Ригина - самая таинственная королева Кипра

17.02.2006 15:50

Ригина - самая таинственная королева Кипра

Как появился таинственный образ Ригены? Кто скрывается за этим ликом: сама богиня любви Афродита или одна из трех королев, правивших островом в стародавние времена?

Кипрским народом был создан особый вид устных преданий, объединенных вокруг мистической красавицы средневековья — Ригены. Удивительно, но у этой столь широко известной героини местного фольклора, по сути, отсутствует имя: Ригена (от англ. regina) означает “королева”. Именно так, нарицательным именем, называли на протяжении многих веков легендарную личность. Впрочем, и не личность вовсе, а скорее собирательный образ сразу нескольких женщин — реальных исторических лиц и придуманных мифических персонажей.

О Ригене сложено огромное количество легенд, но так и не были осуществлены какие-либо попытки исследования данной уникальной в своем роде фигуры и феномена ее непреходящей популярности среди народа с научной точки зрения. Ригена остается неразгаданной тайной, а сказания о ней по-прежнему волнуют воображение и очаровывают своей поэтичностью.

Такая многоликая...

Ригена — натура чрезвычайно противоречивая: в разных преданиях она обладает совершенно разными чертами характера. В одних народных рассказах она добрая, благородная и возвышенная особа, ее любимым занятием является выращивание деревьев. В других — Ригена истово религиозна, всю себя посвящает молитвам и строительству храмов. Еще одно качество, которым наделена Ригена, — это смелость, ведь королева имеет собственную армию и сама слывет отважным бойцом. Однако нередко она, напротив, представляется почти беззащитной, слабой женщиной, более всего желающей вести уединенный образ жизни где-нибудь в отдаленных горах или пещерах острова.

Порой приписываются Ригене далеко не такие благонравные черты: она способна быть завистливой, даже мстительной, а иногда и откровенно жестокой.

Но все-таки следует отметить, что присущи Ригене и некоторые постоянные свойства, переходящие из предания в предание. Ригена обязательно предстает несказанно красивой и необыкновенно гордой повелительницей. Ригена всегда сказочно богата, и с ней непременно связываются некие несметные сокровища, потерянные или спрятанные, не найденные до сих пор.

Прекрасная покорительница сердец или коварная обольстительница?

Поразительно, сколько ходит на Кипре легенд, повествующих о сердечных делах королевы. Каждая легенда — это отдельная история любви. И каждая легенда всегда соотнесена с определенным местом на Кипре. Как, например, был построен замок в Колосси? Об этом мы узнаем из романтического предания в духе рыцарских романов средневековья. Один король, будучи безоглядно влюбленным в Ригену, дал обещание даровать ей столько земли, сколько сможет она охватить своим взором. А чтобы прекрасная дама его сердца могла обозревать свои бескрайние владения, и возвели тогда высокую башню.

Немало легенд рассказывают об отношениях Ригены и героя кипрского эпоса Дигениса. Правда, обращают на себя внимание некоторые несоответствия. И первое из них – хронологическое: Дигенис — герой византийской эпохи, которая, как известно, предшествовала периоду франкократии, когда царствовала Ригена. Хотя такое “смещение” времен вполне естественно для легенд и преданий. Да и как было не объединить народной фантазии двух ярких героев, пусть даже поместив одного из них в чужую историческую эпоху.

Так, благодаря одной легенде прославилась башня, что находилась в лесах Акамаса неподалеку от купальни Афродиты. Бывший древний монастырь, теперь уже разрушенный, на месте которого была затем построена башня, вошел в историю Кипра под названием Башни Ригены. Легенда гласит, что башня стала местом, где поженились Ригена и Дигенис.

Но далеко не всегда любовь этих героев оказывается взаимной. Существует довольно известный миф, где речь идет о несчастной любви Дигениса к надменной красавице Ригене. Королева не просто отвергает безумно влюбленного в нее героя, но постоянно испытывает его силу и мужество, взамен обещая ответить, наконец, на его чувства. Последним заданием Ригены стало обращение течения горных рек Троодоса в сторону Пафоса. Дигенис отправляется в горы выполнять это немыслимое поручение. Он сумел повергнуть скалы и повернуть вспять течение рек, чего никак не ожидала коварная Ригена. Она вновь отвергает героя, насмехаясь над его глупой доверчивостью. И тогда в ярости Дигенис отрывает одну из скал Троодоса и бросает ее во дворец жестокой королевы. Но Дигенис несколько промахнулся: вместо Пафоса, где располагался дворец Ригены, скала падает в море в заливе Хрисоху, близ Латси. Падая, скала разбивается на несколько осколков. Потому и стали называться огромные утесы в тех местах “камнями Дигениса”.

Однако здесь мы снова сталкиваемся с различными версиями событий. Согласно другой легенде, Дигенис бросал камни в тот корабль, на котором уплывала с Кипра Ригена, не ответив на его любовь. Есть и такие рассказы, в которых говорится о том, что Ригена и Дигенис вообще были врагами и ненавидели друг друга...

Легендарные окаменелости, или где искать сокровища?

Невозможно не заметить, что в преданиях о Ригене очень часто фигурируют камни и связанные с окаменением превращения. Об этом повествует и легенда о сборе урожая. Действие происходило поблизости от дворца Ригены, что располагался некогда на холме Аронас в Афалассе (район Никосии). Работа уже подходит к концу, когда королева узнает о приближении врага. “Что же предпринять?” — размышляет Ригена, не желая оставлять неприятелю только что собранный урожай. И вот решение найдено: королева обращается с просьбой превратить груды пшеницы в каменные глыбы к самому Богу. Просьба была услышана. Такова история появления в той местности холмов. На примере этой легенды мы видим, какими невероятными способностями и могуществом наделяет народ свою героиню.

Сохранилось и много преданий с трагическим концом, где Ригене выпадают на долю большие несчастья. Существует, например, легенда о “яме Ригены” в Аногирасе. Что скрыто в том рве? Догадаться несложно — сокровища Ригены. Во время пребывания королевы в Аногирасе случилась беда. Ее сын, упав в ту яму, разбился и умер. Безутешная мать собрала все до последнего свои украшения, деньги, дорогостоящую утварь и закопала в проклятой яме. После этого Ригена навсегда покинула то место. А легенда о кладе в тех местах жива до сих пор.

Впрочем, если подходить к вопросу основательно, нельзя исключать и возможность того, что золото Ригены спрятано где-то в районе Хрисоху. По крайней мере, данное предположение подтверждается самим названием этого места, этимологически связанным с золотом (“хрисо” по-гречески значит “золото”). А, может быть, искать все-таки нужно в Акапну, где также стоял когда-то дворец кипрской королевы? Если верить легенде, именно там сокрыла Ригена свои драгоценности, когда в спешке покидала дворец, спасаясь от нападения высадившейся в Лимассоле вражеской армии. Кстати, во время того побега Ригена и погибла: она разбилась на лошади, перепрыгивая небольшую речку. Эта речушка, что протекает недалеко от деревни Акапну, с тех пор зовется в честь королевы.

Хотя по другой легенде клад, вероятнее всего, можно отыскать в районе Трикому. Однажды королева велела перевезти свои сокровища из замка Кантара в Фамагусту. Для этой цели были нагружены целых 12 животных! Но в пути королева получает известие о том, что Фамагуста захвачена неприятелем. Ничего не оставалось делать, как закопать сокровища, чтобы они не достались врагу. Прошло с той поры немало лет, но только клад в Трикому не удалось обнаружить пока никому...

По всему Кипру разбросаны замки Ригены или то, что от них осталось. Это и три замка Пентадахтилу, и замок святого Иллариона (известный еще как Замок Любви). Были, по легенде, такие замки в Фасуле, Карпасии. В различных местах острова можно встретить башни Ригены: в Лефкаре, Писсури, Кити. В Пафосе и Куклии сохранились пещеры Ригены. Кресла Ригены, купальня Ригены и даже отпечатки ног Ригены в так называемом “строении Ригены”. А в Акротири есть даже утес, который является ничем иным как ...самой окаменевшей королевой.

Кто же скрывается за образом королевы?

Возникает закономерный вопрос: как появился таинственный образ Ригены? Является ли он лишь чистым плодом фантазии кипрского народа? Ответ, несомненно, следует искать в истории острова. И сразу становится очевидным, что мифическая королева наделена некоторыми чертами самой богини любви Афродиты. Параллели просматриваются достаточно легко. В первую очередь, это увлечение Ригены земледелием, а ведь Афродита, как мы знаем, считалась в древнем мире еще и богиней плодородия. Это и наличие купальни Ригены — по аналогии с купальней Афродиты. Сама связь Ригены с полуостровом Акамас указывает на произошедшее отождествление героини средневековья с античной богиней. Культ Афродиты, царивший в столь далекие века, народ отчасти перенес на более близкую по времени Ригену и сотворил из средневековой королевы подобие любимой богини.

Но Афродита не является единственным прообразом Ригены. В период франкократии на Кипре было, по крайней мере, три королевы, которые могли стать прототипами легендарной Ригены. Первая из них — знаменитая Элеонора, родом из Испании. Она была женой короля Петра I, правившего с 1359 по 1369 годы, и матерью Петра II, который занимал престол, унаследованный от отца, еще 13 лет. Элеонора вошла в историю как сильная и решительная женщина, особо прославившаяся своими многочисленными любовными интригами. Не потому ли и Ригена зачастую награждается такими характеристиками, как горячность и сумасбродство?

Второй королевой-прообразом Ригены была, конечно же, Елена Палеолог, гречанка. Она приходилась племянницей византийскому императору Константину и женой кипрскому королю Иоанну II (1432 - 1458 годы  правления). Елена также слыла волевой особой, а почитание кипрского народа заслужила тем, что являлась непримиримым врагом латинского духовенства и защитницей православной церкви. Здесь вспоминается религиозность Ригены, не правда ли? А строительству церквей покровительствовали как Элеонора, так и Елена Палеолог.

Третья, наиболее известная и самая любимая среди народа, последняя королева Кипра — Екатерина Корнаро. Будучи вдовой последнего короля из династии Лузиньянов, она самостоятельно правила Кипром с 1474 по 1489 годы, а затем отреклась от престола в пользу своей родины — Венеции. Сохранились даже свидетельства того, как плакал народ во время прощания со своей королевой. И вновь нельзя не отметить явные параллели: Екатерина действительно отплывала с острова на корабле, как впоследствии и героиня мифов — Ригена.

Возможно, прообразом Ригены была и некая представительница аристократии еще тех времен, когда островом управляла Византия. Важно то, что народ воспел в своих легендах образ знатной дамы, придав ему романтическое очарование. Недосказанность и наличие определенных противоречий в описании Ригены объясняется как раз тем, что образ королевы является обобщенным собранием абсолютно разных черт нескольких женщин. Героиня живет в “золотой век” кипрской истории, что вполне закономерно: в пришедший затем период турецкого владычества происходит идеализация Лузиньянов и самой эпохи франкократии.

* * *
Однако стоит ли нам сегодня развенчивать этот великолепный миф о несравненной королеве Кипра? А если ваша душа жаждет романтики, почему бы не посетить возможно, уже знакомые исторические места, но теперь в связи с их таинственной обладательницей — Ригеной. И помните: клад пока так и не найден...

Елена Христофору (Газета "Вестник Кипра")

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 3723

ИСТОЧНИК: http://www.cyprusadvertiser.com





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.