Кто потопил древнегреческий «Титаник»?

03.06.2004 00:00

Кто потопил древнегреческий «Титаник»?

О «Леонтофоре» я впервые услышала от известного режиссера Александра Трофимова. Он много лет проработал с Юрием Сенкевичем в «Клубе кинопутешественников», объехал полмира, снял добрый десяток фильмов. Казалось, что бывалого путешественника уже ничего не сможет удивить, но нет. Корабль-гигант «Леонтофора» (что в переводе означает «одержимый духом льва»), построенный 2300 лет назад и затонувший в бурных водах Черного моря, потряс его воображение. Собрав съемочную группу, Александр присоединился к подводно-археологической экспедиции Института востоковедения Российской академии наук в надежде снять фильм о поиске легендарной «Леонтофоры».

Обозреватель «М-Н» встретился с Александром ТРОФИМОВЫМ и с руководителем экспедиции, кандидатом исторических наук Виктором ЛЕБЕДИНСКИМ.

— Что же представляла собой «Леонтофора»?

А. Т.: «Леонтофора» из Гераклеи прежде всего судно фантастической величины. Его приводили в движение 1600 гребцов, которые одновременно работали веслами. На палубе находилось 1200 воинов и два рулевых. Капитанское помещение состояло из трех кают. Пол на корабле покрывала мозаика из разноцветных камней, воспроизводившая сюжеты Илиады. Стены и потолок были сделаны из кипариса, а двери — из слоновой кости и туи. В одном из помещений располагалась огромная библиотека, обшитая самшитом. Воду из трюма вычерпывал всего один человек с помощью бесконечного винта, изобретенного Архимедом. На судне работали многочисленные печи, кухни, мельницы и многие другие службы. Чтобы удержать корабль на месте, приходилось спускать 12 якорей. «Леонтофору» по праву можно считать «Титаником» Древнего мира. Она совершала рейсы от южного берега Черного моря в Крым и обратно.

— Как же удалось в те времена построить такой гигантский корабль?

А. Т.: На постройке «Леонтофоры» задействовали рекордное число рабочих — одних только плотников 300 человек. Но самые большие проблемы возникли все же не с постройкой корабля-гиганта, а со спуском его на воду. Возник даже момент, когда отчаявшиеся строители подумали, что сдвинуть с места громадную «Леонтофору» не удастся. Но тогда им на помощь пришел Архимед. Великий механик спустил корабль на воду с помощью нескольких человек и хитроумной системы блоков.

— Ради такого корабля действительно стоит пропахать все дно Черного моря. Неужели известна и причина гибели «Леонтофоры»?

А. Т.: Что касается гибели «Леонтофоры», то существуют две основные версии. Во-первых, распространенная причина кораблекрушения многих древних кораблей — льдины. В то время ни о каком глобальном потеплении не было речи. В V веке до нашей эры Геродот писал: «Зима здесь такая суровая, что 8 месяцев стоит невыносимая стужа. Море здесь и весь Боспор Киммерийский замерзают так, что скифы выступают в поход по льду и на своих повозках переезжают на ту сторону до земли синдов (то есть на Таманский полуостров)». Вторая же версия гибели «Леонтофоры» — нападение пиратов.

— Но вы говорили, что «Леонтофору» сопровождали 1200 воинов. Наверное, и вооружение у них было соответствующее. Сколько же надо было пиратов, чтобы потопить такую громадину?

А. Т.: Вооружение на «Леонтофоре» действительно впечатляло. Специально для защиты от пиратов Архимед сконструировал камнеметные машины, обстреливающие сплошной стеной камней двухсотметровую зону вокруг корабля. Кроме того, на корме, на носу и в средней части корабля располагались 8 башен с лучниками, а с мачт на нападавших падал град крючьев и свинцовых слитков. На каждом борту стояло по 60 воинов в полном вооружении и еще по столько же возле мачт и камнеметных машин. Стрелки сидели и в медных гнездах на мачтах. С помощью специальных воротов им подавали камни и стрелы.

В V веке до н. э. Черное море называлось Понт Эвксинский, то есть Негостеприимное море. Навигация на нем в то время проходила в постоянной борьбе с пиратами.

— И все же не очень понятно, как при таком вооружении «Леонтофору» могли захватить пираты?

А. Т.: Взять «Леонтофору» на абордаж было невозможно, но у пиратов в запасе была безотказная хитрость. Как известно, греки постоянно пользовались маяками, в V веке до н. э. они горели на мысе Херсонес и на Тарханкуте. Пользуясь туманом и плохой видимостью, пираты зажигали ложные маяки и направляли корабль на скалы. При таком раскладе «Леонтофоре» не смогли помочь ни вооружение, ни мужество флотоводцев.

— То есть, вычислив, где размещался ложный пиратский маяк, вы планируете найти «Леонтофору» уже летом?

В. Л.: Найти «Леонтофору» — все равно что раскопать Помпеи. Находка такого корабля станет не просто мировой сенсацией, а новой вехой в изучении истории мореплавания.  



Екатерина ВИКТОРОВА

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 5416

ИСТОЧНИК: http://www.megapolis.ru/





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.