В Греции прошел фестиваль оливкового масла

07.08.2007 14:40

В Греции прошел фестиваль оливкового масла

В греческой деревне Селласия неподалеку от Спарты (область Лакония, полуостров Пелопоннес) в выходные прошел фестиваль оливкового дерева и оливкового масла.

Фестиваль проходит уже четвертый год подряд. В восьмидесяти павильонах представлены многочисленные сорта местных оливок и оливкового масла, а также вино, мясо, сыр и мед, изделия народных промыслов.

"На праздник пришло шесть-семь тысяч человек", - радуется руководитель оргкомитета фестиваля, греческий режиссер Манусос Манусакис.

В этом году фестиваль, безусловно, прошел с наибольшим размахом с момента его основания, к тому же заручился поддержкой правительства.

Греция не просто еще один производитель масла. Именно здесь оливковое масло родилось несколько тысяч лет назад. В нынешней Греции под посадки олив используется 60% обрабатываемой земли, здесь производится наибольшее число сортов оливок, и здесь же сосредоточена почти одна пятая часть мирового производства оливкового масла. Наконец, греки - самые заядлые потребители этого полезного продукта: в год на каждого жителя страны приходится до 23 литров оливкового масла, вдвое больше, чем в Испании - лидере международного рынка. В Греции официально признано до двухсот сортов и марок масла, внутреннее потребление стабильно, а экспорт растет.

Однако ситуация в отрасли совсем не безоблачная. Участники рынка, с которыми удалось побеседовать РИА Новости, считают, что многое нужно изменить.

"Мы третья страна в мире по производству оливкового масла, при этом, не побоюсь этого слова, первые по качеству. Но мы сильно отстаем в маркетинге", - говорит глава греческого "Агробанка" Димитрис Милиакос.

Подавляющее количество греческого масла идет на экспорт в бочках и разливается уже за границей, а впоследствии продается под испанскими и итальянскими марками.

"Сейчас мы экспортируем в бутылках не больше 6-7% оливкового масла, все остальное уходит в бочках", - признается мэр района Ойнунт и один из устроителей фестиваля в Селласии Эвангелос Валиотис.

При этом масло высшего сорта не просто продается под иностранными марками. Его часто смешивают с искусственно "облагороженными" отжимками, получая дешевый, но низкокачественный товар - а это вредит торговому имиджу Греции.

"На полках супермаркетов по всему миру стоит масло, смешанное из множества сортов, произведенных в разных странах. Продукт химической обработки дешевле, чем масло первого отжима, но по качеству они несравнимы. Потребитель должен знать, что, в сущности, это совсем разные продукты", - говорит Николаос Проковакис, представитель кооперативного объединения производителей масла Лаконии.

Оливковое масло по качеству делится на три категории:

1. Оливковое масло однократного холодного прессования (на бутылки, идущие на экспорт, ставится маркировка Extra Virgin olive oil). Это масло высшего сорта, первого отжима, с наиболее низкими показателями кислотности - не более 0,8%.

2. Оливковое масло холодного прессования (Virgin olive oil) - масло первого сорта. Как и высшая категория, этот продукт является чистым природным соком оливок, но имеет несколько более низкие органолептические показатели.

3. Натуральное оливковое масло (Pure olive oil). Это наиболее низкий сорт. Делается он путем смешения одной трети высокосортного масла с двумя третями химически облагороженного продукта, полученного из отжимков. Этот продукт вполне годен к употреблению в пищу, но беден характерным вкусом и запахом. В Греции данная категория вообще маслом не считается, а смешивание высших сортов с отжимками запрещено законом.

Иначе дело обстоит в других странах.

"Я далек от того, чтобы обвинять испанцев и итальянцев в порче нашего продукта. Мы сами себе вредим. В США греческие бизнесмены десятилетиями смешивали масло высшего сорта со всем, что в голову взбредет - неудивительно, что репутация продукта стала хуже", - жалуется глава кооперативного объединения Проковакис.

По его словам, мешает и сложившаяся система маркировки, когда потребитель путается в похожих названиях и часто не может понять, чем обусловлена разница в цене различных сортов.

Большинство участников рынка согласны, что реальным конкурентным преимуществом греческого масла может быть только качество, но никак не цена.

"Невозможно продавать высший сорт по цене смесей", - горячится один из местных производителей. При попытке выхода на китайский рынок он убедился, что его масло дороже, чем продукт других европейских стран, на два евро за бутылку - а это почти 30% минимальной отпускной цены. Выход один - убедить китайский средний класс платить больше за лучшее качество.

"У нас нет другого выхода, кроме как заниматься производством экологически чистого оливкового масла без удобрений. Мы растим оливы на склонах гор Тайгет и Парнон. Горы дают немного масла, но зато оно исключительного качества, и на качество мы должны делать ставку", - считает местный бизнесмен Николаос Пападакос.

Другая проблема - обилие производителей на рынке. "Мы не можем экспортировать все двести сортов по отдельности - потребитель в них запутается. Поэтому мы поручили "Агробанку" разработать пять "зонтичных" брендов греческого масла по географическому принципу", - говорит генеральный секретарь греческого Минсельхоза Костас Скиадас.

По его мнению, в этом случае каждый местный сорт получит гарантию качества и, не теряя идентичности, станет узнаваемым для покупателей.

"Греция сейчас может экспортировать примерно 150 тысяч тонн масла в год. Это не так много. Нам нужно сосредоточиться только на производстве оливкового масла высшего сорта", - считает Николаос Проковакис, руководитель местных кооперативов.

"Многое делается для улучшения экспорта. Раньше мы самое лучшее масло продавали в бочках, а теперь вывозим его самостоятельно в бутылках. Мы надеемся завоевать такие рынки, как Китай, Индия, Россия и США", - говорит Панайотис Дросос, глава греческой Организации внешней торговли.

Греческие производители рассчитывают на российский рынок, причем на конкретный его сегмент - магазины деликатесов. За вход в крупные торговые сети они платить не готовы, да и не желают снижать представление о греческом качестве.

Когда-то оливковое масло создало первую в мире рыночную экономику. Древние греки поняли, что растить пшеницу на каменистой греческой почве невыгодно, и решили экспортировать за границу продукты высшего качества - прежде всего, оливковое масло и вино - в обмен на зерно из более плодородных стран. Рост рыночных отношений заложил основу для экономического процветания Древней Греции.

Сегодня, спустя более чем два с половиной тысячелетия, Греция вновь стремится завоевать рынок оливкового масла. В условиях глобализации грекам предстоит убедить потребителей других стран не только в качестве своей продукции, но и в том, что за высокое качество стоит платить больше.

P.S. Комментарий greek.ru
Есть еще один тип оливкового масла - масло из косточек оливок Pomace (используется для жарки), которое греки не стесняются смешивать с Extra virgin и продавать в России :)

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 3822

ИСТОЧНИК: http://www.rian.ru/





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.