Афинская школа. Премьера на телеканале "Культура"

18.05.2009 22:58

Афинская школа. Премьера на телеканале "Культура"

Смотрите на телеканале «Культура» премьеру документального цикла «Афинская школа», 18 - 21 мая в 23:50.

«Рождение философии – спорная, удивительная, волшебная точка в истории европейского духа. Первые философы стояли между древностью с ее мифом и перед наукой, которая будет утверждать свое право на истину. Они были поэты, пророки, визионеры, и в то же время логики, аналитики, учителя морали и поведения», – рассказывает профессор МГУ Александр Доброхотов. Из нового документального цикла «Афинская школа» зрители смогут узнать о жизни и философских воззрениях Гераклита Эфесского, Сократа, Платона и Аристотеля. Отрывки произведений философов комментируют современные ученые и профессора университетов России и Греции. В фильме также рассказывается о влиянии античной философии на формирование европейской культуры. Рассказ сопровождается показом полотен Рафаэля, Микеланджело, Чюрлениса, Магритта, Риберы, Штука, Менцеля, Файербаха и других европейских художников разных эпох.

Смотрите первый фильм, «Афинская школа. Гераклит», 18 мая в 23:50.
«Гераклит – мыслитель чистой интуиции, чистой веры», – считает профессор МГУ Геннадий Майоров. – «Его диалектика рвала все узы формальной логики, скучной и однообразной, исключающей всякое прозрение…». В программе рассказывается о жизни античного мыслителя: хотя Гераклит принадлежал к роду басилевсов (царей-жрецов), он добровольно отказался от власти в пользу своего брата, посвятив себя философии. О мировоззрении Гераклита рассказывают профессора МГУ Геннадий Майоров и Александр Доброхотов, профессор Афинского университета Константин Вудурис.

Смотрите второй фильм, «Афинская школа. Сократ» 19 мая в 23:50. Учение Сократа знаменует собой поворотный момент в античной философии: своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он первым обратил внимание на безусловное значение личности человека. Он исследовал нравственные добродетели и пытался дать их общие определения путем рассмотрения их с разных сторон. Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки»; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». О том, как воспринимали Сократа его современники, о жизни и учении Сократа рассказывают профессора МГУ Александр Доброхотов и Геннадий Майоров, профессор Афинского Университета Евгения Николаиду-Кирианиду.

«Сократ на самом деле страстно хочет истины, на самом деле задается вопросом ценностей, и поэтому Сократ – величайший воспитатель, как его часто называют в «Диалогах» Платона. Но он в корне отличается от софистов: они учили только тому, как преуспеть в обществе, тогда как Сократ настаивает на принципе «познай самого себя», - считает Евгения Николаиду-Кирианиду. – Отсюда начинается общественное служение Сократа, потому что принцип «познай самого себя» это не только забота о себе, но и о других». По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага. Большое внимание в фильме также уделяется истории процесса по делу Сократом и его осуждения за «развращение молодежи» и «непочитание богов».

Смотрите третий фильм, «Афинская школа. Платон», 20 мая в 23:50. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение: род его отца Аристона возводили к последнему царю Аттики Кодру, а по матери он принадлежал к роду афинского реформатора Солона. Платону по статусу рождения положено было стать политиком, но после встречи с Сократом он стал его учеником и посвятил себя философии.

«Платон был по-настоящему философом номер один, в том смысле, что именно у него философия достигла своего величия», – считает Геннадий Майоров. «Если термин философии и существовал до Платона, то только благодаря Платону он приобрел такую интенсивную семантическую нагрузку, которую мы продолжаем ему приписывать и сегодня. На первый план у Платона выходит первая часть слова, «фило» – роль любви. Заниматься философией – значит любить. Только любя можно воспитывать и наставлять человека», – говорит Аниелло Монтано, профессор Салернского университета. О жизни и ключевых понятиях философии Платона рассказывают профессор МГУ Геннадий Майоров, профессор Афинского университета Константин Вудурис, профессор Салернского университета Аниелло Монтано.

Смотрите четвертый фильм, «Афинская школа. Аристотель», 21 мая в 23:50. Любимый ученик Платона, Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику. Если Платона интересовали, прежде всего, идеальные объекты, то Аристотеля увлекала живая материя. Он был одним из величайших биологов своего времени. Став учителем Александра Македонского, он во многом определил взгляды последнего на философию, естествознание, государственную политику, хотя впоследствии их интересы и разошлись. О ключевых понятиях философской концепции Аристотеля и его отношениях с Александром Македонским рассказывают Панайотис Пандазакос, профессор Афинского университета, Андрей Лебедев, ведущий специалист Института философии РАН, Артуро Табако, историк философии Неаполитанского университета.

Пресс-служба телеканала «Культура»

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 2805

ИСТОЧНИК: http://www.tvkultura.ru/





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.