы, в свой родной Петербург он так и не вернулся. Он умер в Афинах в 1974 году, протосковав на чужбине 53 года. Сын похоронил его в Пирее на кладбище, где находятся могилы других русских моряков и эмигрантов из России. На том самом кладбище, которое основала греческая королева Ольга, а в девичестве - Великая русская княжна Ольга Константиновна. Это ее отец Великий князь Константин жил в том самом КонсКонстантиновском дворце в Стрельне, где останавливался президент В.Путин и самые важные гости, приезжавшие на празднование 300-летия Петербурга.

-         Когда отец умер, - вспоминает Владислав Янович, - я обернул его гроб русским Андреевским флагом, и повез через весь город на кладбище. В Греции тогда у власти была диктатура «черных полковников» и делать такое было очень опасно. Если бы меня остановила полиция, могли быть большие неприятности. Но внутри у меня все кипело, я был готов к драке...

Ведь отец, как и многие другие эмигранты из России, так никогда и не стал в Греции «своим». Долго мыкался с так называемым «нансеновским» паспортом для беженцев. Власти его всегда в чем-то подозревали. После многих лет безупречной работы уволили по подозрению в «симпатиях к коммунистам»» К тем, с которыми он сражался и из-за которых ему пришлось покинуть горячо любимую Родину! Отец бережно сохранил не только флаг с крейсера «Генерал Корнилов», но и даже свои лейтенантские погоны.

В молодости Владислав Нелавицкий был бравым парнем. «В 1951 году, - с улыбкой вспоминает он, - сборная Греции по плаванию состояла из трех человек: чемпиона по плаванию кролем Юрия Сидорова, на спине – Игоря Павлова, и брасом – Владислава Нелавицкого. Все мы были греческими гражданами, но русскими по происхождению, детьми эмигрантов «первой волны».

Сегодня Владислав Янович – все такой же, как и в молодости, подтянутой и стройный. Загорелое лицо украшает типичная «чеховская» бородка русского интеллигента. У него есть сын, который работает в его фирме «Аргомед» и продолжает дело отца. Нелавицкий часто ездит в Петербург, где у него теперь много друзей. Его избрали там членом Петербургского морского собрания.

Любопытно, что поначалу Владислав Янович сам не догадывался, какой исторической реликвией обладает. Он показывал несколько лет назад переданный ему отцом флаг в российском посольстве, но и там тоже никто не знал, что перед ними – стяг именно с того крейсера, на котором покидал Россию главнокомандующий Русской армией. А значит, - последний ее флаг.

-         Это просто удивительно, - покачал головой Нелавицкий, когда я прочитал ему строки из воспоминаний барона Врангеля. – Я про это не знал. Значит, и в самом деле мой флаг – историческая реликвия! Обязательно передам его в Военно-Морской музей в Петербурге! Я уже договорился об этом с его директором.

Афины,
Владимир Малышев
Газета "РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК"
Специально для greek.ru

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 3646

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.