Редкие картины из коллекции Георгия Костаки в Третьяковской галерее

Редкие картины из коллекции Георгия Костаки в Третьяковской галерее

06.07.2013 04:57
Третьяковская галерея покажет на выставке собрание Георгия Костаки, одного из крупнейших коллекционеров русского авангарда.

4 июля в Третьяковской галерее прошел вечер памяти известного коллекционера икон и русского авангарда Георгия Костаки.

В 1977 году, уезжая из России, коллекционер безвозмездно, без каких-либо условий отдал Государственной Третьяковской галерее 834 произведения своей поистине бесценной коллекции. Среди безвозмездно отданных им картин были и "Портрет Матюшина" кисти Малевича, и "Красная площадь" Кандинского, произведения Шагала, Попова, Лисицкого и огромного числа других представителей авангарда и агитационного искусства.

Во времена советской власти никому и в голову не пришло собирать произведения живописи и графики художников русского авангарда, искусства, противоречащего официальной идеологии. Но Костаки не только бережно хранил эти предметы искусства, заставляя тем самым авангардистов творить еще больше (каждый из них мечтал попасть в коллекцию "грека-чудака"), но и строил, казалось бы, безумные планы. Коллекционер мечтал создать выставку опальных художников, показать миру, на что способны русские живописцы. Ведь им действительно было, что показать.

Так, самым великим произведением революционной России Костаки считал "Восстание" Климента Редько. Преобладание красных и коричневых тонов, люди, заполняющие пространства геометрических фигур и вождь мирового пролетариата в середине, как центр всеобщих начал. И эта "картина века", как сам ее называл Костаки, висела не где-нибудь, а … в детской, в знаменитой квартире-музее на проспекте Вернадского 59.

- До сих пор к нам иногда приходят туристы с путеводителями непонятно какого года, хотят посмотреть на маленький музей. И каждый раз жалко их разочаровывать, говоря, что, мол, давно и нет той коллекции, вся она поделена на кусочки, вывезена за границу или разбросана по залам Третьяковки, -рассказала «ВМ» дочь коллекционера Алика Костаки.

Соединение великой коллекции в одном месте – животрепещущая проблема, о которой на встрече говорили все: от родственников и друзей Костаки, до генерального директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой. По ее словам, она давно мечтает соединить часть коллекции, что хранится в государственном музее современного искусства в Салониках, с той, что находятся в Греции у семьи Костаки, и объединить их с более 800 работами в Третьяковской галерее.

По словам Алики Костаки, отец предлагал представителям ЦК оставить галерее практически все, даже написал официальное обращение в министерство. Но ответа так и не последовало. Поэтому меньшая, но все же значительная часть коллекции отправилась вместе с ним в Грецию – только так было возможно ее сохранить.

Конечно, в тот момент Костаки понимал, что исполняет миссию спасения русского авангарда и передачи его будущим поколениям. По степени его заслуг, как говорят искусствоведы, можно сравнить с немецким археологом Шлиманом, фактически подарившим миру остатки гомеровского мира. Но в отличие от Шлимана, у Костаки не было ни государственной поддержки, ни всенародной славы. Свою миссию он исполнял "из-под полы", рискуя быть настигнутым соответствующими органами.

Теперь, спустя 23 года после смерти Костаки, когда музеи Парижа, Лондона и Рима борются за право выставлять произведения его коллекции, New York Times выделяет половину номера под освещение выставки его картин в Гугенхайме, крича, что не сходить на его выставку – просто безумие, а минкульт России наконец-то задается целью объединить все картины Костаки для масштабной выставки в 2014 году, можно сказать, что этот человек выполнил миссию своей жизни.
Источник:  http://vmdaily.ru

Количество показов: 4637


Чтобы обсудить новости, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



О цитировании наших новостей в других СМИ.