Одиссеас Элитис. НЕИЗВЕСТНЫЙ КЛАССИК?

25.12.2006 17:06

Одиссеас Элитис. НЕИЗВЕСТНЫЙ КЛАССИК?

Литература на новогреческом языке гораздо менее востребована, чем ее предшественница античных времен. Если имена Гомера, Софокла, Аристофана, Еврипида, Эзопа на слуху у многих поколений и во всем мире, то имена Дидо Сотириу или Одиссеаса Элитиса мало что говорят даже специалистам по европейской литературе.  

Новогреческая литература остается в тени, даже, несмотря на две высшие литературные  
награды мира - Нобелевские премии, которыми оценено творчество двух поэтов Эллады ХХ века - Георгиоса Сефериса и Одиссеаса Элитиса.

Одисеас Алепуделис, который более известен под псевдонимом Элитис, родился 2 ноября 1911 года в Ираклионе на острове Крит. Отец будущего нобелевского лауреата родом из семьи зажиточных землевладельцев с легендарного острова Лесбос. Он решил сам устроить свою судьбу и основал на Крите преуспевающее мыловаренное производство.

Когда Одиссеасу было 6 лет, семья перебралась в Афины, где он закончил начальную и среднюю школу. С 1930 по 1935 гг. будущий поэт изучал юриспруденцию в Афинском  
университете, однако, диплом так и не защитил. В 20-летнем возрасте Одиссеас  заинтересовался поэзией. Он зачитывался французским поэтом Полем Элюаром, увлекся тогда еще только зарождающимся сюрреализмом, с огромным интересом на последнем курсе университета слушал лекции представителя сюрреализма Андреаса Эмбирикоса.

Когда он сам начал писать стихи, то отказался от своей известной в коммерческих кругах фамилии и придумал себе псевдоним Элитис. В это время он знакомится с Эмбирикосом, ставшим его другом на всю жизнь, и входит в группу литераторов,  связанных с  «Та неа граммата»  (Новое литературное обозрение), журналом, где печатались произведения поэтов (в том числе и Георгиоса Сефериса), которым было суждено сформировать новое поколение греческой литературы. Эти писатели выступали против кафаревусы - искусственно архаизированного,  официального и отчасти литературного языка, созданного на основе классического  греческого, предпочитая ему живость демотики - живого разговорного языка.

Первые стихи Элитиса были изданы в  «Та неа граммата»  в 1935 году. Хотя творчество некоторых писателей-сюрреалистов, связанных с  «Та неа граммата», вызывало насмешки, поэзию Элитиса приняли с самого начала благосклонно, поскольку ему удалось увязать приемы сюрреалистической школы с греческой ментальностью. Как позднее объяснял сам поэт: «Я никогда не был ортодоксальным сюрреалистом».  

Сюрреализм был только школой для поэзии, целью которой являлось духовное здоровье, и которая противодействовала модным тогда на Западе рационалистическим течениям. Элитис никогда не был, как он выражался,  национальной ветошью, хотя и сознавал, что  существуют национальные особенности, способные обогатить мировой дух. Греческий поэт, он продолжал литературную традицию, существовавшую на протяжении двадцати пяти столетий. В раннем творчестве Элитис начисто отверг отчаяние и скорбь, характерные для Сефериса.

Источником оптимизма у него были детские воспоминания. Стихи  «Ориентиры»
(1939) насыщены образами света, моря и сияющего солнца. Ранние произведения принесли ему славу выдающегося лирического поэта. «Это был поэтический мир, в котором воплотились чистейшие формы эллинского характера», - писал переводчик поэта Кимон Фрайэр. Поэзия Элитиса своими корнями уходила в глубь античной традиции, которая стремилась изобразить идеальный мир.

В ноябре 1940 г. в Грецию вторглись войска Муссолини. Невзирая на подавляющее превосходство противника, греки ответили на фашистскую агрессию со всей страстью своего национального характера и обратили итальянцев в бегство. Младший лейтенант греческой пехоты Элитис принимал активное участие в боях. И его музы не молчали. Он откликнулся на войну  «Героической и элегической песнью по погибшему в албанской кампании младшему лейтенанту» (1943). В этой длинной поэме Элитис использовал  
сюрреалистические ассоциации, с тем чтобы, как заметил Кимон Фрайэр,  проникнуть в  
национальный дух и таким образом говорить не только с самим собой, но и со своим  
народом. Для молодежи Греции военного времени это произведение стало чем-то вроде поэтического символа незгимаемого национального духа древней Эллады.

После освобождения Греции Элитис работал в Институте национального радиовещания в Афинах, а затем писал статьи и обзоры на литературные темы в газете  «Катемерини»  (Ежедневная газета). Начавшаяся гражданская война заставила поэта уехать в Париж, где в течение четырех лет он  изучал литературу в Сорбонне. За время пребывания в Париже Элитис увлекся изобразительным искусством и искусствоведением, познакомился со многими известными художниками, в том числе с Пабло Пикассо и Анри Матиасом.

После гражданской войны Элитис вернулся в Грецию и работал в Институте  национального радиовещания. Его следующее литературное произведение  «Достойно есть»  (1959) -  духовная автобиография в стихах и прозе, напоминающая по форме литургию православной церкви, написана на демотике, хотя в ней и используется все богатство греческой языковой традиции. Следующая книга Элитиса – сборник стихов под названием «Шесть и одна для неба», появилась вслед за автобиографией (1960).

В 1961 г. его пригласили по линии госдепартамента США в Соединенные Штаты, а в 1962 г. он гостит в Советском Союзе. С 1965 по 1968 гг. он работал в административном совете Греческого Национального театра. Военная диктатура, установившаяся в Греции в апреле 1967 года, вызвала протест у ведущих деятелей греческой культуры. Элитис отправился в
эмиграцию во Францию, где написал  «Царь-Солнце» (1971) и  «Дерево света и четырнадцатая красота» (1971).

На протяжении многих лет Элитис писал поэму «Мария Нефели», построенную на монологах девушки, олицетворяющей собой радикальное, освобожденное поколение. Поэма была опубликована в 1978 г. В отличие от других произведений поэта, в  «Марии Нефели» запечатлен реальный жизненный опыт: после написания  «Достойно есть»  поэт  
встретил молодую женщину, и ему вдруг захотелось написать что-то совсем другое. Хотя некоторые из почитателей Элитиса были несколько озадачены необычной для поэта направленностью «Марии Нефели», поэма приобрела широкую популярность, особенно среди представителей того поколения, чью точку зрения представляет Мария. Критик Рейзис писал:  «В этом оригинальном, динамичном и впечатляющем поэтическом коллаже нашли свое отражение и драматизированы страдание и трагикомедия, надежда и пошлость нашего агрессивного и несообразного десятилетия».

В 1979 г. Элитис получил Нобелевскую премию  за поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость. Поэт счел награду  
Шведской академии честью не только для себя,  но и для Греции, с ее многовековой историей - самой древней в Европе.

Элитис брался не только за перо, но и за кисть. Несмотря на присущее поэтам романтическое отношение к жизни и настрой своих произведений, он был убежденным холостяком.

Одиссеасу Элитису первому в Греции была присуждена Национальная премия Греции в области поэзии (1960), однако его старший коллега Сеферис опередил его, получив Нобелевскую премию раньше.

Оборвалась жизнь одного из выдающихся греков ХХ в. 18 марта 1996 года в Афинах.

Вадим Джувага
Мариуполь, Украина

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 6211

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.