Амазонки – кто они? Предки понтийцев и чеченских «черных вдов»?

Амазонки – кто они? Предки понтийцев и чеченских «черных вдов»?

13.11.2004 18:00

Амазонки – кто они? Предки понтийцев и чеченских «черных вдов»?

То, что в наше время женщины берут на себя все больше чисто мужских обязанностей, заставило многих социологов говорить о возвращении матриархата. Феминистки уже давно оформились в политическое движение. Женщины во главе правительств и государств отнюдь не редкость. В Греции представительницы прекрасного, но не слабого, пола возглавляют парламент, мэрию столицы, одну из парламентских партий. Наконец, если бы не «железная леди» Янна Ангелопулу-Даскалаки, не видать бы Афинам никакой Олимпиады.

Подобная тенденция заставила вспомнить об амазонках, которых некоторые исследователи называют мифологическим откликом на времена матриархата. С другой стороны, существует немало свидетельств, что женщины-воины под этим именем – реально существовавшее племя, обретшее свою государственность.

Амазонки встречаются у нескольких вполне авторитетных авторов древности, в частности у Геродота и Страбона. Совершая свой девятый подвиг, Геракл отправился в страну этих грозных женщин, дабы добыть пояс Ипполиты, тамошней царицы. Украшение сие было подарено самим богом войны Аресом. Не без труда, Геракл добыл пояс.

Известно, что амазонки под предводительством Пенфесилии пришли на помощь осажденной Трои, уже после того, как Ахилл уложил Гектора. Как и в истории с Гераклом, женщинам и тут ничего не светило. Хотя амазонки поначалу крепко всыпали войску Агамемнона, но тут вновь появился Ахилл и все испортил. Вслед за Гектором он своим коронным ударом пронзил и Пенфесилию. Иллюстрации этого события обошли многие вазы, кратеры и амфоры.

Согласно современным энциклопедиям, «Амазонки - в древнегреческой мифологии женщины-воительницы в Малой Азии и на побережье Меотиды (Азовского моря). Согласно древним преданиям, для сохранения рода вступали в брак с мужчинами других племен, отсылая их затем на родину. Родившихся мальчиков они отдавали отцам, девочек оставляли себе и готовили для войны».

Как не трудно заметить, географическое определение местожительства амазонок точно не названо. Такая путаница идет от античных авторов. Но прежде чем перейти к решению этой проблемы и тем самым ответить на озвученный в подзаголовке вопрос, уточним, а существовали ли амазонки в действительности. Или же это и точно историческая икота на матриархат.

В пользу версии о том, что амазонки не являются вымыслом, говорят, прежде всего, сочинения более десятка античных авторов, дошедшие до наших дней. В конце концов, верим же мы Геродоту во всем остальном.

Да, ошибки возможны. Геродот мог перепутать что-то в названии, в географии. Но он вряд ли принял бы мужчину за женщину и наоборот. Если амазонки определены как чисто женская государственность, то уж тут ошибка невозможна.

К тому же о женщинах-воительницах мы знаем не только от Геродота. Вот лишь короткое перечисление авторов и фактов: «Амазонки, в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии (из Аполлона Родосского). Обитают на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия), или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море), или в Ливии (из Эсхилла). А вступают в браки с чужеземцами (или соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены луком, боевым топором, легким щитом, сами изготовляют шлемы и одежду (из Страбона). Их имя якобы происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения оружием. Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против них сражался Беллерофонт (из Аполлодора и Гомера). Геракл осадил город амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты (из Эврипида и Гераклида). Тесей взял в жены Антиопу (мать Ипполиты), после чего амазонки осадили Афины и были разбиты в местечке, названном Амазонией (из Плутарха). Пенфесилея помогала троянцам в войне и была убита Ахиллом (из Диодора). Им приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. А Повсаний спорит с Пиндаром, сооружали ли амазонки аналогичное культовое строение, посвященное своей любимой богине в Дидимах.

Ну, как впечатляет? А если я скажу вам, что в историческом измерении еще недавно в Афинах существовали захоронения амазонок, погибших при осаде нынешней столицы Греции. Находились они на холме Ареопага. Это местечко так и называлось «Амазонио Иеро».

Английский археолог Кассон обнаружил могилы женщин-воительниц в Хэронее и Мегаре. Вновь не обойдемся без цитаты из Павсания, автора, написавшего первый и до сих пор самый подробный путеводитель по достопримечательностям Эллады: «Когда амазонки из-за Антиопы пошли войной на афинян и были побеждены Тесеем, то большинству из них было суждено погибнуть в сражении; Ипполита же, сестра Антиопы и в то время начальница женщин, с немногими из них бежала в Мегары; в сознании, что она причинила войску такое несчастье, она пала духом, особенно при таком положении дел, а тем более, видя невозможность вернуться домой в Фемискуру, поэтому она скончалась от горя, и, когда она умерла, ее тут и похоронили; по внешнему виду ее памятник похож на щит амазонки». Очевидно, английский археолог нашел могилу Ипполиты или ее воинов. Что еще раз подтверждает, что греческие мифы – совсем не мифы в современном значении этого слова, а поэтическое изображение реальных событий истории Античной Эллады.

На Кавказе, в Северном Причерноморье были обнаружены захоронения амазонок древности. Рядом с бусами на истлевших нитях лежали щиты, доспехи, а иногда и остатки сбруи.

Надгробный памятник амазонки Антиопы находился при входе в Афины по дороге из Фалиро через Итонийские ворота.

Теперь, когда реальность амазонок доказана, попробуем разобраться с географией. Начнем с того, что Фемискира, куда некоторые источники помещали царство этих грозных девушек - плодородная равнина в Понте. Согласно Вибию Секвестру, река Фермодонт (современное название - Терме-су) "составляет границу между страной колхов и амазонок". А город Фемискира находится у устья этой водной артерии.

Удивительно, но разные исследователи утверждают, что с одной стороны столица царства амазонок – современный Синоп (Никос Кумартзис), с другой – Трапезунд (фон Брикс). Хотя расстояние между этими городами – дистанция огромного размера. Синоп несомненно ближе к реке Фермодонт (Терме). Но это еще не ответ на загадку. Существует также и городок Терме близ Синопа. Между ними и находится река и можно предположить, что Фемискира располагалась как раз посредине. На глаз – оно так и было.
Хотя есть еще версия, что река за это время сменила русло.

Итак, Понт. Тогда получается, что эллинистическое царство, располагавшееся на этой территории и есть Амазония. А женщины-воительницы, соответственно, прародительницы современных понтийцев. Ибо патриотичные историки последних всячески настаивают, что ведут свой род от начала времен.

Что ж, быть наследником легендарного племени отнюдь не зазорно. Женщины эти не только славно сражались, но и построили сильное государство. Уже одно то, что они дошли до Афин и осадили их, говорит о многом. Только воинственный народ мог создать такие боевые, ритмичные танцы.

Но Понт – это всего лишь одна из теорий, хотя наиболее правдоподобная. Другая географическая точка, куда историки селят амазонок – северо-восточное побережье Черного моря. Здесь фантазия авторов не знает пределов. Так, например, татарский исследователь Каир Бек-али пишет: «Легендарный народ “Алазон”, населявший в те времена земли к западу от Днепра, сегодня больше известен по рассказам дерзких путешественников, которые сохранили чудные воспоминания об “одногрудых” амазонках, оставшихся по несчастью без мужей. Но кто же на самом деле были эти вдовы?

Шипящих в греческом нет, а их буква “С” между двумя гласными читается как русская “З”. Поэтому под именами “алазон” или “амазон” ученым удалось разглядеть название кочевого племени Алшин. Сегодня оно занимает треть Младшего Жуза казахов, встречается в Крыму, у казанских татар, башкир, ногаев и на Кавказе».

Амазонки оказываются и скифами, и татарами, и даже чеченцами. Вот что пишет ичкерийский исследователь Л.Усманов: «Существует легенда: когда Бог делил землю между народами, горцы устроили пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую оставил себе, — Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к скале Прометей, и где проживали воинственные амазонки, жил и живет сейчас наш народ — нохчи, более известный под именем чеченцы».

Честно говоря, когда видишь, с каким мужеством идут на смерть женщины этого народа, невольно вспоминаешь амазонок. Может в этом объяснение решимости «черных вдов»?
Вот как пишет Павсаний: «Только у одних этих женщин поражения не отняли решимости вновь подвергнуться опасности; несмотря на то, что Фемискира была взята Гераклом и что затем у них погибло войско, которое они послали против Афин, они, тем не менее, явились под Трою, чтобы сражаться против афинян и всех эллинов».

Невольно вспоминаешь, с каким безумным упрямством на протяжении уже нескольких веков чеченцы умирают за свою независимость. Может это наследственное от амазонок?
Интересно, что как у ичкерийцев, так и у понтийцев в обычной жизни женщины находятся в тени мужчин. Кровь амазонок дает о себе знать только при звуках боевой трубы.

Однако эти поэтические теории, скорее всего, далеки от истины. Как следует из боевой географии амазонок, появление отрядов их конницы летучей отмечено в диаметрально противоположных точках Древнего Мира – от Азовского моря до Ливии. Легенды об активных в военном смысле девушках-кавалеристках известны на Востоке. Соответствующее упоминание присутствует и в сказках «Тысяча и одна ночь».
Ну а кто такие валькирии, если не амазонки?

Такому географическому разбросу может существовать два объяснения.
Перовое, государства женщин, подобно существовавшему на Понте, появились независимо друг от друга в разных точках планеты. Возникнуть они могли в тех местах, где власть доставалась представительницам прекрасного пола. Женской, скажем так, партии. Верховным жрицам или царицам. Известно, что на острове Лесбос поэтесса Сапфо не только уделяла много внимания воспитанию девиц, но и занималась политикой. Ее поддерживали единомышленницы и не трудно представить себе некий дворцовый переворот с их стороны, направленный на свержение власти мужчин. Тем более что самой Сапфо последние вообще были без надобности. В конце концов, женщины же всегда знают, как правильней всего решить любые проблемы, как что лучше сделать.

Другое объяснение географического разброса. Амазонки были народ воинственный. Но создать империй подобно Римской или Александра Македонского они не смогли. Или не хотели? Может, они иначе использовали свою агрессивность?

В Средние Века некоторые государства зарабатывали тем, что сдавали в наем свои войска. Не принято говорить, но в битве на поле Куликовом разгром татар русской стороне был обеспечен наемниками-генуэзцами, строго вышколенными профессиональными вояками.
А в битве с крестоносцами на Чудском озере Александр Невский гарантировал себе викторию, прикупив себе уже наоборот несколько полков татарской конницы. Славились своей боевитостью литовцы, а у Папы Римского до сих пор швейцарская гвардия.

Не объясняется ли обширная география боевых подвигов амазонок тем, что их подразделения в качестве контрактников участвовали в сражениях по всему Древнему Миру? Поэтому женщин-воительниц видели то там, то здесь. То на Кавказе, то в Африке.
И последние. Реальное существование однополого государства, государства женского ставит под сомнение утверждаемую учеными противоестественность феминизма и лесбийских отношений. Амазонки успешно обходились в целом без мужчин, прибегая к их помощи только ради зачатия. В остальное время, они любили, трудились и воевали, причем, успешно, ведя, как бы теперь сказали, моносексуальный образ жизни. И это было в порядке вещей.

Удивительно, но и боевые успехи мужчин по ту пору тоже ставились в зависимости от, используя современный, неблагозвучный термин, гомосексуализма. Спартанские подразделения состояли из любовников. А лучше них воинов в Античной Греции не было. Разве что амазонки.

Сократ ГРАММАТИКОПУЛОС
"Афинский курьер"

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 9885

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.