Ода солнечному меду

01.04.2005 12:40

Ода солнечному меду

Из всех даров Кипра мед, пожалуй, менее всего за метен своей органичной принадлежностью культуре этой страны. Вероятно, нужен длительный период времени, чтобы полностью прочувствовать и понять, что без этой сладкой тягучести невозможно было бы определение самого естества солнечного острова с его томной ленцой и сладострастной негой.

И речь вовсе не о бесконечных сладостях, хотя и о них тоже: “скажи, что у тебя на десерт, и я скажу, кто ты” — будь то постные шарики лукумадес с приторным до невозможности медовым сиропом или баклава, щедро политая все той же янтарной детской мечтой... То густой деревенский йогурт или кусочек анари,  украшенные  медовой струйкой, то ломоть душистого хлеба вприкуску все с тем же — таким обычным, и все же сакральным продуктом... “Медовую суть” этого острова тонко уловил Лоренс Даррел  в своих “Горьких лимонах” — чудных  кипрских зарисовках: вот у него колоритный киприот что-то пробасил медовым голосом,  вот теплый вечер такой медово-золотистый, а  воздух — весенне-медовый... Терпко сладок вкус Кипра...

И ведь неспроста! С древности Кипр на весь мир славился производством  благовонной смолы, воска и меда, ибо богатство  тогдашних лесов — кедровых, кипарисовых, дубовых, поражало воображение. Мед являлся одним из наиболее высоко ценимых продуктов в древнем мире, будучи основным источником сахара, лечебно-косметическим и консервирующим средством. Афоризм “Мед — внутрь, снаружи — масло” (lutus mulso, foris oleo) — стал выражением античной философии здорового образа жизни. Этот удивительный эликсир долголетия древние греки по праву называли пищей и даром богов. Подтверждение его сверхъестественных качеств видели в золотисто-солнечном цвете, а также в поверье, что пчелы получают мед, собирая росу с цветов. В Древней Греции его использовали в обрядах посвящения, и предполагалось, что поэты вкушают только мед. Гомером описан приготовленный на меду чудесный напиток кикеон, вдохновлявший воинов на подвиги. В мифологии именно мед был основой для нектара — божественного напитка, дарующего бессмертие.

Пчелки являлись атрибутами великой и ужасной Кибелы, Артемиды и Деметры, жриц которых называли “пчелами”, а жрецов-евнухов — трутнями. Уже в те далекие времена научно оформляются знания о разведении пчел, а также о питательных и лечебных свойствах пчелиного меда. К примеру, греки вставляли в ульи перегородки и регулировали ими излишние запасы меда. Начало научному пчеловодству положил Аристотель, основательно изучивший жизнь и распределение труда в пчелиной семье. Называемый “светилом древнего пчеловодства”, он считал, что мед имеет особенные качества, исключительно благоприятные для человеческого организма. Гиппократ, известный как реформатор древней медицины, успешно применял пчелиный мед при многих заболеваниях. В его трудах говорится о его обеззараживающем свойстве и продлевающем жизнь людей действии. Кроме использования меда в качестве лечебного средства, считалось, что он является афродизиаком и способствует плодовитости, на его основе готовились всевозможные приворотные зелья. Нам в наследство от тех времен достались традиционные для Кипра грецкие орешки на меду — благословенье Афродиты...

С распространением  христианской религии, требующей много пчелиного воска для отправления культа, в развитии пчеловодства начался новый виток. Позднее ростовщики предпочитали брать проценты поднявшимся в цене воском, а священнослужители отпускали грехи за определенное количество бесценного товара. Мед становится не только символом чистоты, вдохновения, благодати, но и Божьего Слова вкупе с даром красноречия (вспомним "медовые речи"). Библейская Земля Обетованная описывается, как земля “меда с молоком”, являя собой образ духовного совершенства и материального изобилия. Не только в греческой, но и в арийской, ближневосточной и исламской традициях пчела — это аллегория души. В раннехристианском искусстве катакомб это благородное насекомое, отделившись от античной символики плодородия, стало символизировать восставшего из смерти Христа, а пчелиное жало — страдания миссии. Наивное представление, что пчела создает потомство таким же непорочным образом, как и цветы, на которых она кормится, стало основанием для признания скромной труженицы эмблемой Девы Марии. Так, в одном из первых апокрифов Мария говорит: "Я воистину была ульем, когда самая священная пчела — сын Божий — поселилась в моем чреве".

Необыкновенно богатый смыслами символ, особенно как пример этической чистоты, нравственности и одухотворенности, развитый в трудах проповедников, где мед — символ постепенно собираемой мудрости. Не потому ли монашеские сообщества стали иносказательно называть себя пчелами, величая саму Церковь Ульем, подчеркивая тем самым не только связь с Духом Святым, но и свое трудолюбие, кротость и умеренность. И по сей день "мэли" — таково красивое греческое слово — один из "намоленных" продуктов, предлагаемых  кипрскими монастырями миру внешнему.

“Не уморивши пчел, ты меда не достанешь”, — говорят  местные жители. Ведь для того, чтобы “сделать” всего лишь один-единственный килограмм меда, пчелиному рою необходимо проделать поистине титаническую работу — совершить 120-140 тысяч вылетов и собрать нектар с 5 000 000 цветков. А всю “человеческую” работу на Кипре выполняют 50 профессионалов-пасечников, у которых в общей сложности 12,800 ульев. К этому количеству добавим примерно тысячу работников, обслуживающих 28,000 ульев неполный день, — получится немало для маленькой страны! Работа кропотливая — годовой оборот меда на острове варьируется от 450,000 до 700,000 килограммов, а при благоприятных условиях — даже 1000,000! И не без вредности — в день пасечнику достается примерно 30-50 укусов.…
Есть на острове и своя особенная пчела, названная Кипрской. Ее отличают ярко-оранжевые сегменты, хотя обычно они черные, расположенные у головы. Пчелиная матка массивнее, ее главным отличием служит оранжевая полоска на брюшке. Эти пчелы, благоденствуя в горячем и сухом климате, намного активнее своих соратниц: производят меда больше 30 килограммов в одном улье. До недавнего времени  это был единственный вид, но пару лет назад пасечники обнаружили новый: возможно, пчелок занесло ветром, и, кажется, они здесь начинают приживаться. Следует отметить, что все пасеки контролируются Министерством сельского хозяйства, проверяющим качество производимых продуктов и оказывающим необходимую поддержку “пчелиным мастерам”. Под  руководством Министерства несколько лет назад в деревнях Ероскопиу и Агрос были организованы центры по обучению пчеловодству.

В силу природно-климатической специфики на Кипре, как и на всем Средиземноморье, преобладают густонасыщенные, чуть красноватые меды. Самый светлый мед — цветочно-луговой. Все виды цитрусовых обычно янтарного цвета. Тимьяновый и эвкалиптовый —  темные с разнообразными оттенками. Однако цвет меда не является стабильным признаком. Мед, собранный с одних и тех же медоносов, часто имеет разную окраску в зависимости от районов произрастания растений. Так,  цвет пыльцы  цитрусовых, варьируется во всем великолепии желто-коричневой гаммы. К тому же, известно,  что пчела не может собирать пыльцу только с одного вида растений, и никогда не докладывает, где она была.  Поэтому речь всегда идет о смешанных сортах меда, где преобладают те или иные сборы. Хороший взяток на Кипре дают также персик, маслина, миндаль, айва, хурма и, представьте, цветущий лук. Каштан образует темный густой нектар с большим содержанием сахара. Арбузы, тыквы, кабачки и дыни, имеют большое значение для местного пчеловодства: с них получают по 20-30 кг меда с гектара. Акация желтая разводится по всему острову как красивый декоративный кустарник и используется для создания живых изгородей вокруг пасек.

Несмотря на обилие меда во всевозможных магазинчиках, найти настоящий кипрский мед непросто. Раскрою секрет: если вы ищете медок, обладающий всеми целебными свойствами, — поезжайте на пасеку, чтобы выбрать самый свежайший и полностью соответствующий вашему вкусу. Мед — тончайшая субстанция, слишком чувствительная к перепадам температуры, влажности, свету, запахам и фактору времени. А то, что продается в магазинах, как ни грустно, пригодно только для приготовления кондитерских изделий или как заменитель сахара. Либо это заведомо экстракт, либо мед, пастеризованный и подготовленный для коммерческого использования — потерявший всю свою ценность, но увеличивший калорийность.

Несколько советов, как распознать, какой перед вами мед. Во-первых, у настоящего меда консистенция тонкая и нежная — его можно легко растереть между пальцами, и он быстро впитается в кожу. Искусственный мед — его получают в тех случаях, когда пчелы вскармливаются только сахарным сиропом, не впитывается, а скатывается между пальцами в комочки. Во-вторых, если мед красиво прозрачен, и дно банки просматривается — запомните, перед вами мед, предварительно подогретый, а значит — "пустой"! Настоящий мед всегда более сдержан в своем цвете и неоднороден по своей структуре. Кроме того, натуральный мед всех сортов вызывает в гортани ощущение терпкости, легкой теплоты, а гретый мед имеет привкус карамели. И самое главное — "липовый" мед никогда не засахаривается. Хотя для хорошего меда срок засахаривания — две недели. Причем кристаллы сахара должны быть мелкими. Крупные кристаллы указывают на то, что пчел кормили сахарным сиропом. Чтобы определить, добавлялись ли в мед сахар и вода, нужно на лист бумаги, хорошо впитывающей воду, капнуть мед. Если при растекании меда на бумаге образуются влажные пятна, то мед с добавками. Пробовать мед — пустое дело. Вас хватит исключительно на первую пробу. Вкус другого сорта вы уже не распознаете. Дело в том, что мед обладает очень сильным и устойчивым вкусом. Во рту он держится от двадцати минут до получаса. И еще. Главное в любом меде — не сладость, а как раз наоборот — кислинка, которая ощущается в послевкусии. Она создается смесью кислот и минеральных веществ. Соответственно, чем сильней этот кисловатый привкус, тем мед полезней. Такой мед обладает повышенными бактерицидными свойствами. Но не забывайте, что за год мед теряет половину целебных свойств, за два — полностью превращается в бесполезный сахар. Поэтому столь нужный подарок природы не должен  застаиваться. Как напевал Винни-Пух: “Мед — это очень странный предмет, если он есть, то его сразу нет”…  

Полагаю, что из множества местных сувениров — "узелков на память" — мед, вне сомнения, — самый особенный! Ведь ничто  так не напомнит Кипр  своей теплотой и солнечностью, ничто так не согреет холодной зимой, ничто не передаст неуловимое ощущение причастности к древней мировой культуре… Совершенно отличный от других, неповторимый кипрский мед…

Ольга Фотиаду



КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 3261

ИСТОЧНИК: http://www.cyprusadvertiser.com





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.