Греческий якорь

11.03.2004 00:00

Греческий якорь

В мировой истории военного флота есть примеры подлинного героизма, есть страницы трагические и - как от века заведено - комические. Сегодня мы хотим рассказать о случае, который иначе как смешным не назовешь.

Эта история случилась в начале прошлого века, за два года до Первой мировой войны.

Тщеславная и наивная эпоха колониальных империй доживала по-следние годы. Война была неизбежна.

Это были времена стальных гигантов - линкоров-дредноутов. Эскадры закованных в броню тридцатитысячетонных громадин определяли тогдашнюю мировую политику. Великобритания и Германия строили колоссальные флоты, в которых насчитывались десятки дредноутов, и каждый последующий был больше, быстроходнее, лучше вооружен и защищен, чем предыдущие. Это была настоящая гонка вооружений. Разумеется, не отставали от лидеров и европейские страны поменьше - свои собственные дредноуты строили Франция и Австро-Венгрия, Италия и Испания. Вспышки коллективного милитаристcкого безумия не избежала даже скромная Греция, в 1912 году заказав в Германии линкор "Саламис", а в 1914-м, уже во Франции, - 23500-тонный "Василеос Константинос".

За несколько лет до этого в состав греческого флота вошел один из сильнейших в мире крейсеров того времени - "Георгиос Аверов". Верфь "Орландо" строила его для итальянского флота, но в октябре 1909 года крейсер купил греческий миллионер Георгиос Аверов и передал его в состав военного флота Греции. Корабль без лишних сантиментов назвали в его честь. Неплохой, прямо скажем, подарок родине!

Во время Балканских войн "Аверов" был флагманским кораблем греческого флота, участвовал в боях с турецким флотом у Дарданелл зимой 1912-13 года.

А история, ради которой мы повели наш сегодняшний разговор, случилась с "Аверовым" несколько раньше. История, скажем прямо, некрасивая, но: Все по порядку.

В 1912 году броненосный крейсер "Георгиос Аверов" отправился к берегам Великобритании. Здесь на традиционном международном морском параде на Спитхедском рейде флагман греческого флота должен был представлять свою державу.

По пути в заливе Святого Георга с "Аверовым" случилась неприятность. Потеряли один из носовых якорей. Потеря, скажем прямо, для крейсера не самая фатальная. Но не за сутки до международного парада!

Всего становых якорей у нашего грека было пять - три с носа, два с кормы. Вполне по силам было "Аверову" обойтись оставшимися, но в том-то и беда, что отсутствие одного из становых якорей на большом параде - грубейшее нарушение мор-ского этикета. А к "Аверову", как к новичку, присматриваться будут особенно пристально. И не дай бог, заметят изъян - разговоров не оберешься!

Портовые буксиры обшарили дно залива вдоль и поперек, но якорь - буквально - как в воду канул. Подходящего запасного нашему греку в портовых арсеналах подобрать не удалось - якоря ведь, как штучные ботинки, делаются по точному промеру, с обязательным расчетом веса. И на "Аверова", как назло, подходящего не нашлось. Что делать? Заказывать якорь казенным мастерским - дело хлопотное и долгое. Времени же на официальное оформление заказа было кот наплакал, да и изготовить становой якорь - не гвоздь загнуть. Пришлось "Аверову" выкручиваться самостоятельно. И выкрутился ведь... почти!

На следующий день "Аверов" вошел на Спитхедский рейд с полным комплектом якорей установленного образца. Один, два, три, четыре: пять! - считали организаторы парада, извещенные о случившемся накануне несчастье. Под звуки военного оркестра наш герой тихим ходом подошел к отведенному месту, развернулся и с шиком отдал оба носовых якоря. Один из якорей, как и положено, немедленно ушел на дно. А второй - поплыл по течению, пока якорь-цепь не утянула его за собой:

Объяснение оказалось проще некуда. За отведенное для решения ситуации с потерянным якорем время изготовить новый можно было только из дерева. Что, собственно говоря, и сделали, успев покрасить его черным лаком и подвесить под клюз. В суматохе никто из командования крейсера то ли по забывчивости, то ли по недосмотру подмены не учел. В результате - позор на весь рейд: С тех пор в английском языке есть выражение "грече-ский якорь". Так называют красивые, но бесполезные вещи, по-нашему - безделушки.

И что самое обидное - "Георгиосу Аверову" удалось пережить всех свидетелей той давней истории. Время не пощадило его соседей по рейду. А он - выведенный из состава флота в 1946 году - был установлен в качестве музея неподалеку от Афин, где и пребывает в целости и сохранности по сию пору:

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 3639

ИСТОЧНИК: http://www.arhpress.ru/





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.