Алкистис Протопсалти: «Не существует вершины творчества. Важен лишь путь и люди на нем».

28.04.2004 00:00

Алкистис Протопсалти: «Не существует вершины творчества. Важен лишь путь и люди на нем».

14 апреля в Москве состоялся давно обещанный концерт греческий певицы – Протопсалти. Представляем Вашему вниманию интервью певицы для сайта greek.ru.

Поверить невозможно: она – и вдруг в Москве. Алкистис Протопсалти – она не с нашей планеты и во плоти не существует в принципе. Есть только голос, только музыка, всегда потрясающие стихи, иногда - фотографии.

Когда она не приехала в январе, это было более чем понятно. Чудеса случаются не так уж часто. Но если случаются – то уж отмеряются полной мерой, и все ожидания, надежды, голос на дисках и фотографии становятся только тенью и намеком происходящего наяву.

И тогда чувствуешь запах кожаного сидения – наверняка, белого! – в дорогом кадиллаке, и боль - не разрушительную, но созидательную, делающую лучше и сильнее. И шум ветра в восточном порту Александрии. И сталь арабского клинка на поясе. И ритм греческого танца, когда уже невозможно оставаться в кресле…

И все это - черное платье и белые руки. Как можно так чувствовать музыку? Обычно люди лишь реагируют на звуки – следуют за ритмом: движением головы, плеч, глаз, голоса. Реагируют – «следуют ЗА...». А она делает все это одновременно с музыкой, и чуть раньше. Не великолепный Павел Овсянников, а она, спиной и плечами, указывает оркестру. И получает удовольствие – не меньше нашего!

После концерта, в джинсах и синем ангорском свитере, она еще моложе, еще тоньше, еще изящнее. И – еще мудрее.

- Г-жа Протопсалти, Вы впервые в Москве – и с концертом, и в качестве туристки?
- И то, и другое. Конечно, сейчас мой приезд связан исключительно с сегодняшним концертом. Когда приезжаешь в какой-то новый город с выступлением, не получается насладиться его красотами. Мыслями я всегда в предстоящем концерте в театре, на репетициях. И, несмотря на это, удалось вырвать какое-то время, чтобы посмотреть на город. В Кремле я побывала вместе с Павлом Овсянниковым и осталась под сильнейшим впечатлением. Когда видишь Красную площадь на фотографиях и Кремль в телевизионных новостях и передачах – получаешь какое-то представление о том, куда отправляешься. Но все это не имеет никакого сравнения с тем, когда ты видишь все это «живьем». Просто остаешься с открытым ртом! Москва - как будто игрушка, многие уголочки ее и правда изумительны.

- Не терпится спросить о впечатлениях от единственного в этот приезд вашего концерта в Москве…
- Концерт был потрясающий. Мне кажется, вы и сами почувствовали это. Было какое-то волнение, напряжение - из-за самого имени театра, и оркестра, и публики… но, кажется, что эта грань была преодолена за первые же три минуты. Думаю, не только я, но и оркестр, и оба маэстро смогли выразить себя сегодня.

- Удивительно, что вы выступали сегодня сразу с двумя дирижерами…
- Да, так получилось, потому что с этим же оркестром мы планируем летом дать целую серию концертов на Кипре, в замечательном античном театре Курим. Но, к сожалению, Павел не сможет присутствовать на каждом, и потому сегодня мы были на сцене также и с другим дирижером, с которым будем выступать на одном из концертов на Кипре.

- Будет ли и после этого продолжаться ваше сотрудничество с оркестром Павла Овсянникова?
- Я очень надеюсь, что это только начало. Мы стали единым целым с этими людьми, мы подружились с маэстро. Знаете, для артиста очень важно это взаимопонимание с музыкантами, дирижером. Если оно есть – вот тогда расцветают самые яркие цветы творчества.

- Может быть, появятся и совместные концертные записи, альбомы?
- Дело в том, что сегодняшняя программа - “Сказки одного голоса” - уже записывалась с Пражским оркестром. Поэтому на альбоме, который мне хотелось бы создать вместе с оркестром Павла Овсянникова, появится следующий проект – у меня есть идея сделать его во Дворце Музыки в Афинах. Очень не хочется расставаться с этими людьми.

- Есть ли принципиальная разница – работать с симфоническим оркестром или обычным музыкальным коллективом? Как Вам больше нравится?
- Безусловно, разница огромная, но мне нравятся оба варианта: петь только с моим поп-рок оркестром, и с большим симфоническим. Это было моей мечтой детства – спеть с оркестром. Мы уже выступали и с Пражским оркестром Франтишека Прайслера, и в Лондоне с Оксфордским, и уже долго сотрудничаем с Кремлевским – это восемь концертов на Кипре и в Салониках, плюс сегодняшний – девятый, плюс… тридцать пять репетиций! Мне кажется, некоторые песни от сочетания поп-рок стилистики и симфонической обработки обретают совсем иное звучание, о котором я часто думала и всегда хотела, чтобы они прозвучали и в этом качестве. И думаю, что те песни, которые я выбрала для концерта, выдержаны именно в духе нашего времени.

- Каковы были ваши ожидания от сегодняшнего концерта, от московской публики?
- Для меня эта поездка была как будто экзаменом: в странах, где люди знают и умеют ценить музыку, классическую музыку, песни и артиста. На меня произвело невероятное впечатление – да и заранее я знала, что московская аудитория идеальна: вплоть до того, что они знают, где задержать дыхание, где вздохнуть, когда начать аплодировать. Она очень благородна, с ней чувствуешь себя еще лучше, и еще отрадней становится петь.

- Кстати, ваша аудитория и в Москве знает греческий…
- Да! В какой-то момент я поразилась: услышала, как подпевают греческим песням, и не поверила. Только в Испании я видела такое: там многие знают греческий, поют наши песни, не будучи греками.

- Изменилось ли ваше восприятие творчества, музыки как таковой с начала Вашей карьеры и до сегодняшних дней?
- Трудно ответить однозначно. Могу сказать только, что с 1975 года, когда я начала выступать, и вплоть до сегодняшнего дня, я убеждаюсь вот в чем. Песня – это прекрасная гора, где нет вершины, и где нет цели – достичь вершины. Имеет смысл лишь сам путь – и люди, которые сопровождают тебя на нем. А когда добираешься-таки до «вершины», то видишь еще множество гор, и так путь твой не заканчивается никогда.

- Есть ли сегодня принципиальные изменения на самой музыкальной греческой сцене в целом?
- На греческой сцене появилось много молодых людей, любящих музыку, и, надеюсь, что они многое ей дадут. Со многими из них мы сотрудничаем сейчас. Сейчас мы готовим целый диск с песнями молодых композиторов и молодых поэтов – совершенно новые песни и новые имена. Есть интерес, есть любовь – поэтому есть смысл видеть будущее греческой сцены с оптимизмом.

- По какому принципу избирались песни к сегодняшнему концерту?
- Критерии были исключительно субъективные и личностные. Я увидела это выступление как сказку – оно и называется «сказкой» – и песни в нем словно рассказывают большую историю, сплетаются одна с другой и разворачиваются в прекрасную сказку.

- И последнее, г-жа Протопсалти. Может ли случиться, что однажды в вашем выступлении появится и русская песня?
- Не только может, но и случИтся! Но вот что это будет за песня, сегодня я вам не скажу…

Татьяна Городняя. Специально для greek.ru.

ФОТОАЛЬБОМ

Greek.ru благодарит Академию Фотографии и лично Тамару Николаеву за оказанную поддержку в проведении съемок.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 2392

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.