Кризис в туризме: туристические фирмы обанкротились, но общество ищет потребности в защите

Кризис в туризме: туристические фирмы обанкротились, но общество ищет потребности в защите

27.03.2013 11:45

Во времена практически каждого экономического спада, которые происходят довольно регулярно, сразу становится видно, где находится перебор предложения туристической отрасли, а где ниша не перенасыщена. И это относится не только к крупному туристическому бизнесу, но и к самым примитивным конторам: туристическим агентствам. Яркий тому пример – туристическая отрасль в России, а, точнее, ее регионов, где соотношение, образно говоря, турфирм к туристам варьируется в довольно широком диапазоне.

Если начать со среднего и крупного бизнеса, то наиболее яркие представители зависимости от экономического кризиса – это, конечно же, туристические операторы. Так, кризис 2011 года показал нам, кто, к примеру, зависел от кредитных организаций, а кто выбрался из кризиса с довольно неплохой прибылью.

Казалось бы, конечному потребителю кризис, возможно, и выгоден (здесь не будем рассматривать снижение доходности это конечного потребителя): как правило, значительно снижfется стоимость туров, появляется сравнительно высокое число горящих путевок. Так, взяв в качестве примера один из Приволжских регионов, то количество, а, главное, стоимость горящих туров из Казани увеличилось на сотни процентов и уменьшилось на десятки процентов соответственно. Однако, следует принять тот факт, что с падением цен, как правило, падает и качество предоставления услуг, и здесь данный фактор был представлен наиболее ярко. Давайте вспомним, как в Тайланде отельеры чуть ли не держали наших туристов взаперти из-за неоплаченных туроператорами номеров, где первые проживали, как в Турцию из Казани задерживались вылеты в лучшем случае, а в худшем – отменялись вовсе.

А теперь посмотрим на послекризиный период (хотя бы начиная с начала 2012 года до текущего месяца (март 2013)): казусы, которые встречаются крайне редко, в основном, касаются задержек (но не полных отмен) рейсов и проблем разве что с экскурсиями, и все это далеко не по причине неоплаты второй стороной третьему лицу. Кроме того, вылеты по популярным направлениям: те же Турция, Египет, Тайланд и Италия из Казани происходят регулярно и без заморочек.

Отсюда следует сделать вывод, что кризис для туризма вреден однозначно и безоговорочно: ни авиакомпании, ни отельеры, ни туристические операторы, ни, наконец, конечный потребитель туристического продукта не заинтересован в падении качества, в том числе и даже на фоне падения стоимости этого самого турпродукта.