Афон, Афон, гора святая…

21.11.2005 12:25

Афон, Афон, гора святая…

Афон, Афон, гора святая…,  так, по имени снежной вершины, воз-вышающейся над покрытыми лесом холмами, называют и весь по-луостров: "ΤΟ ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ", "Святая гора". И это неудивительно, ведь именно гора — самый лучший образ пути духовного восхож-дения, которым шли и идут тысячи монахов и мирян на этом уди-вительном полуострове. Что же привлекает ищущих духовного со-вершенства на Афон?

Давайте проследуем вместе с паломниками на эту заповедную зем-лю, и тогда нам приоткроется завеса тайны.

Древние греки населяли Афонский полуостров с незапамятных времен. Согласно Геродоту и Фукидиду там существовали города Дион Эллинис, Клеонес, Харадрия и другие. Древние города Афона в классическую эпоху подчинялись Афинскому Союзу.

В христианскую эпоху через Афон пролегал путь ап. Павла. Со-гласно древнему преданию полуостров Афон освятила своим при-сутствием Матерь Божия. Направляясь для Евангельской пропове-ди в Иберию, Дева Мария остановилась у берегов полуострова, и здесь Пресвятой Богородицей был услышан глас с неба о том, что Господь сделает это место пристанью спасения и покаяния и вруча-ет это место особому покровительству Матери Своей (Кодексы ДГ-66 ИГ-31 Лаврской Библиотеки).

Но до исполнения этого пророчества прошли еще очень многие го-ды. Первым монахом, поселившимся на Афоне, считается Петр Афонский, который пришел на эту гору в 7 веке. Но первые посе-ления монахов были "особножительными", то есть, каждый монах сам заботился о своей духовной жизни и средствах пропитания.

Первые "общежительные" монастыри появились в X веке по Р.Х. В этих монастырях уже никто не называл ничего своим, но все жили сообща под духовным руководством игумена и старцев. Преобра-зователями Афонского монашества называют преподобных Афана-сия Афонского и Павла Ксиропотамского.

Период с X по XII вв. был "золотой эпохой" Афона и сделал его из-вестным центром духовной жизни во всем христианском мире. Сотни монахов со всего мира устремились на Афон: иберийцы, сербы, русские, румыны, грузины селились в афонских кельях, а за-тем продолжали афонские традиции, возвращаясь в свои земли, как это было с преподобным Антонием Киево-Печерским.

Еще в X  веке император Константин Мономах, стремясь оградить уединение монахов, издает указ, запрещающий женщинам вход на Афон. Император Алексей Комнин (1081–1118) называет в своем указе Афонскую гору "святой" и усиливает строгость правила им-ператора Константина: он запрещает вход на полуостров "всякому существу женского пола". Эта традиция, вкупе с жестким ограни-чением числа мужчин-паломников делает Афон и по сей день уе-диненным местом и сохраняет его от превращения в "духовный му-зей" подобно "Метеорам". Жестко ограничен и экономический ре-жим Св. Горы, что сохранило скромный и простой уклад монаше-ской жизни. Все мирские  удобства ограничены на Афоне тем, что можно привезти на небольшом корабле. Там нет регулярного элек-троснабжения, число автомобилей невелико, а дороги извилисты и запутаны и безопасны лишь для умелого водителя. До многих дальних скитов вообще можно добраться только пешком, а иногда лишь в сопровождении опытного проводника. Есть монахи и уеди-нившиеся для молитвы и живущие на скалах, где лишь одна верев-ка связывает их с внешним миром. Жизнь монахов так связана с небесным миром и так далека от мира земного, что хотя земным отечеством Афона является Греция, но монашеская жизнь это стремление стать гражданами отечества небесного и уже тут на земле возлюбить Бога от всего сердца и всего помышления.

По этой причине Афон при всех политических перипетиях, слу-чавшихся в течение его более чем тысячелетнего монашеского бы-тия, оставался особой, заповедной территорией. Так было и при Ви-зантийских императорах, так было и при турецком господстве, так это и сейчас. Хотя полуостров расположен в восточной части пре-фектуры Халкидики,  но подчиняется он непосредственно Мини-стерству Иностранных Дел. В церковном отношении Афон отно-сится к юрисдикции Вселенского Константинопольского Патриар-хата. Светская власть на острове представлена в основном полици-ей, которая в целом не вмешивается в течение монашеской жизни, но осуществляет контроль за порядком. В ее компетенцию входят также некоторые специфические функции: контроль видеосъемки (видеосъемка на Афоне под строжайшим запретом, видеокамеру и кассеты лучше вообще не брать), контроль вывоза антикварных вещей (вывоз старинных икон, утвари и проч. с Афона запрещен).

Афон управляется духовной властью "Священной общиной", в ко-торую входят представители двадцати монастырей, избираемые на один год. Число монастырей установлено жестко, нельзя открывать новые монастыри и закрывать уже имеющиеся. Столица Афона — маленький городок Кариэс, расположенный в самом центре. Там находится кафедральный собор Протато с уникальными фресками XIV и XVI вв. Рядом с собором самое новое здание городка — дво-рец резиденции Священной Общины. Вокруг — магазинчики, представительства монастырей, гостиницы.  Город замирает после обеда и ночью и оживает утром по приезде паломников и в дни со-браний Священной Общины.

17 из 20 главных монастырей — греческие и грекоязычные, осталь-ные три — славяноязычные. Среди греческих можно назвать Вели-кую Лавру, основанную преподобным Афанасием Афонским, мо-настыри Пантократора, Ивирон, Ватопедский. Три славянских мо-настыря следующие: сербский — Хиландар, болгарский — Зограф-ский и русский — Св. Пантелеимонов. В них богослужение совер-шается на славянском. Но в Св. Пантелеимоновом монастыре по-минают на богослужении двух патриархов: Константинопольского Варфоломея и Московского Алексия, а затем — игумена монастыря архимандрита Иеремию.

Весь Афон живет не только по древнему, освященному юлианско-му церковному календарю, но во всех монастырях, кроме Зограф-ского, живут и по священному времени, называемому "византий-ским". Его отсчет ведется от момента погружения солнца за мор-ской горизонт. Это 0 часов ночи, полночь. В это время во всех мо-настырях начинается повечерие. Летом в июле полночь наступает около 9 вечера. То есть разница с греческим временем в июле со-ставляет около 3 часов. Зимой эта разница увеличивается до 7 ча-сов. С заходом солнца жизнь монастырей замирает, наступает ко-роткое время монашеского сна. Уже в 7 часов утра (4 часа ночи по греческому времени) начинается монашеская полуношница, утреня и Божественная Литургия. Так начинается каждый день монасты-рей. Это, прежде всего, — забота о молитве, потом забота о хлебе насущном (работа в монастырских садах и огородах), забота о со-хранности древних храмов и зданий, икон, книг. Жизнь монастырей далека от роскоши, ведь все, что есть в монастырях, завезено на ко-раблях с "Большой земли" на небольшие монастырские средства. Паломников принимают бесплатно, но большинство жертвуют са-ми или непосредственными пожертвованиями, или, заплатив за за-писки на Литургию, за иконочки, сувениры, либо работают на мо-настырских послушаниях.

Монастыри богаты древними чудотворными иконами, книгами, мощами святых угодников Божиих, церковной утварью. Для па-ломников организуют специальные экскурсии в каждом из мона-стырей. В определенное время в монастырях призывают монахов и паломников на трапезу. За трапезой кормят простой, но полноцен-ной, здоровой пищей. По праздникам угощают монастырским ви-ном. Молитва, труд и простая пища производят в паломниках чу-десное преображение, возвышая их от земной суеты и приобщая к вечному. Глядя изнутри нашей суетной жизни монашеская жизнь кажется пресной и скучной, но изнутри размеренной и наполнен-ной смысла и борьбы со страстями монашеской жизни напротив отчетливо видится безумие мира, наполненного суетой, страстями и опустошающими душу пустыми развлечениями.

Почему на Афон не пускают женщин? Трудно ответить однознач-но. Это и указ императора и традиция. Но скорее всего потому,  что это место особо напряженной духовной брани, войны и ничто не должно отвлекать монахов, духовных воинов, от пути духовного подвига. Женщины тоже могут увидеть Афон, но только издалека. Из Урануполиса курсируют суда вокруг полуострова, не подплывая к берегу.

Тем мужчинам, которые собираются в паломническую поездку следует знать несколько вещей:
1. Афон не имеет регулярного транспорта, только в полдень, по приходе единственного корабля до порта Дафнии, можно уехать на автобусе до монастырей, в которые корабль не зашел по дороге. В русский Пантелеимонов монастырь можно добраться, сойдя с ко-рабля за одну остановку до Дафни. В остальное время по острову курсируют редкие монастырские машины и такси. По дорогам безопасно ходить только в сопровождении проводника.
2. За разрешением на паломническую поездку на Афон нужно позаботиться заранее. Затем в Урануполисе (последний город перед Афоном) нужно утром до отхода единственного пассажирского судна получить в ΓΡΑΦΕΙΟ ΠΡΟΣΚΥΝΗΣΗ специальный доку-мент, ΔΙΑΜΟΝΗΤΗΡΙΟΝ (обычно его дают на 4 дня) по которому пропускают на корабль.
3. В монастыри пребывания следует позвонить заранее и полу-чить разрешение на пребывание (количество мест в монастырских гостиницах ограничено).
4. На Афоне запрещена видеосъемка и ограничена фотосъемка. Купаться в море вообще нельзя. Нельзя ходить в шортах, открытой майке ДАЖЕ ДО ДУШЕВОЙ КАБИНЫ.
5. Если вы не собираетесь насладиться природой и экзотикой — есть много других мест, но вряд ли стоит ехать ради этого на Афон. Если же вы устали от суеты и стремитесь к духовному совершенст-вованию, покаянию и молитве — вы найдете это и на Афоне и в других монастырях православного мира.

Диакон Дмитрий Цыплаков специально для «Афины&Эллас»

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 3920

ИСТОЧНИК: http://www.athens-ellas.greek.ru





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.