Русское посольство в Константинополе и договор "О мире и любви" 863 г.

03.11.2003 00:00

Русское посольство в Константинополе и договор "О мире и любви" 863 г.

Автор программы - Армен Гаспарян
Текст читает - Влад Монтре
Режиссер - Ирина Демиденко
Корреспондент - Екатерина Иванюшина

В середине IX в. на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство, вошедшее в историю под названием Русь. Вокруг стержня важного торгового пути "из варяг в греки" объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение крупные города Новгород и Киев. С самого начала своего существования Русь имела обширные внешнеполитические связи с соседними народами. Княжеская власть, скрепившая новое государство, активно использовала разнообразные дипломатические приемы, международный опыт, опираясь при этом на традиции и устои восточнославянских племен. Постепенно руссы осваивали процедуру заключения устных соглашений о прекращении военных действий, утвердилась процедура обмена пленными. Развивая внешнеполитические связи, они вступили в контакт не только с окружающими племенами тюркского и угро-финского происхождения, но и с Византийской империей, хазарами, германцами, франками и даже с далеким Арабским халифатом. Начальным событием в истории древнерусской дипломатии принято считать заключение руссами первого известного нам договора "мира и любви" после удачного похода на Византию в 860 г., рассказала кандидат исторических наук Людмила Трофимова.

Это был стереотипный договор такого рода, который довольно часто заключался с окружающими Византийскую империю народами. Некоторые исследователи считают, что одной из статей договора (кроме обычных в таких случаях положений о перемирии и торговых отношениях) могло стать положение о принятии Русью христианской веры. Есть и мнение о том, что такое крещение южной Руси состоялось именно в 60-е гг. IX в. Однако подтвердить или опровергнуть такое предположение невозможно из-за отсутствия источников, считает Людмила Трофимова.

Исходя из геополитических последствий договора, можно предполагать, что в нем были зафиксированы следующие положения:
1) Оформленные межгосударственные отношения Руси и Византии означали международное признание Руси.
2) Стороны устанавливали добрососедские отношения ("мира и любви").
3) На Русь допускались христианские миссионеры-проповедники.
4) Византия обязывалась ежегодно уплачивать дань Руси за ее воздержание от войн.
5) Русь обязывалась доставлять военную помощь Византии в случае необходимости.

И тем не менее это соглашение является своеобразным дипломатическим признанием древней Руси. По словам кандидата исторических наук Людмилы Трофимовой, оно связано с так называемым "Аскольдовым крещением", когда незначительная часть руссов попала под влияние христианства.

Договор был расторгнут, по-видимому, в 882 г., после военного переворота в Киеве и последующего обострения русско-византийских отношений, приведшего к победоносному походу князя Олега на Царьград в 907 г. Русь переняла опыт заключения подобных договоров и уже в конце IX в. заключила ряд соглашений "мира и любви" с уграми и скандинавами. Дружественные отношения сложились с Болгарским царством.
С княжением Олега связано значительное усиление древнерусского государства. Продолжалось объединение восточнославянских племен вокруг пути "из варяг в греки". Под влияние Киева попали древляне, были освобождены от хазарской дани северяне и радимичи. Успешна была война с племенем сулян. В 907 г. объединенное войско славян напало на Царьград. Применив военную хитрость, Олег вынудил византийцев сдаться, рассказала Людмила Трофимова.

Соглашение о перемирии 907 г., начинавшееся словами: "Да умиримся с вами, греки!", помимо традиционного устного договора о "мире и любви" уже включало в себя ряд торговых и посольских договоров. Клятвенный договор был дополнен и письменным соглашением. Окончательно закрепилась традиция особой клятвы - роты. Считается, что рота - не просто клятва, присяга, а нечто, отражающее представления славян о справедливости. Если византийцы клялись крестом, то руссы - оружием пред кумирами своих богов - Перуна и Велеса. "Царь же Леонъ со Олександромъ миръ сотвориста с Олгом имешися по дань и ротъ заходивше межи собою цъеловаше сами крестъ а Олга водтвше на роту и мужи его по Рускому закону кляшася оружьемъ своим и Перуном богомъ своим и Волосомъ скотьемъ богомъ и утвердиша миръ", - читаем мы в "Повести временных лет".

Согласно договору, отмечает Василий Осипович Ключевский, князь Олег потребовал "укладов" на русские города Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и другие города, "по тем бо городом седяху велиции князи, под Олгом суще".

Полномасштабный мирный договор был подписан в 911 г. и показал качественный скачок развития русской дипломатии. Фактически этот договор является международным признанием Киевского государства, а князя Игоря наряду с Олегом можно смело назвать первыми русскими дипломатами, считает кандидат исторических наук Дмитрий Лисейцев.

Помимо подтверждения мирных соглашений 907 г. в договор был включен также "ряд" - конкретные статьи, касающиеся отдельных аспектов русско-византийских отношений. В частности, был подписан военный союз, регламентировался порядок выплаты Византией дани. Подписанию договора предшествовали встречи представителей Руси и Византии. Греческую сторону возглавил сам император Лев VI.

Состав делегации руссов отразил тогдашнее государственное устройство Руси: послы выступали от имени великого князя, светлого боярства и всего русского народа. Договор впервые был зафиксирован в грамотах, написанных как на греческом, так и на русском языке. Сам порядок принятия договора свидетельствует о том, что Русь умело использовала опыт предыдущих веков как русской, так и зарубежной дипломатии.

Николай Михайлович Карамзин писал: "В знак победы Герой повесил щит свой на вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивленный его славою и богатствами, им привезенными: золотом, тканями, разными драгоценностями искусства и естественными произведениями благословенного климата Греции, единогласно назвал Олега вещим. Договор представляет нам Россиян уже не дикими варварами, но людьми, которые знают святость чести и народных торжественных условий; имеют свои законы, утверждающие безопасность личную, собственность, право наследия, силу завещаний; имеют торговлю внутреннюю и внешнюю".

Во время похода русских дружин на Восток в 912-913 гг. были достигнуты соглашения с печенегами и Хазарским каганатом о проходе русского войска по Волге на Каспий.

В 30-х годах X в. Византия, на время разделавшись с внутренними противниками, почувствовала свою мощь и пошла на нарушение договора 911 г. Выплата дани была прекращена, что привело к войне 941-44 гг. Первый поход князя Игоря на Царьград окончился катастрофой русского войска - большая часть ладей была испепелена греческим огнем. Игорь вернулся на Русь и долгое время собирал новое войско. Были заключены союзы с печенегами и мадьярами, наняты новые скандинавские дружины. Таким образом, князь Игорь попытался создать антивизантийскую коалицию. Его не поддержали только болгары, попавшие под влияние империи.
После длительной подготовки огромное русско-скандинаво-печенежское войско сушей и морем двинулось на Византию. Опасаясь угрозы повторения нашествия Олеговых ратей, византийцы предложили мир, с контрибуцией и восстановлением выплаты ежегодной дани Руси, отмечает Дмитрий Лисейцев.

После похода начался новый цикл русско-византийских переговоров, окончившийся подписанием договора 944 г. Состав русского посольства был значительно расширен, впервые возникла идея общерусского посольства за рубежом. Новый договор включил в себя основные положения предыдущих, однако сама процедура подписания значительно усложнилась. По сути, договор 944 г. - вершина древнерусской дипломатии. Николай Михайлович Карамзин писал: "Русские послы и гости во все время своего пребывания в Константинополе пользовались от местного правительства даровым кормом и даровой баней - знак, что на эти торговые поездки Руси в Константинополе смотрели не как на частные промышленные предприятия, а как на торговые посольства союзного киевского двора".

Неудовлетворенные результатом похода 944 года, многие русские и скандинавские воины устремились на Каспий. Начался Восточный поход русско-скандинавского войска под руководством Свенельда. В ходе него удалось на некоторое время закрепиться на южных берегах Каспийского моря. Руссы вступили в дипломатические отношения с арабскими государствами и местным населением, что позволило им некоторое время удерживать занятые территории.

С середины X в. прочные контакты установились не только с восточными, но и с западными народами, говорит кандидат исторических наук Дмитрий Лисейцев.

В период правления Ольги Русь добилась некоторых внешнеполитических успехов. Русское посольство во главе с княгиней побывало в Византии и провело там переговоры по широкому кругу вопросов. В частности, по словам Д. Лисейцева, были достигнуты соглашения о титулатуре русских князей.

До посольства Ольги в официальных документах правители Руси удостаивались титула "светлость", что соответствовало невысокому, по тем временам, месту в иерархической лестнице.

К 60-м годам X в. сложились предпосылки выхода Руси на широкую мировую арену. К тому времени Киевская Русь стала одним из крупнейших государств Европы.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 3372

ИСТОЧНИК: http://www.radiomayak.ru





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.