Секреты древнегреческих гончаров

29.09.2008 14:18

Секреты древнегреческих гончаров

Учёные из Черноголовки – сотрудники Института экспериментальной минералогии РАН и Института проблем химической физики РАН сделали открытие, которое по праву можно считать сенсационным. Изучив вместе с коллегами из Харьковского национального университета им. В.Н. Карамзина (Украина) образцы древнегреческой чернолаковой керамики IV—II веков до н.э., они выяснили, что «черный лак» на осколках керамических сосудов — это вообще не лак, как думали до сих пор историки. Оказалось, что черные рисунки нанесены слоем тонкого стекла или эмали толщиной 14-25 микрон. Определить это удалось с помощью двух методов микроанализа — электронно-зондового и рентгеноспектрального, пишет «Информнаука».

Как отмечают исследователи, в истории и археологии понятие чернолаковой (или чернофигурной) керамики распространено очень широко. Считается, что приблизительно в VI веке до нашей эры древние греки научились делать разнообразные керамические предметы (в основном, вазы — амфоры, кратеры и т.д.), рисунок на которых наносили черным лаком. Получались украшенные черным орнаментом вазы. Однако состав этого лака до сих пор точно не был известен. Больше того, технология вообще считалась утерянной, а секрет нанесения черного лака до конца не разгадан. Но название этому веществу было — лак. То есть, по определению, высохшая тонкая пленка раствора чего-то в каком-то растворителе. Проверка показала, что это заблуждение.

Ученые взяли шесть древнегреческих черепков — образцов чернолаковой керамики, найденных при раскопках Херсонеса, а также один образец из раскопок Бельского городища (это скифское поселение примерно того же времени, VI-I века до н.э. на Украине, неподалеку от села Бельск в Полтавской области). Изучили, во-первых, толщину черного слоя на керамической основе, а во-вторых, состав как собственно керамики, так и этого черного слоя. Для расчета полученных данных авторы использовали пакет компьютерных программ, разработанных в ИЭМ РАН. Кстати, следует упомянуть, что оба метода — практически неразрушающие, то есть пригодные для изучения археологических находок.

Результаты исследования не оставили места сомнениям. «Черный лак» — это стекло или эмаль с высоким содержанием железа и натрия. По мнению ученых, вероятнее всего древнегреческие мастера использовали для получения черной эмали шихту, в состав которой входил магнетит (краситель) и сода либо зола, а может, еще и каолин. Шихту древние мастера, по мнению современных физиков, наносили методом «ангоб» — когда на поверхность керамики до обжига наносят тонкий слой глинистой суспензии. Известно, что этот метод был весьма распространен в античном керамическом производстве.

Однако можно ли считать, что секрет древнегреческой «чернолаковой керамики» раскрыт? По мнению специалистов — пока очень сложно ответить на этот вопрос однозначно: исследования только начались. Конечно, шесть кусочков — это не все античные вазы, однако для исследованных образцов можно считать доказанным — изображения на керамике сделаны не лаком, а эмалью. Для историков это очень важные сведения, позволяющие лучше понять технические возможности мастеров античности.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 4007

ИСТОЧНИК: http://www.strf.ru/





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.