Если не устанешь читать конечно. Здесь рассказыают про то же самое только по более, на примере директора по фамилии Теленчи. Кстате он упоминается и в ссылки.
С историей первого в стране Государственного греческого театра связана и моя семья по линии прапрадеда из села Малый Янисоль. Это – Даниил Даниилович Теленчи – дядя Виктории Ивановны. Как оказалось, его имя очень почитаемо среди мариупольцев, сохраняющих историю города.
Виктория Ивановна его помнит худеньким, очень подвижным, интересным и веселым человеком. Он учился в Харьковском театральном институте на режиссерском факультете. В каникулы жил в нашей семье, увлеченно делясь своими грандиозными планами. А планы у него были действительно большие. Он решил возродить историю возникновения греческих поселений на побережье Азовского моря и увековечить быт, нравы, культуру греков-эллинцев этой местности. Он писал стихи, пьесы, организовал греческий театр, где ставились его пьесы. Он был режиссером. Работа его окрыляла. А в 1937 году обрушилось на нас горе: Даня был арестован. В это время мой папа лежал после тяжелейшей операции дома, и мы со страхом ждали ночного визита к нам. Приехавшая из Бердянска тетя Липа с мамой перебрали все фотографии и уничтожили те, где был Даня.
По-настоящему изучить и понять историю Греческого театра возможно, лишь зная историю взаимоотношения искусства с советской действительностью.
Восстановить события в подробностях трудно. Мало сведений сохранили архивы, немного больше – газеты и журналы, совсем немного осталось свидетельств и воспоминаний современников.
В одном из номеров журнала «Театр и драматургия» за 1934 г. напечатана заметка: «В Мариуполе начал работу первый в СССР греческий театр. В составе 24 актера, в большинстве комсомольцы». Появление театра было неожиданным для мариупольцев. Его развитие шло сложным и, порой, мучительным путем. Будущий коллектив формировался с немалыми сложностями. Мысль о том, чтобы играть для греческого зрителя, многим актерам казалась сомнительной. Никто не знал, как это нужно делать. Проблем было много, но самая сложная – репертуар. Как формировать репертуар? По какому принципу выбирать классические пьесы и инсценировки? Театр открывал дорогу в прекрасный мир, в котором добро всегда побеждало зло. И трудно было определить ту грань, где кончалось «разумное и красивое развлечение» и начиналось воспитание, что для 30-х годов имело особое значение.
Греческий театр был молод. Но труппа делала главное – создавала спектакли. Она почти целиком состояла из вчерашних любителей, выступавших на самодеятельной сцене.
Только три актера – Даниил Теленчи, Юрий Драга, Георгий Деглари – оказались опытными профессионалами.
1933-1934 – годы становления. О трудностях становления театра говорится в статье Ф. Яли «Про один забытый театр», опубликованной в газете «Приазовский пролетарий» в марте 1933 г. Автор статьи пишет, что вначале на греческий театр никто не обращал внимания. Внутри труппы не было слаженности, у актеров – трудные материальные и жилищные условия. Приглашенный режиссер, ничего не изменил. Успеха не было.
Сезон 1933-1934 г.г. принес удачу. Пьеса В. Шкваркина «Чужой ребенок», (режиссер М. Хороманский) была заметным событием в культурной жизни города Мариуполя. Из газеты «Приазовский рабочий» узнаем, что «спектакль в целом получился веселый, жизнерадостный и типы реальные, жизненные».
В Приазовье греческий театр уже считали одним из интересных и живых творческих коллективов. В 1933 г. театр отправился в первую поездку по селам Приазовья. Ехали со спектаклем-концертом. В репертуаре были песни на греческом, украинском, русском языках.
В 1935 г. на труппу обратило внимание областное управление театрами Донбасса, что в корне изменило судьбу греческого театра. С этого времени все спектакли шли на греческом языке.
Сезон 1934-1935 гг. для театра был беспокойным. Так как театр был передвижным, в его репертуаре были небольшие пьесы с несложным реквизитом. Одновременно в театре велись споры, какие пьесы ставить: классику, современные пьесы местных авторов, спектакли-концерты? Гастрольная афиша включала спектакли «Шестеро любимых» А.Арбузова и «Лекарь поневоле» Мольера. В этот сезон театр возглавил художественный руководитель Михаил Хороманский. Режиссер – Даниил Теленчи.
В период становления греческого театра стало понятно, что ему необходимы профессиональная драматургия и литература.
В 30-ые годы доступным источником греческой литературы стали газеты разного плана: «Греческие страницы», «Коллективистис», «Воинственный колхозник», «Большевистские темпы». Из авторов, которые писали на румейском языке широко известен Георгий Костоправ, менее – Леонтий Хонахбей. В 1933 г. выходит в свет альманах мариупольской греческой литературной группы «Флогоминитрис спистес» («Искры, предвещающие пламя»). В альманахе приняли участие около двадцати авторов, напечатавших полсотни статей, рассказов, стихотворений – оригинальных и в переводах. Среди них поэты Георгий Костоправ, Василий Галла, Даниил Теленчи. Разные по своему общественному положению, возрасту, образованию, роду занятий, авторы были едины в стремлении развивать греческую литературу греков Приазовья. Новая литература стала оказывать серьезное воздействие на творчество греческого театра.
Начиная с 1936 г., в афише театра неуклонно уменьшается доля русской и зарубежной классики. Их место стали занимать произведения местных авторов.
Ставятся новые пьесы Георгия Костоправа: «Весна возвращается» – о греческих колхозах Мариупольщины и «Осенние листья». Поэт и режиссер Даниил Теленчи пишет драму «Плогаризма» («Расплата»), которая отражала жизнь греков-переселенцев Приазовья в дореволюционное время. Постановка этой пьесы имела важное значение для самоутверждения театра.
Греческий творческий коллектив не мог бы осуществлять взятую на себя обязанность строить новый советский театр с национальными традициями, если бы его репертуар и дальше строился только на литературной и драматической классике. Даниил Теленчи писал свою пьесу, пользуясь творческими советами всего коллектива. В этом спектакле впервые на местной сцене нашли свое воплощение образы людей с их национальными особенностями, бытом и колоритным юмором.
Исследователи судьбы греческого театра отмечают, что Д. Теленчи был примером актерского мастерства и бескорыстного служения театральному искусству. После того как Д. Теленчи окончил Харьковский музыкально-драматический институт, в 1936 г. Наркомпрос направил его на работу в Мариупольский греческий театр заведующим литературной частью и очередным режиссером. Д. Теленчи был талантливый человек, замечательный поэт, переводчик, режиссер. Природный практический ум, художественный вкус, поэтический дар позволили ему в свои 27 лет справляться с многочисленными обязанностями: писать пьесы, переводить на греческий язык классическую драматургию, заниматься режиссурой, читать лекции по истории театра. Несмотря на молодость, Д. Теленчи умел сплотить вокруг себя единомышленников, прекрасно знал всех актеров и их возможности, умел с ними ладить.
Изучая историю семьи, мне пришлось окунуться в жестокие 30-ые годы XX века. Одна из этих жестоких страниц – гибель греческого рабоче-колхозного театра.
Его труппа работала с успехами, ошибками, радостями, неудачами, но его история, как национального театра, была прервана.
В декабре 1937 г. этот творческий коллектив неожиданно для мариупольцев был объявлен «посредственным театром, сохранение которого не являлось необходимостью» и закрыт. Театр был полностью разгромлен.
Арестовали бывшего директора и художественного руководителя Георгия Деглари, актера Савву Янгичера, Георгия Костоправа. 23 декабря был арестован заведующий литературной частью, режиссер Даниил Теленчи. Они были обвинены как участники греческой «контрреволюционной, националистической, диверсионно-повстанческой организации» и были расстреляны в конце 1937-1938 гг.
В 1938 г. аресты продолжались. Театр опустел. Все светлое и хорошее, большая многолетняя дружба актеров греческого театра – было в прошлом.
Естественно возникает вопрос: что же произошло в действительности, какова реальность? Представить это нельзя вне социально-политического контекста 30-х годов.
В январе 1936 года при Совете Народных Комиссаров СССР был создан Комитет по делам искусств. Волей Комитета пресекалась деятельность многих творческих коллективов, обвиняемых в «формализме».
Такие ярлыки наклеивались не только на столичные, но и на провинциальные театры. Центральные газеты критиковали национальные театры, пытаясь представить их как коллективы, «не имеющие ясной художественной программы, не как театральные коллективы, а как случайные актерские сборища». Раздавались упреки в приверженности к «замшелым формам ползучего реализма», в серости, непонимании идей социализма.
В период подготовки к партийной «чистке» многочисленными проверками были обнаружены «серьезные недостатки в деятельности театров и их руководителей». По результатам проверки Мариупольского греческого театра был сделан вывод: «театр далек от конкретных задач социалистического строительства». На протяжении шести лет работы театра сменилось пять директоров. Последним директором в 1937 г. был Даниил Теленчи.
Чтобы скомпрометировать театр, в газете «Приазовский пролетарий» появляется статья «Театр, потерявший успех». В ней критикуется игра актеров, говорится о сомнительном репертуаре, о непонятном диалекте, на котором играются пьесы.
Дело не ограничивалось газетными обвинениями. Началась физическая расправа над интеллигенцией, любая деятельность в области национальной культуры преследовалась как проявление «национализма».
В рамках так называемых операций по национальным линиям репрессии НКВД коснулись различных слоев греков. Репрессии продолжались и в 40-х годах. <...>
Ну что братан узнал что нибудь нового.
ТРАПЕЗУНД жив в наших сердцах...