17.05.2005 18:00
Победа над фашизмом значила для Кипра так много …
Знаменательную дату 60-летия победы над фашизмом, широко отмечаемую в этом году во всем мире, с полным основанием праздновали и на Кипре. В годы Второй мировой войны десятки тысяч киприотов вступили добровольцами в ряды английской армии и мужественно сражались с фашистами на многих фронтах Европы и Северной Африки.
Годы, предшествующие Второй мировой войне, были трудными для Кипра как в политическом, так и в экономическом отношении. Будучи с 1878 года под английским правлением, а с 1925 года — официальной колонией Великобритании, маленький остров в полной мере ощутил на себе колониальный гнет. С первых же дней своего появления на Кипре англичане стремились укрепить свое господство в стране. Для этих целей служил Верховный суд, учрежденный в Никосии и состоящий только из англичан. В уездах были созданы местные суды под предводительством судьи-англичанина и двух киприотов -грека и турка. Была реорганизована созданная еще турками Жандармерия, которой теперь командовали английские офицеры.
Политическое бесправие киприотов сочеталось с тяжелым экономическим гнетом. Самыми трудными были для Кипра 30-е годы. Мировой экономический кризис 1929 года значительно ухудшил положение населения острова: цены на сельскохозяйственные продукты упали, сократилось и без того незначительное промышленное производство, началась массовая безработица. Доведенный до отчаяния народ в октябре 1931 года поднялся на борьбу. Это было стихийное восстание, в котором, по существу, приняли участие все классы и политические организации страны. Английские власти жестоко подавили восстание: были убиты несколько человек, десятки ранены, свыше четырехсот — арестованы, а несколько сотен человек были высланы из страны.
Но колониальные власти не ограничились только карательными акциями, было принято законодательства, позволившие установить в стране режим жесточайшей диктатуры. В ноябре 1931 года, согласно специально изданному королевскому указу, на Кипре упразднялись конституция, все выборные учреждения, общественные организации, закрывались клубы, запрещалось проведение собраний и митингов, политические партии объявлялись вне закона, было запрещено вывешивать греческие флаги, а также налагался запрет на преподавание в школах греческой истории. В 1937 году губернатор Кипра получил право отказывать в разрешении на въезд в страну любому киприоту, поведение которого не внушало властям доверия. А спустя два года был принят закон, по которому губернатор предоставлял полиции неограниченное право на арест и высылку с Кипра любого человека, заподозренного в антибританской агитации. Особенно тяжелыми были в этот период годы правления губернатора Герберта Пальмера (1933-1939 гг.), о котором все отзывались, как о деспоте.
И без того тяжелое экономическое положение киприотов еще более ухудшилось. В конце 30-х годов заработок кипрского рабочего составлял от 2,5 до 15 центов в день (по нынешнему курсу). Рабочий день продолжался от восхода солнца до заката, а магазины и мастерские ремесленников работали до 10 часов вечера. Крестьяне, земля которых за неуплату долгов переходила к ростовщикам, были вынуждены искать работу в городе, где и так была безработица, или уезжать за границу.
Начало Второй мировой войны и необходимость увеличения армии за счет жителей колонии заставила англичан несколько смягчить свою политику по отношению к Кипру. Был создан Кипрский батальон, за службу в котором киприоты первое время получали заработную плату. Геббельсовская пропаганда в своем радиовещании на Грецию призывала ее к нейтралитету в войне, обещая дать Кипр в награду за послушание. Колониальные власти в этот период пошли на закрытие многих шахт и предприятий, искусно создавая тем самым безработицу с целью привлечения большего числа жителей острова в Кипрский батальон. Но с момента вступления в войну Греции и Советского Союза многие киприоты, охваченные патриотизмом, стали сами, без какого-либо нажима со стороны англичан, записываться в ряды британской армии. В Кипрском батальоне плечом к плечу с греками-киприотами против фашистов сражались также марониты, армяне и турки-киприоты. Чтобы еще больше увеличить численность армии, правительство Великобритании пообещало после окончания войны предоставить Кипру независимость. Но несмотря на эти обещания, даваемые самим Уинстоном Черчиллем, который побывал на Кипре в январе 1943 года, запись в английскую армию резко сократилась в связи с оккупацией Греции.
АКЭЛ — Прогрессивная партия трудового народа Кипра, единственная в то время крупная политическая партия, была создана в 1941 году и стала преемницей Компартии Кипра. Руководство АКЭЛ было обеспокоено сложившейся ситуацией. Понимая угрозу фашизма, нависшую над миром, в своем обращении к кипрскому народу от 16 июня 1943 года АКЭЛ призвала вступать добровольцами в Кипрский батальон. Только в этот день в его ряды записалось 800 человек; среди них были и одиннадцать из семнадцати членов Центрального Комитета партии. По призыву АКЭЛ добровольцами в английскую армию отправились 1600 членов партии. В частях союзников по антигитлеровской коалиции сражалось около 33 тысяч киприотов. Патриотическое движение охватило весь остров. Всего в рядах греческого Сопротивления и союзных армиях сражалось 35 тысяч киприотов (10% от населения острова).
Примерно 2,5 тысячи киприотов попали в плен к немцам и находились в 10 лагерях для военнопленных, расположенных в Германии, Бельгии, Чехословакии, Югославии и Италии. Могилы более чем 600 кипрских воинов, отдавших свои жизни в борьбе с нацизмом, можно встретить на 49 военных кладбищах в 18 странах: от Северной Африки до Чехословакии.
Ветеран Второй мировой войны, бывший депутат парламента от партии АКЭЛ Христос Куртелларис, некогда сражавшийся в Италии, вспоминал: "Греки-киприоты и турки-киприоты воевали под единым знаменем антифашистского движения, мечтая об освобождении Кипра от английского господства".
Необходимо отметить, что еще до начала Второй мировой войны, в 1937 году киприоты уже воевали с фашистами в рядах Интернациональных бригад в Испании. Из семидесяти пяти человек, сражавшихся за свободу испанского народа, четырнадцать — остались навечно лежать в испанской земле.
В рядах воинов-интернационалистов находился и будущий Генеральный Секретарь АКЭЛ (с 1949 по 1988 гг.) Эзекиас Папаиоанну, получивший серьезные ранения, но затем продолживший службу в войсках противовоздушной обороны в английской столице.
После окончания Второй мировой войны правительство Великобритании не только не сдержало своих обещаний в отношении провозглашения независимости Кипра, но и чинило всевозможные препятствия возвращению солдат на родину. Многие из них долгое время оставались в военных лагерях в Северной Африке, ожидая момента, когда английское командование отправит их по домам.
Среди приглашенных на военный парад в честь 50-летия победы над фашизмом, который состоялся в Москве 9 мая 1995 года, значилось и имя тогдашнего Президента Кипра Глафкоса Клиридиса, воевавшего в рядах английских ВВС, а затем находившегося в немецком плену. На тот момент он был единственным в мире президент — ветеран Второй мировой войны. Нынешний Президент страны Тассос Пападопулос во время своего недавнего визита в Чехию, посетил военное кладбище в Праге, где похоронены 17 киприотов: 12 греков и 5 турок, отдав тем самым дань памяти всем кипрским воинам, сложившим свои головы вдали от родной земли в борьбе с ненавистным фашизмом.
Людмила Папаконстантину