Венецианов Алексей Гаврилович

04.02.2008 22:34

Венецианов Алексей Гаврилович

4 декабря 2007 года исполнилось 150 лет, как закончилась жизнь выдающегося художника 19 века Алексея Гавриловича Венецианова. Его жизнь и творчество связано с нашим краем. В начале 30-х годов 19 века на Ставрополье проживает родной и двоюродный братья художника – Павел Гаврилович и Павел Николаевич  Венециановы. Сын Павла Николаевича – Николай Павлович Венецианов в «Моих записках» рассказал о некоторых подробностях пребывания художника в Ставрополе и о его произведениях, здесь им  написанных.

Картины А.Г. Венецианова размещены в Третьяковской галерее в ряду с такими великими русскими художниками, как карл Брюллов, Павел Федотов и др.

Венецианов знаком в большей степени специалистам, поэтому обычный обыватель может пройти мимо картин, как ему покажется «итальянского художника». В блестящей плеяде мастеров русской живописи первой половины 19 века Венецианов занимает скромное место. Вместе с тем, не Кипренский, не Брюллов, не Александр Иванов, а сравнительно мало известный при жизни и почти забытый после смерти не итальянец, а грек Венецианов на пол столетия вперед указал движение искусства. Он первый из художников увидел и сделал героем своих произведений единоверный русский народ.

Столь глубокое проникновение в глубины народной жизни, тем более удивительны, что Венецианов по своему происхождению не был русским человеком, но оставался русским художником. Родители художника, прибыв из Греции, поселились в г. Нежине. Отец Алексея Гавриловича долго именовался «нежинским купцом-греком», потом переехав в Москву «Московским купцом-греком». Поселившись в Москве Гаврила Юрьевич Венецианов женился на дочери местного купца, с которой прижил пятерых детей.

7 (18) февраля 1780 г. у них родился сын Алексей. С юных лет, будущий художник много рисовал карандашом, пером и зачастую ему доставалось за его «художества», но настойчивость и привязанность взяли свое и в нем стали серьезно просматриваться задатки  большого мастера. В 1791 г. Гаврила Юрьевич подписывается на книгу «любопытный художник и ремесленник» для своего сына. Это стало первым поощрением той огромной страсти к рисованию юному Алексею.

Общее образование Алексей Гаврилович получил в одном из Московских пансионов. Уже в возрасте 22 года Венецианов отправляется в Петербург. Но Питер его не принял. Приходится возвращаться в Москву. Работая чиновником в почтовом ведомстве, Венецианов берет уроки живописи у знаменитого Боровиковского. Особое обаяние и неувядаемое совершенство творчества Боровиковского явилось для Венецианова образцом на всю жизнь. Мастерство, наполненное под руководством  учителя и опыт работы в печатной графике для народных изданий, давали молодому художнику необходимую уверенность.

Начиная с 1820 г. Венецианов делает резкий рывок вперед. За несколько грядущих лет он опережает почти всех своих современников. Что дает ему эти силы ? Страстная преданность своей идее, великая вера в свое призвание, свой путь, свой художественный долг.

Основной причиной поездки на Кавказ Алексея Гавриловича было желание повидать своего младшего брата Павла с которым он не виделся 16 лет.

Уже зрелый художник в Ставрополе в 1829 г. пишет на память большой образ на деревянной доске, пять святых – Марию М агдалину, своих родственников и многих других. Вторая поездка Алексея Гавриловича Венецианова в Ставрополь относится к 1830 году. В Ставрополе он пробыл месяц. В то время на Кавказе проживало немало видных, серьезных служащих, купцов, военных, греческой национальности. В биографии Венецианова не зафиксировано особых эпизодов, связанных с какими-либо контактами с соплеменниками. Для художника было и остается главным не национальная принадлежность, а Россия с ее великим народом, с ее историей. Следы родственников художника в Ставрополе удалось разыскать известному ставропольскому краеведу Г.А. Беликову. Дом Павла Николаевича, где останавливался Венецианов, находился на первой станичной, около армянской церкви. В «Табеле домов и дворовых мест г. Ставрополя» за 1877 год дом этот, принадлежавший племяннику художника – Николаю Павловичу, находился на южной стороне улицы под № 2. Сегодня на этом месте стоит старинный особнячок (ул. Калинина, 60). Живы ли кто-то из потомков мастера не известно, а жаль..?

Автор статьи: Илиади Илья Харлампович

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 2808

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.